О наставниках замолвили слово
История Краевой детской клинической больницы №1 Приморья хранит имена выдающихся врачей. Это яркие страницы в летописи не только здравоохранения региона, но и всего Дальнего Востока. За 50 лет своей деятельности, которые ГБУЗ «КДКБ №1» отметит в мае 2021 года, здесь были совершены прорывы в разных направлениях, в том числе – детской хирургии, неврологии, онкогематологии. Но не меньшим достоянием, чем внедрение новых методик лечения и заботливое выхаживание маленьких пациентов, в ЛПУ считают традиции наставничества.
Доктора стационара, чье становление в медицине пришлось на 70-80 годы прошлого века, со студенчества испытывали влияние ярких личностей, умных педагогов и талантливых врачей. Сегодня они сами стали авторитетами в своём деле. К ним уже обращаются молодые специалисты за советом не только профессиональным, но и человеческим. Вспоминая школу собственных учителей, они передают эстафету дальше. Институт наставничества в КДКБ №1 не прекращал развивать свои добрые традиции даже в сложные времена. Однако с июля 2020 года он обрел официальный статус и был поднят на новую высоту.
Шаги на перспективу
Немного предыстории. Летом нынешнего года был подписан приказ регионального минздрава от 14.04.2020 № 18/пр.382 «Об организации наставничества в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края». Его цель – оказать молодым специалистам, впервые поступившим на работу в медучреждение, практическую помощь в профессиональном становлении, приобретении ими профессиональных знаний и навыков.
Для руководства ЛПУ этот документ послужил стартом для серьезной, продуманной, скрупулезной работы по встраиванию института наставничества в целостную систему менеджмента качества, которая в рамках пилотного проекта реализуется краевым минздравом совместно с Национальным институтом качества. В медучреждении было разработано Положение о наставничестве молодых специалистов ГБУЗ «КДКБ №1», где определен порядок проведения этой работы, разработаны формы индивидуального плана адаптации и отчетов молодых специалистов, утверждено Соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым специалистом.
Как считают в ЛПУ, это положение - мощный ресурс для закрепления молодых кадров в больнице, их скорейшей адаптации на рабочем месте и в коллективе, для развития способности самостоятельно, качественно, ответственно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности. Решение этих задач поможет вступающим в медицинскую «семью» специалистам развиваться в профессии быстрыми темпами, а лечебному учреждению – укреплять свои ряды компетентным персоналом.
В больнице продуман каждый шаг ведения молодого доктора или медсестры, которых принимают в коллектив. За три дня до их трудоустройства информируются зам. главного врача по профилю специалиста или главная медсестра. В отделении назначается наставник, и в течение шести дней он предоставляет индивидуальный план адаптации нового сотрудника, который утверждает главврач.
Еще одно немаловажное новшество: труд наставника оплачивается. Если в прошлые десятилетия это был скорее энтузиазм, то в настоящее время здравоохранение пришло к выводу, что опыт, заработанный годами, - ценность, заслуживающая материального поощрения. А эффект работы наставника – всегда на контроле. Для этого и разработана система отчетов как молодого специалиста, так и наставника с конкретными рекомендациями для своего подопечного. Обратная связь должна действовать постоянно и безукоризненно.
По большому счету в ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница №1» сделан важнейший шаг на перспективу, в успешное будущее медучреждения, где лучшие профессиональные традиции окажутся в надежных руках. Своим отношением к внедрению нового направления сегодняшние наставники, уважаемые и признанные доктора ЛПУ поделились с корр. портала VladMedicina.ru.
Адаптация для молодых и опытных
Заведующий отделом внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ГБУЗ «КДКБ №1» Алексей Прушинский:
- Наша больница, наряду с ещё 13-ю медучреждениями Приморья, принимает участие в пилотном проекте краевого минздрава совестно с Национальным институтом качества, внедряя новую систему менеджмента качества. Одним из ее элементов является раздел «Управление персоналом». Он сложен и неоднозначен. Ведь если остальные блоки заточены на непосредственное оказание медицинской помощи, то здесь идет речь об организационно-управленческом звене и стоящих перед ним задачах. Однако все понимают, что они опосредованно влияют на качество медицинской помощи.
В рамках этого раздела в больнице предусмотрена реализация разных мероприятий. Но одна из основных задач - привлечение молодых и опытных кадров, их адаптация в условиях той медицинской организации, куда они пришли. Ведь молодому специалисту достаточно сложно начать работу в здравоохранении, имея только теоретическую подготовку и минимум практической. А опытному специалисту необходимо адаптироваться в конкретном учреждении, чтобы понять выстроенную систему оказания медицинской помощи. Да, у него есть знания, практика, но он зачастую может теряться в различных нюансах - начиная от сложной логистики внутри медучреждения и заканчивая специальными вопросами по формулировке диагноза, обследованию, организации консилиумов, лекарственному обеспечению, проведению сложных исследований. Поэтому наставничество необходимо как для одних, так и для других специалистов.
В 2020 году в КДКБ №1 была сформирована нормативно-правовая база, согласно которой определенный правовой статус получили как наставляемый, так и наставник. Реализуя такую программу в рамках системы управления качеством, мы надеемся, что в результате будет сокращаться период адаптации молодых специалистов, ускорится процесс их становления на рабочих местах, они быстрее будут учиться самостоятельной трудовой деятельности. И, кроме того, начинающие доктора будут совершенствовать свои базовые знания в профессиональной сфере под руководством опытных специалистов.
Думающий врач – залог успеха
Зав. отделением детской экстренной хирургии №1 «первой детской» Екатерина Шмырева:
- Я с благодарностью вспоминаю своих наставников. Один из них - Владимир Шапкин, который долгое время был заведующим кафедрой детских хирургических болезней на базе ВГМУ и руководителем всей детской хирургической службы в Приморском крае. Это также доцент Института хирургии ТГМУ Анна Шапкина, заместитель главного врача по хирургии нашей больницы Андрей Мельников, хирурги КДКБ №1 прошлых лет Людмила Прянишена, Майя Ласкавая. Эти люди стояли у истоков детской хирургии Дальнего Востока и дали ей дальнейшее развитие.
Работать с ними бок о бок было большим преимуществом. Они всегда давали новые знания, вместе с нами разбирали интересные клинические случаи и пациентов с тяжелыми хирургическими пороками и заболеваниями. Самое главное, чему эти люди научили меня, – логическое мышление и необходимость развиваться каждый день. Я хорошо усвоил эти уроки. И сегодня молодым докторам говорю: «Сначала нужно научиться логически мыслить, понимать и видеть, что происходит с пациентом, правильно ставить диагноз и только потом заходить в операционную». В детской хирургии это жизненно необходимо. Доктор должен быть готов к любой нестандартной ситуации, когда ребенок находится на операционном столе.
В нашем отделении сейчас много молодых врачей, работающих в детской хирургии не более пяти лет. Мне нравится, что каждому из них хочется быть лучшим в своей профессии, так как здоровая конкуренция дает положительные результаты. Врачи много читают и размышляют, а думающий доктор – это залог успеха. Опыт приходит со временем, главное - каждый день работать над собой, учиться, развиваться, и тогда все получится!
Время пришло!
Заместитель главного врача по мобилизационной работе ГО, председатель профсоюзного комитета ГБУЗ «КДКБ №1» Елена Кравченко:
- Тема наставничества в нашей клинике назрела давно. Ведь начинать профессиональное становление лучше всего с молодых кадров, которые впервые приходят на работу в детский стационар, в частности, после окончания медицинского вуза или базового колледжа. Конечно, молодые специалисты имеют теоретическую подготовку, но в КДКБ №1 есть много специальностей, освоить которые можно только на практике, рядом с опытным наставником. Например, чтобы стать хорошим врачом-неонатологом необходимо день за днем учиться у опытных коллег.
Наставничество играет важную роль для адаптации молодых специалистов в ЛПУ и коллективе. Они будут вовлечены в общественную жизнь, познакомятся с традициями больницы, ведь мы – клиника с богатой историей и яркими именами. Даже сегодня у нас работает очень много выдающихся врачей! Это тоже имеет значение, для того чтобы начинающие доктора оставались здесь надолго, учились профессии у лучших, вливались в жизнь медучреждения и дорожили им.
Я считаю, что система наставничества, утвержденная администрацией больницы совместно с профсоюзной организацией медучреждения, - важный шаг в истории становления нового поколения врачей. И очень важный момент состоит в том, что труд наставника впервые стимулируется дополнительными выплатами.
Когда студенты становятся коллегами
Заведующий краевым неонатальным центром ГБУЗ «КДКБ №1», главный внештатный специалист-неонатолог министерства здравоохранения Приморского края Андрей Выхрестюк:
- В моей жизни тоже есть люди, ставшие учителями уже после окончания медицинского института. Меня, молодого специалиста, поддерживали как непосредственные руководители, так и коллеги. Это было и когда я работал «микропедиатром» в Кавалеровской ЦРБ, и главным врачом в ВДЦ «Океан», и когда окончательно определился со специальностью неонатология. Тем не менее во многом пришлось идти методом проб и ошибок, особенно в момент организации отделения реанимации новорожденных в 1993 году.
Мы как первопроходцы начинали с нуля, советовались с коллегами из центральных регионов, ведь на Дальнем Востоке подобное подразделение было единственным. Но именно в тот момент рядом со мной оказались студенты медицинских специальностей, которые постепенно вырастали во врачей. Если сегодня посмотреть на окружающих меня коллег, то многих я знаю с их студенческой поры. Я также преподавал в вузе, был руководителем отделения, поэтому могу считать, что наставничеством занимаюсь уже долгие годы.
Мой принцип – за спрос не бьют. Если непонятно – спрашивай. Поэтому очень важно, чтобы у молодого человека был наставник, которому он может задать вопрос в любое время дня и ночи, или, как сейчас модно говорить, 24/7/365, т.е. круглосуточно. Это хорошее подспорье для любого начинающего доктора.
«Люблю работать с молодыми»
Заведующая приемным отделением ГБУЗ «КДКБ №1» Наталья Рябченко:
- Любого молодого специалиста, пришедшего в наш стационар, необходимо познакомить с его должностными обязанностями, показать его рабочее место, ввести в коллектив. Конечно, у нынешних выпускников медицинских вузов есть база знаний, возможно, даже более свежая, чем у нас, тем не менее они не всегда умеют на практике применить эти знания. Здесь-то и важен наставник, который поможет объединить научные познания с практическим опытом, сформировать необходимое в медицине клиническое мышление, обучить самостоятельной работе, навыкам приема пациентов, общению с его родителями и родственниками, милосердию, профессиональному долгу, ответственности за свою работу, умению быстро принимать решение и оказывать экстренную неотложную помощь, не растеряться в экстремальных ситуациях. Сейчас появились новые технологии, компьютерные программы, работе с которыми тоже нужно научить.
И мне не трудно это делать, потому что люблю общаться с молодыми специалистами. Да, они иногда и ночью могут позвонить по какому-то вопросу. Тогда сразу включаешься и пытаешься помочь. Мы тоже были молодыми, и нас тоже учили. Причем здорово помогали не только врачи, но и медицинские сестры, хозяйственники. А своего наставника, заведующую приемным отделением Жанну Штейн я считаю второй мамой. И на работе были вместе, и в гости друг к другу ходили, и всем отделением на природу выезжали. Такие были отношения!
Что же, «первая» детская больница Приморья сегодня делает серьезную заявку в новую историю наставничества. И, судя по масштабу этого проекта и его детальной проработке, серьёзные результаты не заставят себя долго ждать.