На дальних рубежах доступной медпомощи ближним
КГБУЗ «Ольгинская центральная районная больница» Приморского края изначально находится на особом положении. Территориальная специфика муниципального образования – малонаселенного, но с достаточно большой географической протяженностью, предопределяет и особенности оказания медицинской помощи сельским жителям. Руководство ЦРБ смогло найти правильные и компромиссные организационно-технические решения, чтобы при ограниченном ресурсно-финансовом обеспечении и малыми силами сделать ее максимально качественной и доступной. Пандемия COVID-19 добавила хлопот и внесла свои коррективы в ежедневную работу ЛПУ, но не стала миной замедленного действия, не вынудила принимать радикальные меры, которые бы существенно повлияли на доступность лечебно-диагностических услуг для населения.
В каком формате оказывается медпомощь в настоящее время, с каким настроем воспринимают новую коронавирусную инфекцию сельчане и персонал больницы, и сколько готовы платить терапевту, который согласится приехать в один из живописнейших уголков Приморья, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач КГБУЗ «Ольгинская ЦРБ» Виктория Исаева.
На страже инфекционной безопасности
- Виктория Валерьевна, давайте пойдем от общего к частному – как в целом персонал взаимодействует с пациентами и работает в новых условиях?
- Несмотря на все ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, жизнь продолжается, сотрудники ходят на работу и выполняют свои обязанности по оказанию медицинской помощи населению. Общий настрой боевой, но при этом ответственный и зрелый, мы действуем исключительно в рамках правового поля, по приказам и инструкциям Минздрава и Роспотребнадзора. Мы понимаем, что принятые противоэпидемические меры так или иначе повлияли и на сознание людей, и на их физиологический статус, поэтому стараемся нивелировать страхи и тревоги жителей, проводим разъяснительную работу. В частности, рассказываем о путях передачи вируса, эффективных способах защиты, как уберечь и обезопасить себя и своих близких, кому прежде всего нужно быть внимательными и осторожными.
- А какие конкретные шаги по защите граждан от COVID-19 были предприняты в самой больнице?
- Конечно, мы организовали на входе санитарно-пропускной пункт, где каждому посетителю измеряют температуру бесконтактным способом, обрабатывают руки антисептиком. Кроме того, работает инфекционная фельдшерская бригада, которая выезжает к контактным лицам, людям, прибывшим из сопредельных государств или других регионов России, а также пациентам с высокой температурой и симптомами ОРВИ. У них в обязательном порядке производится забор анализов, собирается анамнез. Для этих целей специально выделен автомобиль, оснащенный необходимым оборудованием.
Особенности районного здравоохранения
- А есть ли какая-то специфика при оказании первичной медицинской помощи в вашем муниципальном образовании?
- Да, нужно понимать, что Ольгинский район имеет свои территориально-географические особенности – при численности чуть больше 8 000 жителей, его протяженность составляет почти 250 км,а площадь 6 500 кв. км, т.е. плотность населения - менее полутора человек на квадратный километр. Это обуславливает и организационно-структурную специфику медицинской помощи. Она в значительной степени замкнута на ФАПы и врачебные амбулатории, где опять же работают в основном фельдшеры и медсестры. Таким образом, даже при вызове обычной «скорой» до пандемии первичный осмотр проводили работники среднего звена, это наш ключевой кадровый костяк. У нас налажен и хорошо отработан механизм оказания первичной медико-санитарной помощи с учетом территориальных особенностей района. В частности, была создана единая диспетчерская служба, где принимается решение, какую бригаду отправить на вызов. Такой алгоритм обеспечивает оптимальное использование фельдшерско-акушерских пунктов и ургентной службы СМП, оснащенных в том числе электрокардиографами с возможностью дистанционной передачи данных ЭКГ. Это позволяет своевременно оказывать помощь пациентам с инсультами и инфарктами, снижает риск сосудистых катастроф. «Скорую» вызывают чаще всего как раз фельдшеры ФАПов и врачебных амбулаторий после первичного осмотра. Ольгинская ЦРБ имеет статус больницы ПСМП, тип населения – регрессивный, т.е. преобладают жители уже почтенного возраста с целым букетом заболеваний, поэтому возникает достаточно много экстренных ситуаций, которые требуют быстрого и грамотного реагирования.
- Когда до вас добрался коронавирус, и изменилось ли после этого отношение к новой эпидемиологической угрозе у жителей района?
- Мы держались дольше остальных территорий, но настал день, когда коронавирусная инфекция пришла и в Ольгинский район, добралась до наших отдаленных рубежей. Первый случай произошел с нашим жителем, хотя он уже давно проживал во Владивостоке, потом были два военнослужащих, один сразу уехал в Преображение и лечился там, второй остался у нас. К счастью, у него нет клинических проявлений заболеваний, оно протекает бессимптомно. Мы обследовали круг его близких контактов, там все в порядке. У самого мужчины тест тоже уже показал отрицательный результат, сейчас сделаем повторный анализ, и с чистой совестью вздохнем свободно. Хотя расслабляться не стоит, учитывая, что наше население достаточно безответственно относится к ношению масок и соблюдению противоэпидемических мер. Хотя если поначалу жители воспринимали эту угрозу скептически, не верили в ее реальность, многие считали, что это миф и выдумки, то после первых случаев инфицирования отношение изменилось. Люди осознали, что COVID-19 действительно существует и может стать причиной летального исхода.
Отложенные ремонтные работы
- В каких форматах оказывается медицинская помощь, ее доступность сильно пострадала?
- Мы постарались, чтобы этого не случилось, в соответствии с действующими нормативами организован прием граждан с соблюдением всех необходимых санитарно-гигиенических норм и требований. В частности, обеспечен получасовой интервал между посещениями врача, социальная дистанция в полтора метра, мы также строго следим, чтобы у всех пациентов были средства индивидуальной защиты. Я уже говорила, что у нас много возрастных жителей, страдающих различными хроническими и сопутствующими заболеваниями, поэтому если при отсутствии планового лечения может возникнуть угроза их жизни и здоровью, то оно должно проводиться.
- Какие планы были в отношении ремонтов в начале года, и какие коррективы внесла в них пандемия?
- Мы планировали обновить системы электроснабжения, водоснабжения, провести кровельные работы и внутреннюю отделку здания. Однако коррективы внесла не только пандемия коронавируса, но и увольнение специалиста отдела закупок. А до этого четыре месяца ЦРБ функционировала без экономиста, это еще больше усугубило проблему. Но мы успели провести определенные закупочные процедуры, в результате которых были освоены деньги на ремонт кровли, средства на другие работы будут выделены в следующем году согласно проектно-сметной документации.
Терапевту – отдельная зарплата от завода!
- А что касается технического перевооружения и приобретения нового оборудования?
- Дело в том, что мы очень неплохо оснастились в 2017 году, когда за счет средств краевого бюджета парк оборудования Ольгинской ЦРБ пополнился современной видеоэндоскопической системой Pentax от всемирно известного производителя Hoya Corporation (Япония). Также ЛПУ получило новое стоматологическое и фармацевтическое холодильное оборудование, физиотерапевтическую аппаратуру. А ФАПы, врачебные амбулатории, отделение СМП, стационар и поликлиника были обеспечены аппаратами для снятия ЭКГ с расшифровкой данного исследования. Тогда же на сэкономленные в процессе проводимых аукционов средства в Ольгинскую ЦРБ был приобретен утилизатор-деструктор «Балтнер-Ш30». Главное, что это оборудование не простаивает, мы нашли специалистов, которые обеспечивают его бесперебойную работу на благо сельских жителей. Особенно мы не можем нарадоваться на свой видеоэндоскопический комплекс, который с легкостью решает проблемы любого, даже самого сложного малоинвазивного вмешательства, и вывел больницу на новый виток современной лечебно-диагностической помощи. И нашему материально-техническому оснащению до сих пор завидуют коллеги из районных больниц, огромное спасибо краевому правительству и минздраву.
- Виктория Валерьевна, какая сегодня в больнице сложилась ситуация с кадрами, кого вам не хватает больше всего?
- Кадровый голод нас не миновал, дефицит специалистов серьезный, особенно мы ждем терапевтов. Они просто жизненно необходимы, а если кто пожелает устроиться во врачебную амбулаторию в п. Моряк-Рыболов, тому директор местного завода Константин Долгов обещает платить ежемесячно отдельную зарплату в размере 30 тыс. рублей! Это в дополнение ко всем доплатам, компенсациям и подъемным, предусмотренным нашим колдоговором и краевым законом о социальной поддержке молодых специалистов. Я считаю, что это отличный бонус и очень привлекательный финансовый стимул, тем более работа предстоит в одном из самых живописных уголков Приморья на морском побережье с роскошными пляжами и практически первозданной природой. А вот со средним персоналом ситуация лучше – сыграло свою роль участие в ярмарке вакансий, и в скором времени штат нашего медучреждения пополнят два фельдшера. Также окончила целевую ординатуру врач-оториноларинголог, она придет к нам в августе. Для начала снимем ей жилье, а сегодня в Тимофеевке ремонтируется квартира, которая скоро перейдет к ней в служебное пользование. Но вот терапевтов нам действительно сильно не хватает, до полного счастья – трех, так что милости просим в свой замечательный дружный коллектив, обещаю, что не пожалеете!