Искусство возвращать в мир звуков
Фамилия доктора Гилифанова давно стала в Приморье самостоятельным медицинским брендом, синонимом и гарантом качественной оториноларингологической помощи на уровне мировых стандартов. Яркое тому подтверждение и свидетельство – десятки благодарных отзывов пациентов, многие из которых начинали слышать прямо на операционном столе. Уникальное хирургическое мастерство лор-врача ковалось на лучших профильных площадках региона и центральных базах страны под патронажем блестящих специалистов с мировым именем, учителей и наставников с большой буквы. А благодаря пытливому уму, гибкому клиническому мышлению и постоянному стремлению к совершенствованию самого доктора оно достигло действительно потрясающих высот. Какие проблемы могут привести к потере слуха, как снова обрести это важнейшее из чувств, и чем грозит отказ от вакцинации, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал лор-врач оториноларингологического отделения КГБУЗ «Владивостокская клиническая больница №1», к.м.н. Евгений Гилифанов.
Жизненно необходимые операции
- Евгений Альбертович, насколько актуальна проблема тугоухости в принципе, в чем заключаются причины этого явления, и как она сегодня решается?
- Данная проблема достаточно актуальна, как среди населения России, так и у жителей других стран мира. Она связана с увеличением продолжительности жизни и возрастным снижением слуха, это объективный неизбежный процесс. Основная причина снижения слуха - так называемая нейросенсорная или сенсоневральная тугоухость, которая, как я уже сказал, вызывается геронтологическими процессами. Эта проблема находится вне зоны наших компетенций, она корректируется подбором адекватных слуховых аппаратов. Сегодня предлагаются очень хорошие многоканальные приборы с широким спектром индивидуальных режимов - к примеру, просмотра телевизора, разговора по телефону, поездки в общественном транспорте, и т.д. И в каждом из них пациент чувствует себя комфортно. Есть такое понятие, как сурдологическая реабилитация, которая обязательна в первое время после установки аппарата - специалисты должны точно его настроить под персональные физиологические особенности и потребности человека. Также применяют внутриушные вкладыши, которые отливаются по форме слухового прохода и на 10-15% улучшают способность воспринимать звуки.
- Куда порекомендуете обратиться?
- Во Владивостоке работает несколько специализированных учреждений, успешно и профессионально решающих данную проблему - центр реабилитации слуха ККЦ СВМП, клиники «Парус» и «Аудиослух». При этом хочу сразу предостеречь от обращения в недобросовестные компании, которые я называю «Рога и копыта» - у них нет медицинской, а есть только техническая лицензия на выписку слуховых аппаратов. Это чистой воды коммерсанты, которых не заботит ваше здоровье, - им главное получить как можно больше прибыли. Соответственно, никаких диагнозов там не ставят, и пациенты после такой «помощи» поступают в крайне запущенном состоянии, в частности, с отосклерозом 3 и 4 степени, хотя уже при второй человеку можно вернуть слух операцией и остановить отосклеротический процесс в ухе. В Германии за такие вещи лицензии лишают.
- Какие патологии лечат в вашем отделении?
- Мы работаем прежде всего с заболеваниями среднего уха - хроническими гнойными отитами, в том числе с холестеатомой. Это отдельная форма воспаления, которая характеризуется снижением слуха, периодическими гнойными выделениями и перфорацией, т.е. дырочкой в барабанной перепонке. Если при отите наблюдается холестеатома, то хирургическое вмешательство требуется обязательно. Ее опасность в том, что она вызывает кариес кости, в старой медицинской литературе ее даже называли «костоеда». Рядом со средним ухом находится очень много важных образований - канал лицевого нерва, лабиринт внутреннего уха, цепь слуховых косточек, крупный венозный коллектор и мозговая оболочка, за которой собственно головной мозг. Воспаление может перейти во все эти области, поэтому операция жизненно необходима. Если мы даже имеем дело просто с хроническим отитом с перфорацией, но без холестеатомы, то требуется тонкое и ювелирно точное оперативное вмешательство, которое длится несколько часов.
Весь спектр актуальных вмешательств
- В чем сложность такой операции?
- Действительно, многие недоумевают, что здесь такого - справиться с двухмиллиметровой дырочкой? Сложность операции связана с анатомическими особенностями - маленьким узким проходом, необходимостью использования общего наркоза, современной микрохирургической техники, и, конечно, очень многое зависит от мастерства и квалификации самого хирурга. У нас в профессиональной среде есть поговорка: кто не может оперировать ухо, идет в ринологи. Чтобы освоить данные микроскопические техники на должном уровне, требуется гораздо больше времени, чем научиться оперировать пазухи носа, при всем моем уважении к коллегам и учителям. Хороший хирург-оториноларинголог - всегда штучный специалист, он должен как минимум потратить 13 лет своей жизни на обучение и практическую подготовку. На это не каждый способен, здесь идет речь о подлинном призвании и полной отдаче выбранной стезе.
- А как быть с не гнойными заболеваниями уха - какие из них самые распространенные, и что с ними делать?
- Среди них на первом месте стоит отосклероз, в человеческой популяции это заболевание распространено довольно широко, характеризуется снижением слуха и постоянным фоновым шумом в ухе. Медицина различает три формы отосклероза, две из которых лечатся хирургическим путем. Вернусь к слуховым аппаратам - они дают прибавку слуха, но очаговый процесс при этом продолжается и прогрессирует. Операция либо восстанавливает слух, либо его улучшает, и самое главное - останавливает отосклеротический процесс. Это очень тонкое и сложное хирургическое вмешательство, суть которого состоит в замене слуховой косточки на тефлоновый или титановый протез.
Сейчас я скажу очень важную принципиальную вещь - при колоссальной разнице в их стоимости функциональный результат будет одинаковым. Конечно, здесь опять же на первое место выходит профессионализм и опыт хирурга. Еще есть вариант заменить слуховую косточку собственным хрящом пациента, эта методика была разработана в Московском НИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР, профессором Ольгой Кирилловной Патякиной
и лауреатом Ленинской премии, к.м.н. Валентиной Федоровной Никитиной в 70-х годах прошлого века, и мы ее применяем при определенных степенях тугоухости и формах отосклероза. Кроме того, существует отдельная категория пациентов с ушным шумом, который может быть как связан с отосклерозом, так и вызываться иными причинами. В данном случае предусмотрены хирургические методики, которые мы также используем в оториноларингологическом отделении ВКБ №1. Таким образом, в нашем арсенале - широкий спектр оперативных вмешательств, все, что относится к микрохирургии среднего уха.
- Вы беретесь за маленьких пациентов? Какие проблемы со слухом их беспокоят чаще всего?
- Да, в основном такие обращения также связаны с не гнойным заболеванием - экссудативным средним отитом. Он характеризуется наличием жидкости в полостях среднего уха, как правило, возникает после перенесенной респираторной инфекции и сопровождается снижением слуха. Поэтому обязательно проявите настороженность, если ваш ребенок начинает переспрашивать, у него появляются проблемы с успеваемостью в школе. Жидкость в ухе – экссудат - появляется в результате воспалительных процессов или аллергических реакций в носоглотке. При данном заболевании в зависимости от его формы и тяжести применяются как медикаментозные консервативные, так и хирургические методы лечения.
Столпы и опоры профильной службы
- Альберт Евгеньевич, вы упомянули о необходимости долго и упорно учиться, а кого вы считаете своими педагогами и наставниками в профессии?
- Это прежде всего Георгий Тимофеевич Обыденников - специалист высшей пробы, профессор, который долгое время руководил кафедрой лор-болезней ТГМУ, опытнейшие и блестящие оториноларингологи Владимир Борисович Иченко, Владимир Агафонович Елхов, Татьяна Евдокимовна Жарикова, Олег Павлович Ковтун. И, конечно, мои учителяКлавдия Изотовна Борисова (г. Новокузнецк), Сергей Яковлевич Косяков (г. Москва), Евгений Вениаминович Гаров (г. Москва), Геннадий Александрович Кочергин (г. Санкт-Петербург). Хочу особо подчеркнуть роль Бориса Андреевича Лепейко, заведующего лор-отделением нашей больницы. Именно благодаря нему и администрации клиники на сегодняшний день мы оснащены оборудованием и инструментарием на самом современном уровне. Каждое из данных имен является знаковым для приморской оториноларингологической службы, ее гордостью, столпами и опорами. Это доктора, которые сформировали меня как профессионала, низкий им поклон и огромная благодарность. Когда я слышу от коллег, что они могут то-то и то-то, и при этом ни слова не говорят о своем коллективе и учителях, становится грустно и печально. Специалист не может работать сам по себе, он должен помнить, откуда вышел, кто его сопровождал и направлял в пути и насколько важно быть частью команды. И какие-то мои личные достижения стали возможными только благодаря профессионализму и сплоченности коллектива, это наш общий успех.
- А каковы они, эти успехи, и от чего зависят результаты хирургического лечения?
- От степени тугоухости и мастерства хирурга, повторю известную истину, что лечат не технологии и оборудование, а люди. К примеру, операция при отосклерозе проводится, когда тугоухость достигает 2 степени, а после вмешательства по факту становится нулевой. Могу привести интересный случай из собственной практики, когда ко мне обратилась пожилая женщина с глухотой 1 степени с запущенной формой отосклероза. Я ее прооперировал, и в результате мы вышли на тугоухость 2 степени, такого хорошего результата я сам не ожидал. С прошлого года я начал собирать коллекцию фотографий слуховых аппаратов своих пациентов, которые отказались от них после операции.
- Что вы можете сказать по поводу качества диагностических исследований?
- Я бы хотел заострить внимание на компьютерной томографии височной кости – на сегодняшний день ситуация сложилась такая, что правильно описывать снимки могут только два приморских врача-рентгенолога, и оба работают в нашей больнице. Это Сергей Васильевич Климов и Елена Евгеньевна Понитайкина. А общий уровень в целом оставляет желать лучшего – у меня ординатор второго года сделает это более грамотно, чем иной титулованный доктор. Проблема, на мой взгляд, в том, что лор-врачи этих клиник слишком лояльно относятся к своим рентгенологам, не требуют от них точного, подробного и правильного описания, не указывают на ошибки. Наши специалисты – люди, которые хотят и могут учиться, не останавливаются на достигнутом, мы понимаем друг друга с полуслова. И снимки, которые они описывают, хвалил и ставил в пример на одном из профессиональных форумов профессор из НИКИ оториноларингологии им. Свержевского, заведующий научно-исследовательским отделом микрохирургии уха, д.м.н. Евгений Вениаминович Гаров. А такая оценка дорогого стоит.
Вакцинации – категорическое «да»
- Какие есть ограничения после оперативного вмешательства и насколько важен реабилитационный период?
- После операции на среднем ухе от полугода до года мы рекомендуем воздержаться от полетов на самолете, поездок в метро, занятий дайвингом, использования скоростных лифтов. Также необходимо следить, чтобы два-три месяца в ухо не попадала вода. Что касается реабилитации, то ее длительность зависит от техники вмешательства. К примеру, если для формирования слухового прохода мы используем кожу, взятую из других мест, так называемый свободный лоскут, то процесс заживления и восстановления будет достаточно долгим. В этом случае пациент нуждается в регулярном наблюдении в течении двух-трех месяцев. Поэтому если оперирую я, то беру на себя ведение пациента до полного восстановления.
- В последнее время дискуссия о пользе и вреде вакцинопрофилактики то затихает, то вспыхивает с новой силой – какую стороны принимаете вы?
- Весь мировой опыт, доказательная медицина однозначно говорят в пользу прививок. Я также являюсь убежденным сторонником вакцинопрофилактики. Что касается лор- органов, здесь обязательной является прививка от пневмококка – существует несколько вакцин от этого возбудителя, который может вызывать целый ряд серьезных заболеваний. Лично я сделал такую прививку в августе, также прошел иммунизацию от гриппа, сейчас жду поступления вакцины от новой коронавирусной инфекции. Я настоятельно рекомендую пневмовакцину всем пациентам с хроническим средним отитом через два-три месяца после операции, также она показана людям с хроническими заболеваниями околоносовых пазух. Мнения о катастрофичных последствиях прививок для здоровья и тяжелых побочных эффектах являются не более чем мифами, они возникают крайне редко – один случай на миллион, и ни в какую статистику попасть не могут. Считаю, что если вы любите своих родных и близких, детей и родителей, цените свое здоровье, то вопрос, прививаться или нет, стоять не должен. Сам делаю и всем советую.
- Можно ли попасть к вам на прием по полису ОМС и как это сделать?
- Да, нам выделяют определенное количество квот и по линии федерального бюджета и в рамках ОМС, поэтому проводим отбор пациентов по показаниям и берем их на высокотехнологические операции. Для этого необходимо получить направление от лор-врача в поликлинике по месту жительства, при необходимости – консультацию сурдолога, пройти дополнительные обследования. Помимо оториноларингологического отделения «первой» клинической больницы я также принимаю в МЦ «Здоровье»8 (423) 244-79-26, вы можете записаться на прием по тел.: 275-76-10 сот.), 8-914-705-76-10 (сот.), 8 (423) 245-86-63 (раб.).
В заключение хочу обратить внимание наших пациентов на факторы, которые формируют здоровье человека. Прежде всего это образ жизни. Позволю себе процитировать Николая Михайловича Амосова: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». И еще: «В большинстве болезней виноваты не природа, не общество, а только сам человек. Чаще он болеет от лени и жадности, иногда от неразумности».
Я желаю всем сделать правильный выбор в формировании своего здоровья, качества и продолжительности жизни!