Без клейма, ярлыков и стигмации
Печально, но факт остается фактом - стигмация детской психиатрической службы по-прежнему высока и является серьезной проблемой. Сложившаяся ситуация не только ухудшает социальную адаптацию маленьких пациентов и приводит к снижению качества их жизни, но и препятствует своевременному и правильному лечению. Внушительное количество детей с относительно легкой степенью психических расстройств страдают от стигмации в большей степени, чем от самих проявлений болезни. В результате родители, идущие на поводу у собственных страхов, обращаются за специализированной помощью к неврологам в обход профильных специалистов, что зачастую препятствует благополучной компенсации таких больных - драгоценное время уже упущено. Почему мамам и папам в случае каких-либо отклонений необходимо показать своего ребенка в первую очередь детскому психиатру, какие признаки могут указывать на задержки в развитии, и могут ли они быть уверены, что данная информация сохранится в тайне, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Анастасия Горохова.
Две большие разницы
- Анастасия Витальевна, какие принципиальные отличия существуют между неврологами и детскими психиатрами?
- Детская психиатрическая служба существует давно, еще Зигмунд Фрейд акцентировал внимание на ее ключевой роли в решении различных проблем, связанных с душевными недугами. В Советском союзе был период, когда этими вопросами занимались психоневрологи - врачи с сочетанной подготовкой в области детской неврологии и психиатрии. Потом эти две специальности разделили, и у родителей до сих пор остался сильный страх перед психиатрией - они предпочитают обращаться к неврологам. Но у нас совершенно разная подготовка - иной уровень и объем знаний, другой подход к трактованию симптомов и назначению лекарственной терапии. К примеру, то, что принято называть СДВГ - синдромом дефицита внимания и гиперактивности, может быть проявлением мании, т.е. симптомами психического заболевания. Они внешне выглядят похоже, но, лечатся по разному, и, принимая во внимание нюансы поведения ребенка и его энергетическое наполнение, детский психиатр способен отделить патологию неврологического профиля от душевного расстройства. Опытный специалист может выявить отклонения даже по взгляду ребенка. При этом я нисколько не умаляю значение неврологов - они занимают конкретную нишу и успешно лечат свои патологии, у нас много детей на совместной курации.
- Чем же чревато игнорирование детских психиатров, к каким последствиям это может привести?
- Если это психиатрический диагноз, сколько бы родители не кружили вокруг да около, не питали свои страхи и переживания, но как только ребенок входит в социум и получает сверхнагрузку при своем статусе, они будут вынуждены обратиться к профильному специалисту. Но при этом мы получим проблемную ситуацию - время упущено, периоды и возможности для успешной компенсации закрыты. А если бы мамы сделали это при первых тревожных признаках, многих серьезных последствий удалось бы избежать. Мы настаиваем на том, что чем раньше ребенком займется профильный специалист, тем лучше будет лечебный эффект и психическая стабилизация к школьному возрасту.
О чем расскажет взгляд ребенка
- И все-таки что должно послужить поводом для родителей показать своего ребенка профильному специалисту, и с какого возраста можно это делать?
- Если ребенку год-полтора и вы видите, что у него либо снижена эмоциональная активность, либо он сильно расторможен, т.е. налицо проявление крайних полюсов поведения, то это в любом случае повод насторожиться. Или, к примеру, когда ваш малыш в определенном порядке выстраивает игрушки, смотрит как бы сквозь вас, и чтобы зацепить его взгляд, вы прилагаете усилия голосом, совершаете какие-то движения, это может свидетельствовать о задержке развития. Также следует опасаться неприятных для психического здоровья вашего чада последствий, если у вас перед беременностью была гормональная нагрузка, медикаментозная подготовка к родам или они отличались от естественных. Все это факторы риска перинатального развития ребенка, которые могут негативно влиять на более глубокие подкорковые структуры и диэнцефальные зоны, способствовать их разбалансировке.
В более позднем возрасте причиной для беспокойства должны служить нарушения речи не просто как звуковой системы, а именно инструмента коммуникации. Поэтому мы заостряем свое профессиональное внимание на довербальном периоде: как ребенок взаимодействует с окружающим миром при помощи мимики и жестов, как работает его понятийный аппарат. В любом случае при нарушениях запускать механизмы и зоны речи необходимо только со специалистом, иногда ребенка нужно «запитать», а не стимулировать, зачастую в этом - первое отличие в подходе специалистов.
- Какие ресурсы и возможности есть в вашей больнице для раннего выявления и профилактики психосоматических нарушений?
- Именно для этих целей у нас существует медико-реабилитационное отделение на Жигура, 46 во Владивостоке, где работают клинические психологи, логопед, дефектологи, все с углубленной подготовкой по детской психиатрии, которые способны заподозрить первые признаки расстройства в самом нежном возрасте. Не случайно существует такое понятие, как четвертый триместр беременности, который не имеет отношения к периоду вынашивания плода и вступает в свои права в первые три месяца жизни ребенка, когда он привыкает к новым условиям существования и адаптируется к миру вне утробы. В этот период важно носить ребенка максимально близко к телу, он еще слышит те шумы, которые слышал внутри, плюс — это дополнительный инфракрасный прогрев. Поэтому важнейшее место в системе реабилитационных мероприятий занимает нейрогравитационная психотерапия - это люльки на пружинах с удержанием веса, которые имитируют нахождение плода в утробе матери в ресурсном варианте. Данные устройства применяются для коррекции и профилактики психосоматических проблем, в случае задержки психического развития и если ребенок пережил какие-то перинатальные травмы.
Тайна за семью печатями
- Насколько конфиденциальны полученные сведения, не станут ли они поводом для дальнейшей социальной дискриминации ребенка?
- Ни в коем случае - мы работаем в закрытой информационной системе, все полученные данные о состоянии и диагнозе маленького пациента надежно защищены и строго конфиденциальны. Сам факт обращения за психиатрической помощью является охраняемой законом информацией, которая не выходит за стены специализированного лечебного учреждения. При этом родители должны понимать, что существует два вида учета - диспансерный и консультативный. На последнем находится большое количество детей, и все это делается исключительно в интересах самого ребенка. К примеру, на каждом участке Владивостока на учете может стоять от полутора до трех тысяч маленьких пациентов, однако во взрослую службу мы передаем не более 40 медицинских карт, почувствуйте разницу! Здесь речь идет о детях с выраженными нарушениями и инвалидностью. Кстати, многие юноши, которые в 16 лет благополучно проходят призывную комиссию, ранее имели в анамнезе задержки речи, заикания, энурезы, но они выздоровели. И сведения о том, что эти ребята проходили специализированное лечение у психиатров, так и остались тайной за семью печатями. Данная информация не доходит ни до дальних родственников, ни до учителей, ни до работодателей, ни до врачей другого медицинского профиля.
- Поясните, пожалуйста, что такое психолого-медико-педагогическая комиссия и какие задачи перед ней стоят?
- Психолого-медико-педагогическая комиссия - это команда специалистов, состоящая из психолога, дефектолога, логопеда, психиатра, невролога, сурдолога и педагога, которые тестируют вашего ребенка и определяют его готовность к школе и детскому саду, предлагают выбор оптимального образовательного маршрута и программы обучения. Это вотчина системы образования, где наши специалисты играют важную роль. В ходе развернутого тестирования, которое можно пройти в нашем диспансерном отделении на Днепровской, 45, нейропсихологи способны определить зону поражения у ребенка, и шаги, необходимые для выхода из этого состояния.
Еще раз повторюсь - если родители бояться озвучивать диагноз и заставляют своих детей учиться в обычном классе по стандартной программе, создавая несоразмерную их возможностям нагрузку, то мы получим два параллельных вектора. Первый будет способствовать клинической декомпенсации ребенка, а второй станет спусковым крючком для активации буллинга и закладывания основ невротической личности. ПМПК призваны определить оптимальный маршрут для ребенка, и зачастую правильно и вовремя скорректированная программа обучения дает ему шанс адекватно дозреть, сохранить свою уверенность и устремления, развить способности и успешно реализоваться в жизни.
Поэтому забудьте о своих напрасных страхах, не бойтесь показывать ребенка специалистам — это убережет его от серьезных проблем в будущем, а адекватно составленная учебная программа в начальной школе позволяет ученику с задержками темпового развития при соблюдении всех рекомендаций выровняться со сверстниками уже к пятому классу!
Родители и дети по всем психосоматическим проблемам могут обратиться за консультацией в диспансерное отделение, расположенное на Днепровской, 45 во Владивостоке, тел.: +7 (423) 236-05-27, работает с 8 утра до 8 вечера. Если требуется нейрокоррекция малышам, мамы и папы могут записаться в медико-реабилитационное отделение на Жигура, 46 по тел.: +7 (423) 220-82-28.