Депрессия у детей - ответственность родителей
Некоторые врачи-психиатры уже окрестили депрессию, международный день борьбы с которой прошел 24 марта, главной болезнью наступившего века - по оценке ВОЗ, к 2025 году она займет третье место среди причин нетрудоспособности жителей планеты, а через 20 лет от нее будет страдать почти половина всего населения. Но мы почему-то забываем, что все проблемы - родом из детства. Именно в нежном возрасте закладывается фундамент будущей счастливой и гармоничной личности, способной получать радость от общения с окружающим миром, а не видеть жизнь в неизменно черном свете, сквозь призму меланхолии и тоски. Здесь роль родителей ключевая и определяющая. Но внутренний мир ребенка слишком хрупок, хаотичен и раним, чтобы в него можно было просто вторгнуться и расставить все по местам, создать там соответствующий представлениям взрослого порядок. Хотя мамам и папам очень многое по силам, и начать им необходимо прежде всего с себя.
Как измениться самому, чтобы помочь своему ребенку, научиться вовремя распознавать первые тревожные звоночки и в каких случаях интернет может выступить незаменимым справочным помощником, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач ГБУЗ «Краевая клиническая детская психиатрическая больница» Приморья Анастасия Горохова.
Подлинная подоплека проблем
- Анастасия Витальевна, с какого возраста у ребенка могут наблюдаться признаки депрессии, или как это состояние правильно называется у детских психиатров?
- Начну с того, что ребенок, проходя разные стадии своего развития, на каждой из них реагирует, исходя из той базы, которая у него есть. Если малыш на любой дискомфорт систематически отвечает криком, нарушением стула, кишечными коликами, отказывается от груди, то маме стоит обязательно задуматься, нет ли у нее самой внутри много эмоциональной горечи. Это могут быть страх и переживания за ребенка, обида на мужа, бабушек, которые не позволяют маме быть мамой и оттесняют ее от малютки. Я говорю о том, что первые признаки субдепрессивного поведения малыш проявляет еще в грудничковом возрасте. Источником в любом случае выступает мама и ближайшее окружение. К примеру, когда она ругается с папой, то в случае чего говорит - мы при ребенке не ссоримся, а делаем это в другой комнате. Т.е. как истинные материалисты мы отрицаем существование мощного эмоционального фона, который находится вокруг ребенка, и он в любом случае будет на своем уровне реагировать на скандалы между родителями, считывать негативные эмоции. Примите это просто как данность и постарайтесь создать в семье территорию мира и спокойствия, добра и уюта, творчества и позитивного настроения.
- А как реагируют дети постарше?
- К примеру, в двухлетнем возрасте это чаще всего именно запор или понос. Когда малыш сделал свое дело, все начинают радоваться и одобрять его действия, и он понимает — это единственное, чем он пока руководит. Как отомстить, понятно: я вам ничего не дам! И несчастные родители начинают безрезультатный бег по гастроэнтерологам и хирургам - анализы в норме, и что делать, совершенно непонятно. Хотя опытные врачи сразу направляют к детскому психологу или психиатру. Мы всегда говорим - никакие соматические заболевания нельзя вылечить, если не изменить внутреннюю установку человека. В своей практике мы говорим сразу с двумя пациентами - мамой и ребенком, вне зависимости от его возраста. Когда он подрастает и идет в садик, то начинает часто болеть.
Мы любим употреблять красивый термин «нейрогуморальная составляющая иммунитета», но забываем, что на первом месте стоит «нейро». Скорость и степень созревания мозга. И как отклик организма на изменение условий адаптации - регресс как способ оставаться маленьким - ребенку проще заболеть, и он уже зафиксировал вторичную выгоду. На фоне приема антибиотиков все силы печени уходят на переработку продуктов распада и интоксикации, эстафету при перегрузке подхватывают почки, кожа, потом и центральная нервная система. И мы видим изменения поведения, настроения и ухудшение соматического состояния. Поэтому группа детей часто длительно болеющих всегда требует участия в лечении детским психиатром или психотерапевтом - восстановление идёт на биохимическом уровне и на уровне ЦНС, необходимо исходить из того, что он телом выражает протест, и обратиться за консультацией к детскому специалисту.
- С какими проблемами чаще всего сталкиваются родители, когда ребенок идет в школу?
- То боль в животе, то в колене, то ребенок не может уснуть или до него невозможно добудиться, то постоянные ангины, то проблемы с желудком. В младших классах это всегда проявления маскированной депрессии или психоастении. На бытовом уровне я вам могу порекомендовать воспользоваться информацией из интернета, благо ее достаточно. Просто наберите в поисковой строке «психологическое значение…..» - заболевание выберите сами, в зависимости от вашей ситуации. Ангина - «хочу, но боюсь», насморк - «устал держать нос по ветру», и т.д. Вы на самом деле узнаете много нового и полезного для здоровья своего ребенка. Верить или нет - дело ваше, но спорить с этим бесполезно, я как врач говорю.
Истоки жизненной силы
- Вы упомянули об окислении организма - какое отношение оно имеет к детской депрессии?
- Человек так устроен, что в нем происходят разные окислительные процессы - мы рождаемся с щелочной средой, а с возрастом, заболеваниями внутренняя среда окисляется. Мы интуитивно ощелачиваемся - на бытовом уровне это и вдыхание картофельного пара, и вбрызгивание в нос морской воды, и солнечно-морские ванны летом. А для любого действия внутри необходимы ферменты, т.е. белки. Когда молоко скисает, оно сворачивается, также и мы - когда окисляемся, то даём сбой. И если вы наблюдаете у ребенка вялое состояние, начните с простого - сделайте щелочную ванну (пачку соды на полпачки морской соли), и лежите в ней по 10 минут в день. И вы поймете, насколько вам станет лучше и легче - восстановится сон, аппетит, вернутся жизненные силы. Здесь не требуется дорогостоящих лекарств - обратитесь к базе, к истокам, и не пытайтесь в первую очередь исправить верхнюю часть пирамиды, если перекошена нижняя. Когда подросток самостоятельно ходит по разным врачам, то это происходит на фоне тяжелой субдепрессии - услышьте его, помогите, он еще активно ищет помощи. Родители обязаны обращать внимание на любые изменения от принятой нормы поведения.
- Вы можете озвучить критерии этой нормы?
- Мы привыкли исходить из того, что правильно развивающийся ребенок не может быть ленивым, он не болеет, активен, инициативен и любознателен. Если вы видите, что выпадает хотя бы один из данных параметров, то стоит как минимум задуматься. А когда у ребенка серьезные проблемы с какими-то органами, то исходите из того, что там происходит спазм, т.е. нарушение кровоснабжения и нарушения секреторной функции. Часто провокатором выступает страх, и в зависимости от того, в каком участке тела он поселился, там и возникает болезнь. В частности, грудь, лёгкие - страх одиночества, живот - страх за жизнь, руки - боязнь контактировать с миром, и т.д. При опасности есть три механизма реагирования- или Бей, или Беги, или Замри. Кстати, современные дети в большинстве подвержены именно третьему варианту. Они замирают, спазмируют, и как следствие - гастриты, колиты, ангины, головные боли и насморки. Еще раз повторяю: если ребенок страдает каким-либо хроническим заболеванием, зайдите в интернет и посмотрите психосоматическую причину его возникновения. Соотнесите с ситуацией в семье, начните подход к проблеме ребенка с этой двери. Если запоры, спросите у него - что ты хочешь удержать?
Психогигиена - прежде всего
- Насколько важен для предрасположенности к депрессии и будущего развития личности в целом перинатальный этап?
- Мне очень нравится понятие «перинатальная матрица», и с какого бы уровня я не заходила - физического, химического, эмоционального, энергетического, когнитивного - способ реагирования или не реагирования я нахожу в период беременности и первых трех месяцев жизни малыша. Все идет с этапа его вхождения в эту жизнь. Родители жалуются - у ребенка проблемы в школе, он ничего не хочет, его ничего не интересует, он даже не хочет использовать в качестве образовательной площадки планшет или смартфон. Фильмы, игры, соцсети, постоянный просмотр чужих жизней тоже приводит к депрессии. Современные дети вялые, апатичные, им не хватает энергии, которая вырабатывается определенными клетками-митохондриями. И они не лечатся нейролептиками, это совершенно другая история. Депрессия подобна засохшим листьям, которым необходима подпитка иного рода. И тогда детский психиатр заходит с восстановления метаболического уровня, назначая ребёнку, как кажется, далёкие от психиатрии препараты. Но в любом случае при серьезных симптомах требуется помощь профессионалов, весь опыт врачевания передается только от специалистов к специалистам.
- Но вы ведь сами говорили, что получать эти знания можно и нужно самостоятельно?
- Да, изменить обстановку, исключить провоцирующие факторы, расширить понимание того, что происходит с вашим ребенком в причинном ряде, можно самостоятельно. Самообразовываться! Необходимо обязательно заниматься психогигиеной в семье, чему нас, к сожалению, нигде не учат. Сейчас есть возможность получать необходимую полезную информацию из бесплатных открытых источников. Такие знания позволят быть готовыми к любым неожиданным ситуациям, а главное - смотреть на мир и на ребенка комплексно, объёмно, а не только на симптом. Тогда придет понимание, что, к примеру, препарат, обволакивающий желудок, по большому счету ничего не даст. Если у вас постоянно изжога, задайте вопрос - а почему постоянно идет соляная кислота? Наш организм - единый гомеостаз, и если что-то перекрыл, загасил в одном месте, обязательно выйдет в другом. И здесь разрушения могут быть намного катастрофичнее, т.к. прежнее русло было обоснованным и правильным.
Я всегда говорю мамам на консультациях: смотрите на ребенка целиком. Молодые родители хорошо воспринимают подобного рода информацию, поэтому обращаюсь к среднему и старшему поколению: запишитесь сначала на прием к клиническому психологу сами, объясните ему жалобы ребенка. Ведь что такое бронхиальная астма? Это страх быть задушенным матерью, когда гиперопекающая мама забегает впереди ребенка и ворует его желания. Поэтому на консультации она говорит: «Я так хорошо понимаю свою девочку, ей даже просить ничего не надо»… А 13-летняя дочь жить не хочет, она не видит в своей жизни никакой ценности. Помните - любовью можно задушить, и глубокая депрессия у вашего ребенка вполне вероятно связана именно с этим. Но и родителей обвинять нельзя – психогигиены и психопросвещения нет в наших образовательных программах, хотя это важнейшая и ключевая дисциплина. Или возьмем такую ситуацию - мама готовит все парное, а у сына «медвежья болезнь», не прекращаются спазмы желудка. Вопрос не в желудке, а в страхе. И он находиться, и корректируется. Если есть в семье преждевременно ушедший брат или сестра, или другой значимый взрослый, мы, оберегая своё чадо, молчим, а ребенок не понимает причины грусти или горевания мамы и реагирует на это на соматическом уровне. И чем он младше, тем короче эти шаги.
Разные ценностные пространства
- Скажите, а в области ваших профессиональных интересов наблюдаются какие-то возрастные тенденции?
- Да, у нас пошли звонки в кризисно-адаптационный центр от 9-летних детей, и мы диагностируем у них выраженную депрессивную симптоматику по всем шкалам. Это апатия, отсутствие желаний или гиперраздражительность. Но безразличия намного больше, такое ощущение, что наши дети уже смертельно устали, хотя находятся в самом начале пути и должны быть полными сил и энергии. Мы сегодня живем в вертикальных плоскостях, а общаться нам нужно в горизонтальной. Урбанизированные дети не имеют связи с природой, с землей, не чувствуют ее через асфальт городских улиц, не насыщаются кислородом, без которого невозможны окислительные процессы. А мы нагружаем им голову, которая для выживания организму не является первичной- он будет питать сердце, печень, почки, но ни как мышление. И зачастую кажущаяся умственная отсталость у детей - вялость, заторможенность, не понимание, снижение памяти и концентрации в учебном процессе является на самом деле режимом суперэкономии энергии. Им элементарно не хватает живительного кислорода при отсутствии двигательной активности, и если вы после работы приходите и ложитесь на диван перед телевизором, то и ребенка мотивировать не получится, мы недеянием кормим недеяние. Начните с себя, и дети за вами потянутся, выезжайте вместе с ними за город, гуляйте, играйте, плавайте.
Конечно, дети, родившиеся после нулевых, так называемое поколение альфа - очень интересное. У них как правило молодые активные бабушки, они работают, развиваются, увлекаются разными оздоровительными техниками, правильным питанием. Есть еще одна интересная тенденция: 50 лет для послевоенного поколения и сегодня - очень большая разница. Соответственно, возраст детства и юношества тоже сильно отодвигается, современные дети позже доучиваются, много пробуют специальностей, позже женятся и рожают детей, позже становятся взрослыми. Но учит их старшее поколение, регламентированное жизненными границами, требованиями и интервалами своего времени. Поэтому идет серьезная сбивка, отсюда и непонимание, жизнь в разных ценностных пространствах. А мы их пугаем сроками «как надо» (учиться в институте, рожать, работать), которых у них нет на уровне клеточной памяти, и сами порой подталкиваем к пропасти.
- Анастасия Витальевна, в какие отделения вашей больницы и по каким вопросам могут обратиться родители?
- Родители и дети записываются на консультации по всем психосоматическим проблемам в диспансерное отделение, расположенное на Днепровской, 45 во Владивостоке, тел.: +7 (423) 236-05-27, работает с 8 утра до 8 вечера. Если требуется нейрокоррекция маленьким детям, мамы могут записаться в медико-реабилитационное отделение на Жигура, 46 по тел.: +7 (423) 220-82-28. Также дети до 15 с родителями и подростки до 18 лет могут самостоятельно обратиться в кризисно-адаптационный центр по тел.:+7 (423) 207-70-75, линия работает круглосуточно, бесплатно, анонимно.
Фото: VladMedicina.ru, sensationstation.ae, earth.com