Тест на профпригодность
Очередная волна COVID-19 сотрясает мир. Система здравоохранения работает на пределе ресурсов, так почему бы будущим медицинским работникам не помочь своим старшим товарищам? Пандемия новой коронавирусной инфекции всех испытывает на прочность и профессионализм. В лечебных учреждениях врачи и медсестры совершают ежедневный трудовой подвиг, а в образовательных —процесс обучения будущих специалистов здравоохранения идет через небывалые трудности. Но все четко выполняют свои задачи в существующих условиях, и престиж профессии только растет.
Студенческая горячая линия
Что делать, если температура выше 370С? Как записаться на прием? Почему врач долго не приходит? В эпоху коронавируса это не самые простые вопросы, и за каждым звонком — чья-то тревога и даже паника, раздражение и агрессия, иногда очень эмоциональный поток жалоб.
Ежедневно с 9.00 в Уссурийском медицинском колледже открывается горячая линия.На дежурство заступают студенты III курса УГО, которые пока только изучают специальность «Лечебное дело», но решили, что тоже могут быть полезны в борьбе сCOVID-19.
- К нам с просьбой о помощи обратились из управления по делам молодежи УГО, - рассказала корр. портала VladMedicina.ru директор КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж»
Ирина Буркутова. - Конечно, мы не могли не откликнуться, дело полезное и нужное - амбулаторно-поликлиническая служба округа сейчас загружена до крайности, люди не могут дозвониться в регистратуру. Кому-то срочно нужна врачебная помощь, но очень много звонков из категории «я только спросить». И ведь на них тоже нужно отвечать: профессионально, емко, информативно. Поэтому созрело разумное решение: подключить будущих медиков и поручить им работу по первоначальному информированию. Мы отреагировали оперативно и открыли горячую линию на базе УМК.
Как уточнила Ирина Тимофеевна,работа студенческого call-центра ни в коем случае не подразумевает медицинскую деятельность.
- Никаких рекомендаций по лечению или попыток поставить диагноз! – подчеркнула директор. - Задача оператора горячей линии ответить на самые насущные вопросы. Например, что делать, если человек был в контакте с заболевшим, можно ли с температурой идти в поликлинику. Кроме того, консультация по телефону избавляет от лишних и ошибочных действий и, конечно, дает психологическую поддержку. Ведь тот, кто заболел или подозревает, что заражен, очень часто бывает напуган и дезориентирован.
Есть и практический эффект: оператор записывает данные звонившего и передает их в лечебные учреждения. То есть разгружает регистраторов поликлиники, действуя параллельно с ними.
Два раза в сутки вся собранная студентами информация поступает в поликлиники Уссурийска, где сотрудники работают с каждым обращением по ситуации: направляют врача на дом, проводят необходимые манипуляции, либо дают дополнительные разъяснения.
Ежедневно на линии работают четверо студентов-волонтеров, а вся группа состоит из 20 человек. Каждый из них прошел инструктаж,что и в какой ситуации следует говорить. Готовые речевые модули есть для разных вариантов запросов, а разработали их специалисты медицинских организаций и администрации УГО.
Работа трудная, она отнимает и физические силы, и моральные. Но погружаясь в стихию настоящих человеческих проблем, требующих терпения, самообладания, быстрого решения, студенты пробуют свои силы - выдержат ли?
Престиж профессии растет
Так принято, что бороться с большой бедой выходят всем миром — и стар и млад. Пусть третьекурсники - это еще не готовые специалисты, не организованные на медицинскую деятельность, но свою причастность к профессиональному сообществу они уже осознают.
Конечно, они видят, насколько выросло уважение к врачам. Руководство страны подняло их статус, обратило внимание на материальный аспект, и не только пресловутый ковид сыграл здесь свою роль.
Меры социальной поддержки медицинских работников, инициированные губернатором Приморского края, начали действовать в регионе задолго до пандемии COVID-19. Перечень гарантий немалый: и оплата коммунальных услуг, и единовременные пособия, и ежемесячные доплаты. Врачи и медсестры, фельдшеры и акушерки — все почувствовали, как растет престиж и значимость профессии.
Ирина Буркутова отмечает, что такого явления, как «недобор» в медицинском колледже и раньше не бывало, но приемная кампания нынешнего года прошла особенно успешно. Государственное задание — это 125 бюджетных мест, которые заполнились мгновенно, но желающих поступить было гораздо больше. Например, конкурс на специальность «Лечебное дело» на базе 11 классов в этом году составил более четырех человек на место, да и проходной балл был довольно высоким: 4,3-4,5 балла на бюджетное обучение и 3,8-4,3 - на коммерческое.
Идя навстречу пожеланиям приморцев и с учетом сложившейся кадровой ситуации в отрасли, краевой минздрав рекомендовал увеличить набор абитуриентов на внебюджетные места, и на первый курс было зачислено197 человек, готовых учиться с оплатой стоимости.
Жаль, что мечта сбылась не у всех, но есть и радостные моменты: все больше и больше приходит юношей — в этом году их уже 30. Всего в текущем наборе принято 322 первокурсника. Они будут осваивать специальности: «Сестринское дело» на базе 9 и 11 классов, «Лечебное дело», «Акушерское дело» и «Фармация».
К новым знаниям через новые трудности
На сегодняшний день контингент УМК составляет почти 950 студентов — в прошлом было только 840. Чтобы организовать такой коллектив, особенно на фоне эпидемиологических «осложнений», нужно прилагать огромные усилия. Но задача оказалась выполнимой.
Новые условия работы начали осваивать уже в процессе приемной кампании. Организовали входной фильтр, ввели контроль применения СИЗ и процедуру обеззараживания воздуха.
К началу учебного года все меры, предписанные приказами министерств образования и здравоохранения, а также рекомендации главного санитарного врача РФ полностью отработали и внедрили — как в учебном корпусе, так и в общежитии, и в спортивном зале.
Привычную жизнь колледжа дополнили новые правила:бесконтактная термометрия, кожные антисептики и масочный режим — пусть хлопотно, но необходимо. На двери каждой аудитории появились графики проветриваний, влажных и генеральных уборок.
Приобрели и установили в разных помещениях 19 бактерицидных облучателей — выбрали модель, которую разрешено применять в присутствии людей.Разработали инструкции и алгоритмы действий на разные случаи, провели инструктаж. Расписание продумали так, чтобы минимизировать контакты студентов из разных групп. Для этого обучение ведется в две смены, а занятия у всех начинаются в разное время. За каждой группой закрепили свою постоянную аудиторию, и теперь преподаватели приходят к студентам, а не наоборот, как было раньше.
Пришлось отменить все массовые мероприятия, без которых студенческую жизнь представить, конечно, сложно, но будущие медицинские работники понимают, что это сделано ради их же безопасности. Часть мероприятий перевели в онлайн, и молодежь с удовольствием участвует в конкурсах по удаленной связи.
Дистанцировались, но не потерялись
Несмотря на все усилия, среди студентов уже появились первые случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией. Но и к такому варианту развития событий в колледже готовы: есть четкое понимание, как действовать.Прежде всего, выявляется круг контактных лиц, и вся группа сразу же переводится на дистанционный метод обучения. Карантин продолжается 14 дней.
Сегодня из 35 учебных групп 18 находятся на дистанционном обучении, но это не значит, что таков уровень заболеваемости. Директор колледжа объясняет, что это превентивная мера для минимизации контактов. Если занятие можно провести в режиме видеоконференции, то нужно использовать эту возможностью и оградить студентов от потенциальных пересечений с носителями вируса.
Разумеется, невозможно перевести на «удаленку» весь учебный процесс. Как дистанционно обучить студентов внутривенным манипуляциям? Для отработки практических навыков, таких как модуль «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», занятия проводят традиционно, в очной форме.Зато для лекций такое решение, как видеоконференция, подходит. В расписании обязательно есть один-два дня, когда все студенты занимаются только дистанционно.
Как показало время — это очень удобный формат, но в марте, когда только вышел приказ о переходе на удаленную форму обучения, вопросов было много.
Заместитель директора колледжа Ирина Кобзарь вспоминает, как перестраивались и привыкали к нововведениям:
- Сначала попробовали высылать задания каждому студенту на электронную почту, но быстро поняли, что это непродуктивно. Нужно было искать другой метод. Выделили средства и приобрели платформу дистанционного обучения iSpring Learn, оплатили 20 аккаунтов для доступа к системе видеоконференцсвязи ZOOM, подключили бизнес-тариф для безлимитного пользования сетью интернет, оборудовали видеокамерами 13 кабинетов. Затраты были немалыми, работа проведена колоссальная, но все это полностью оправдалось. И студенты, и преподаватели освоили новый формат обучения - не так это и сложно, если есть техническая база. В режиме конференцсвязи теперь проводится не только занятия, но даже экзамены, зачеты, собеседования и«отработки» пропущенного.
Сейчас обучение в УМК проводится в комбинированной форме, но если эпидемиологическая ситуация ухудшится и вернется режим ограничений, то колледж готов перейти на дистанционку и продолжать работу, не снижая качества и не сбиваясь с курса.
Цель благая и средства хороши
Задачи перед коллективом Уссурийского медицинского колледжа стоят глобальные:обеспечить профессионалами отрасль, в которой существует большой дефицит кадров, в том числе и среднего медперсонала. Для этого УМК должен каждый год выпускать конкурентоспособных, грамотных работников здравоохранения, обладающих необходимыми компетенциями.
Но и это не все. Очень большая надежда связана с тем, что все выпускники пойдут работать в систему здравоохранения.
Ирина Буркутова считает, что будущим медицинским работникам нужно показывать все грани выбранной профессии. Заинтересовать, увлечь, по-хорошему удивить, но и не скрывать трудностей. Поэтому обучение первокурсников начинается с адаптационной недели. Первое знакомство с профессией происходит в симуляционном центре, куда ребят приводят на экскурсию. Здесь сымитирована обстановка лечебного учреждения: такие же кровати и шкафы, роль пациентов выполняют муляжи и фантомы, но медицинское оборудование самое настоящее. Для этих целей закупается современная аппаратура, инструментарий и медикаменты. Учебный процесс максимально приближен к реальной производственной среде, чтобы студент видел, с чем он будет работать уже в ближайшем будущем.
Особенно интересно, что экскурсии в УМК проводят не только методисты и педагоги-организаторы, но и старшекурсники. Когда о будущей профессии рассказывают такие же студенты, только на два-три года постарше, новички чувствуют себя уверенней. Они видят сверстников, которые уже прошли часть пути и укрепились в своем выборе.
Конечно, будут еще и экскурсии в медицинские учреждения, и учебно-производственная практика, но есть еще один хороший способ слиться со своей профессией.
Помощь ближнему — это компетенция №1
Волонтерское движение в УМК существует уже около десятка лет и проявляется в самых разных направлениях: студенты помогают детскому дому и дому ребенка, сотрудничают с отделом образования, управлением по делам молодежи, отделом соцзащиты населения УГО.
Нужно помочь пострадавшим от наводнений или попавшим в трудную ситуацию — студенты проводят сбор пожертвований от населения. Растет заболеваемость сахарным диабетом — колледж вышел на акцию: с людьми побеседовали о профилактике и протестировали их на уровень сахара в крови.Наступает эпидемический сезон — волонтеров ждут в школах и детской поликлинике. Рассказать детям о мерах профилактики или даже подготовить какие-то списки - может, и не самая «героическая» работа, зато какая ощутимая помощь!
С 1 сентября медицинский колледж активно включился в кампанию по вакцинации населения против гриппа. Более 150 студентов работали вместе с волонтерами-взрослыми в мобильных прививочных пунктах в разных частях города.
Конечно, будущие медицинские работники не могли остаться в стороне, когда мир накрыла вторая волна COVID-19. Горячая линия для работы с населением — лишь малый вклад в общее дело, но если потребуется, студенты помогут во всем, что им доверят.
В любой профессии есть трудности. Если они не пугают, значит,выбран верный путь. Студенты медицинского колледжа Уссурийска начинают понимать это уже с первых дней обучения. Получать профессию в сложных условиях — это тоже испытание и для обучающихся, и для преподавателей. Одни подтверждают свой выбор, другие — профессионализм.