Год испытаний прошли достойно

2087

Прошедший 2020 год взорвал привычные представления об алгоритмах оказания медицинской помощи не только в России, но и в мире. Новая коронавирусная инфекция стала причиной масштабных изменений в системе здравоохранения и настолько обогатила ее опыт, что еще долго будет служить источником для анализа и даже исторической хроники. Ведь многое было сделано впервые! Оглядываясь назад, мы не увидим примеров круглосуточной работы поликлиник в мирное время – а в 2020 году развернутые в регионе амбулаторные инфекционные центры принимали пациентов с симптомами ОРВИ 24 часа в сутки.

Как же развивались события прошлого года, насколько быстро смогла перестроиться система здравоохранения Приморского края в экстренной ситуации? Фиксировались ли при этом нарушения? Какие решения принимались и внедрялись в медицинских организациях региона для эффективного лечения людей с COVID-19? На эти другие вопросы корр. портала VladMedicina.ru ответила исполняющая обязанности руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю Татьяна Нестеренко.

Росздравнадзор, Татьяна Нестеренко, коронавирус, COVID-19

Первый удар инфекции

- Татьяна Серафимовна, давайте вспомним - с чего начиналась борьба с неизведанным вирусом?

- Прошлый год был уникальным – пандемия COVID-19 перевела на новые рельсы практически все службы здравоохранения, включая федеральные и региональные отраслевые министерства. И если в первом квартале Территориальный орган Росздравнадзора по Приморскому краю еще работал в обычном режиме, то уже с середины марта вводились изменения в нормативно-правовые акты. Они отменили сначала до мая определенные виды проверок контролирующим органом, а потом – все плановые проверки 2020 года в медучреждениях края.

- Что потребовалось в первую очередь?

- На начальном этапе необходимо было перепрофилировать лечебные учреждения под инфекционные госпитали согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 года N198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». За короткий срок в крае было развернуто около тысячи коек на базе инфекционного отделения Краевой клинической больницы №2, ВКБ №4 и других медучреждениях г. Владивостока, в дальнейшем госпитали открылись в Уссурийской и Находкинской городских больницах. В общей сложности было перепрофилировано около 2 000 коек в медицинских организациях края.

В апреле наш Территориальный орган Росздравнадзора проводил большую работу по оценке соответствия этих госпиталей требованиям, изложенным в приказе. Учитывались наличие коек для госпитализации, соответствующего оснащения, специалистов для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты. Вся информация отражалась в специальных опросных листах, на их основе готовилась справка главному федеральному инспектору по Приморскому краю Сергею Грызыхину, полпреду президента РФ по ДВФО Юрию Трутневу и в дальнейшем включалась в общероссийскую базу данных.

- Сталкивались с недочетами?

- Мы охватили все инфекционные госпитали и отделения на тот момент- во Владивостоке, Находке, Уссурийске. Когда было возможно, выезжали лично, а когда ситуация уже не позволяла находиться на местах, вели диалог по видеосвязи. В основном, специалисты Росздравнадзора устанавливали соответствие требованиям приказа. Но если в медорганизациях находились недостатки, никаких карательных мер не применялось. Работа шла в конструктивном ключе и была направлена на решение обнаруженной проблемы.

- Какие рекомендации давали медучреждениям?

- По поручению заместителя председателя правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяны Голиковой, приморский Росздравнадзор принимал участие в проверках летальных случаев от новой коронавирусной инфекции. Мы запрашивали все истории болезни со смертельным исходом пациентов с COVID-19 и проводили документарные проверки, привлекая нештатных экспертов. До июля, пока действовало это постановление, было проанализировано более 40 случаев. Как правило, выявляли полное соответствие лечения, обследования, наблюдения пациентов. Замечания, сделанные в 3-5 историях, касались невнесения медработниками протоколов патологоанатомического исследования в специально заведенный федеральный регистр. Дело в том, что на врачей, средний и младший медицинский персонал легла очень большая нагрузка и не все могли потратить время на оформление данных. Но затем в учреждениях стали выделять для такой работы немедицинского работника и все наладилось. Надо сказать, что в период первой волны пандемии в Приморском крае уровень смертности от новой коронавирусной инфекции был невысоким, по сравнению с показателями по России.

Беспрецедентные меры

- Какие еще направления работы были актуальны?

- Постоянно велись мониторинги, не менее 100 видов. Один из самых важных касался средств индивидуальной защиты и антисептических средств. С их дефицитом жители Приморья столкнулись еще в феврале. В управлении сразу была открыта горячая линия, информация оперативно размещалась на сайте, мы постоянно находились в диалоге со средствами массовой информации. Наши специалисты ежедневно отслеживали наличие масок и антисептиков в аптечной сети, медицинских организациях, предприятиях оптовой и розничной торговли, вносили информацию в АИС.

Центральный аппарат Росздравнадзора отправлял данные всех регионов в правительство РФ, где оперативно принимались меры по устранению дефицита средства индивидуальной защиты всех видов. Это было очень напряженное время. Каждый день проводилось по 3-4 видеосовещания с участием глав и представителей правительства РФ, Министерства здравоохранения, Минпромторгом, центрального аппарат Росздравнадзора и благодаря четкой координации действий принимались беспрецедентные меры. За короткое время было налажено новое производство – перепрофилированные компании начали шить маски, костюмы, халаты, высокие бахилы. Дефицит быстро сошел на нет: население было обеспечено СИЗ, цена на которые снизилась.

- Татьяна Серафимовна, все ли гладко шло в этом плане в Приморье?

- Не всегда. Со ссылкой на правоохранительные органы могу сказать, что несколько организаций, заявивших себя производителями масок с регистрационными удостоверениями Росздравнадзора, по факту не вели такую деятельность. Сейчас этими компаниями занимается полиция.

- В дефиците оказались и лекарственные препараты, которые применяются при лечении коронавирусной инфекции…

- Совершенно верно. В конце октября–ноябре, уже во время второй волны пандемии, в Приморье возник ажиотаж: в аптеках стали пропадать противовирусный арбидол и антибиотик азитромицин, которые люди покупали про запас. Затем возник дефицит на гормональный препарат дексаметазон, который используют в тяжелых случаях при определенной клинике. Но и эти моменты были преодолены, в том числе, с помощью разъяснительной работы с населением. Дело в том, что применять некоторые из этих лекарств без рекомендации врача небезопасно.

- А в целом схема лечения признана верной?

- Несмотря на то, что вышла уже десятая редакция методических рекомендаций Минздрава РФ, кардинальных изменений нет. В частности, много было споров о гидроксихлорохине, но все-таки он остался в основных схемах лечения и по сей день. В большей степени менялись подходы в процессе изучения и клиники, особенностей течения заболевания, разрабатывались схемы для амбулаторного и стационарного лечения - с пневмонией или наличием цитокинового шторма. Все четко прописывалось, и врачи действовали строго в рамках рекомендаций Минздрава.

- Татьяна Серафимовна, вы коснулись второй волны пандемии. В Приморье сложилась непростая ситуация осенью…

- Да, после летнего затишья возобновилась напряженная работа. Мы столкнулись с тем, что мощность лабораторий для ПЦР-анализа и компьютерной томографии для исследований легких не соответствовала массовому наплыву больных в это время. Появилось огромное количество обращений граждан - невозможно сдать анализ, дозвониться в поликлинику, попасть к врачу или вызвать его на дом, скорая помощь не приезжает... В день поступало до 40 звонков! И весь коллектив работал на горячих линиях вплоть до того, что лично звонили в сложных случаях в медорганизации.

Все это было, но минздрав Приморского края и лично его руководитель Анастасия Худченко решали эту острую проблему. В частности, наш регион одним из первых в России организовал круглосуточную работу амбулаторных инфекционных центров, куда могли прийти люди с симптомами COVID-19 и получить медицинскую помощь. До сих пор АИЦы работают во Владивостоке, Артеме, Уссурийске, Находке, Арсеньеве, Лесозаводске, Партизанске, Спасске.

2021 год пройдет под знаком вакцинации

- А как в целом выглядел Приморский край на фоне других регионов?

- Он твердо занимал позицию в середине рейтинга. Изменения отслеживалась регулярно: мы ежедневно принимали участие в селекторных совещаниях центрального аппарата с территориальными органами, отчитывались о ситуации в регионе. Кстати, наши коллеги заинтересовались открытием амбулаторных инфекционных центров, и мы делились опытом.

- Что положит в копилку знаний напряженная работа в течение всего 2020 года?

- На мой взгляд, главный результат в том, что медицинские сотрудники поняли, насколько сильны и как много могут сделать за столь короткое время. Несмотря на то, что люди работали сутками, у них оставалось желание получать новые знания. Например, коллектив Владивостокского клинико-диагностического центра во главе с главным врачом Анжелой Кабиевой прошли обучение и пошли работать в «красную зону» инфекционного госпиталя. Это говорит о том, что специалисты верили в себя, а теперь точно знают - в неординарной ситуации смогут все преодолеть. Я бы сказала, это опыт познания собственных ресурсов.

- Татьяна Серафимовна, это в полной мере относится и к Территориальному органу Росздравнадзора по Приморскому краю…

- Действительно, за самоотверженный труд в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией на территории Российской Федерации наш коллектив получил грамоту от руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Аллы Самойловой. Кроме того, мне и начальнику отдела Ирине Беккер были вручены благодарности министра здравоохранение РФ Михаила Мурашко за участие в мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.

- А с чем все-таки не удалось справиться?

- К сожалению, в Приморье высок уровень досуточной летальности от COVID-19 и пневмонии. Также в 2020 году было зафиксировано четыре случая материнской смертности с учетом новой коронавирусной инфекции. Увы, это печальные показатели.

- В 2021 год мы вступили вооружённые вакциной…

- Массовая иммунизация населения является основной задачей этого года. Чем больше граждан привьются от новой коронавирусной инфекции, тем быстрее будет выработан иммунитет, а риск третьей волны COVID-19 снижен. После небольшой приостановки в производстве «Спутника V» мы ожидаем крупные поставки этой вакцины в регион. Есть исследования о том, что она защищает также от британского и африканского штаммов, потому прививка важна.

- Приморские ЛПУ возвращаются к доковидному режиму работы?

- Да, здравоохранение Приморского края переходит на привычные рельсы, вернулись плановая госпитализация и диспансеризация. Идет сокращение коек, выделенных для коронавирусных больных, после дезинфекции перепрофилированные отделения начнут свою обычную работу. Тем не менее инфекционные койки останутся реалиями времени надолго, но опыт и знания, полученные во время пандемии, помогут держать COVID-19 под контролем.




  Рейтинг: 5, Голосов: 13



Поделиться
Обсудить в Telegram
2087
Личный кабинет