Целительная игра по нотам маленькой души
Еще на заре истории люди понимали, что определенная последовательность звуков оказывает серьезное влияние на психику человека, его настроение и самочувствие. В египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы с помощью мелодий и звуков оздоравливали египтян и принимали роды, а в Ветхом Завете упоминается, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. Древнегреческий ученый и философ Пифагор даже ввел такое понятие, как «музыкальная медицина» - с помощью специально составленных композиций он исцелял физические и душевные недуги, а многие его коллеги игрой на флейте и пением усмиряли психически больных. На Руси популярным средством была колоколотерапия, ну а то, что песня нам строить и жить помогает, доподлинно известно каждому советскому человеку. И, конечно, о целительной силе музыки знают детские психотерапевты – уникальные специалисты, занимающие особую нишу в системе отечественного здравоохранения.
Администрация Краевой клинической детской психиатрической больницы пошла на смелый эксперимент и в условиях государственной клиники с благословения губернатора Приморья Олега Кожемяко внедрила в свою практику музыкотерапию. С чего все началось, в каком формате она проводится, на что влияет и почему так важна для маленьких пациентов и их родителей, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач ГБУЗ «ККДПБ» Анастасия Горохова.
Эта музыка будет вечной?..
- Анастасия Витальевна, как родилась идея применять музыкотерапию – ведь это не стандартный и распространенный метод психотерапевтического лечения, особенно в бюджетном ЛПУ?
- Импульсом послужил подарок первой леди Приморья Ирины Герасименко, которая 1 сентября, в День защиты детей, передала нам комплект звукового оборудования. Мы установили и подключили колонки в середине октября, запустив первый этап долгосрочной программы музыкотерапии. Эта техника, в том числе флешки со сказками появилась у нас благодаря фонду «Подари жизнь» и участию в их проекте по сказкотерапии. Классические мелодии, сказки и колыбельные стали транслироваться в фоновом режиме в холлах и коридорах второго этажа, где располагается наш стационар.
Хочу отметить, что музыкальное сопровождение используется в разных методиках, в том числе при арт-терапии, песочной и сказкотерапии. Также у нас давно и активно проводятся занятия по музыкальной ритмике, которые формируют эмоциональную сферу, совершенствуют мышление, восстанавливают мелкую моторику и развивают опорно-двигательный аппарат в целом. Но это были локальные упражнения в отдельных помещениях, специалисты их использовали в индивидуальном режиме. Конечно, музыкотерапия в порядки оказания помощи и госзадание не входит, и тем более приятно, что краевые власти поддержали это начинание. Оно уже стало поводом для законной гордости, с чем я с удовольствием поделилась с коллегами на конференции по обмену опытом, которая совсем недавно прошла на базе Волгоградской детской психиатрической больницы. Это одно из ведущих профильных медучреждений страны, но там о музыкотерапии пока могут только мечтать. И я надеюсь, что она войдет в наш лечебно-диагностический быт всерьез и надолго.
- А в чем заключаются задачи этого проекта?
- Прежде всего - создать благоприятную психотерапевтическую среду и запустить расслабляющие лечебные механизмы. Давно доказано, что спокойная и плавная музыка помогает успокоиться, снизить общее напряжение, а колыбельные влияют на ребенка как снотворное. Мы включаем релаксирующие мелодии до и после тихого часа, а также когда видим, что дети перевозбуждаются. Музыкальное сопровождение идет негромким фоном и за счет равномерного распределения колонок полностью охватывает стационарное отделение. Оно мягко и опосредованно влияет на настроение и самочувствие ребенка, при этом музыка является прямым инструментом воздействия на его психоэмоциональную сферу, минуя когнитивный забор.
Универсальный ключ к душе ребенка
- Есть ли у музыкотерапии научно-методическая основа?
- В 1944 году прошел первый набор в клиническую интернатуру Мичиганского университета по программе «Музыкальная терапия», и во второй половине XX века интерес к механизму её воздействия на детскую психику существенно возрос. Так, в 1985 г. при университете Виттен/Хердеке (Германия) был организован Институт музыкальной терапии, с тех пор это направление завоевывает все большую популярность как в Европе и США, так и в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и у нас, в России. В нашей стране работает замечательный специалист, сертифицированный музыкальный терапевт, основатель образовательной инициативы МузТерапевт.Ру Алиса Апрелева, которая очень успешно применяет эту методику в неврологической практике. Ключевые подборки музыкальных композиций позволяют воздействовать на разные эмоции ребенка, корректировать его психическое состояние в лучшую сторону.
- Какие композиции ставите детям?
- Понятно, что «Баба-Яга» Петра Чайковского и «Шторм» Антонио Вивальди для постоянного фонового режима будут неуместны, т.к. эта музыка отрабатывает страх и агрессию. Так как мир звуков напрямую воздействует на подсознание, ребенок некритически воспринимает его сразу глубинными структурами, то экологичность использования должна быть очень высокой. Важно, чтобы подборка композиций четко отвечала задачам, поставленным специалистом. К примеру, чтобы вызвать воодушевление, ставим «Оду к радости» Людвига ван Бетховена и «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича, для успокоения и умиротворения идеально подойдут «Лунная соната» Бетховена, «Аве Мария» Франца Шуберта, «Ноктюрн» Роберта Шумана и «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига. Когда дети проводят время в игровой комнате, мы фоном ставим чудесные сказки Андрея Мудрова, перед отходом ко сну днем и вечером – колыбельные.
Музыкотерапия актуализирует раннюю память, она эффективна для ребят с задержкой развития и расстройствами аутистического спектра, показана гиперактивным и так называемым кризисным детям, это универсальный ключ к душе ребенка. Я все время повторяю, что такие простые, на первый взгляд, решения дают очень мощный и качественный скачок не только в плане лечения наших маленьких пациентов, но и для стабилизации персонала, особенно в наше непростое время. Это отличное средство против стрессов и эмоционального выгорания.
Важный элемент терапии средой
- Кстати, а как восприняли данное нововведение в коллективе?
- Признаюсь честно – сначала с недоверием и раздражением. Когда мы в фоновом режиме запустили сказки и классическую музыку, то персонал жаловался, что они их отвлекают от работы, мешают исполнять свои служебные обязанности. Но прошло совсем немного времени и эти недовольные разговоры прекратились, звучащая фоном музыка не только перестала мешать сотрудникам, но и стала источником позитива и повышения трудового энтузиазма. Сейчас вопрос состоит в том, чтобы сохранить системность этого процесса, помня о главном постулате – «не навреди». Поэтому пока музыкотерапия применяется в малых дозах для привития навыка саморегуляции.
- Это направление будет как-то развиваться и расширяться?
- Обязательно, сегодня мы реализуем только первый этап. Вообще все началось в 2013 году, когда мы украсили серые опорные стены яркими пейзажами и сказочными персонажами, которые радуют глаз и создают дополнительный свет. Таким образом, музыкотерапия – только один из важных элементов терапии средой. Цвет, свет и звуковые вибрации обладают очень сильным психотерапевтическим воздействием. И после проведения ремонтов мы планируем приступить ко второму этапу проекта, который предусматривает подключение первого этажа и приемного отделения. Также от фонда «Подари жизнь» в лице Светланы Горковенко мы получили очередной подарок – комплекты профессиональных наушников, которые будут использоваться мамами, ожидающими своих детишек с приема в реабилитационном отделении. Мы будем ставить им успокаивающие медитативные мелодии и сказки со смыслом, которые заставят задуматься о степени близости с ребенком и своих чувствах к нему. Это позволит более полно задействовать в терапии и реабилитационном процессе родителей.
- Каких результатов вы намерены достичь в долгосрочной перспективе?
- Я рассчитываю на значительные отдаленные результаты, музыкотерапия как часть психотерапевтической среды зарекомендовала себя очень хорошо. И я уверена - нам удастся собрать крепкую доказательную базу, что она существенно снизит использование тяжелых нейролептиков и сократит койко-день в стационаре, как это было после организации сенсорных комнат. Музыкотерапия является универсальным средством для проработки той боли, которую ребенок даже не может осознать и определить. Она действительно способна сделать из маленького человечка счастливого и гармонично развитого взрослого гражданина и оздоровить наше общество в целом.