Быть доктором – значит любить людей

6714

Профессионал - это ключевое слово в характеристике Виктора Вырыпаева, врача-нарколога приёмного отделения ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №2» в г. Спасске-Дальнем Приморского края. Коллеги отмечают у доктора огромный запас знаний, умений и опыта. Он для них авторитет, к тому же всегда подтянут и аккуратен, чем подаёт пример другим сотрудникам. О том, как складывался его трудовой путь, за что он любит своё дело и ценит советскую пятиступенчатую систему оказания наркологической помощи, Виктор Степанович рассказал корр. портала VladMedicina.ru.

 Людмила Михалёва, Дмитрий Дзевановский, КПБ №2, Краевая психиатрическая больница №2, Психиатрия и наркология, Спасск-Дальний, Виктор Вырыпаев

Непрямой путь к профессии

Летом 2020 года исполняется 50 лет работе Виктора Вырыпаева в системе здравоохранения. Про таких говорят: человек на своём месте. И трудно поверить, что в данном случае путь к делу всей жизни был не таким уж прямым.

После школы юноша сразу пошёл работать на Спасский известковый завод, где трудился его отец, в прошлом кадровый офицер. По природе стеснительный и робкий, Виктор хотел закалить характер на производстве, а заодно и помочь своим многодетным родителям. В семье он был вторым ребёнком, где, кроме них с братом, воспитывалось ещё шестеро ребятишек.

На предприятии Виктор Степанович работал лебёдчиком, отвечал за устройство, которое подавало вверх заполненные грузчиками вагонетки с известняком. К производственному процессу молодой человек относился вдумчиво и даже однажды поспорил с представителями заводской медкомиссии, которые в качестве профилактики частых простудных заболеваний у грузчиков рекомендовали им утреннюю зарядку.

- Я спросил: «Вы серьёзно?». Люди и так с утра до вечера занимаются физическим трудом. На мой взгляд, причина была в том, что они работали в продуваемом карьере. Так и сказал. А грузчикам посоветовал правильно одеваться и не пить холодную воду при жажде. Они меня выслушали (я ведь читал медицинскую литературу), но следовать моим рекомендациям не спешили - в тех условиях это было трудно, - вспоминает доктор.

В юности Виктор болел гастритом, лечил его в стационаре. С больничной койки наблюдал за работой медиков. Всё ему очень нравились, особенно их профессионализм и доброжелательность. Он уже тогда осознал, насколько важно для врача сочетание этих качеств.

Два раза, и оба удачно

После трёх лет работы на заводе Виктор поехал поступать во Владивостокский государственный медицинский институт. Экзамены (сочинение, английский язык, химию и физику) сдал успешно, его зачислили. Однако на обязательные в те годы для студентов сельхозработы опоздал по уважительной, как ему казалось, причине: старший брат вернулся из армии. В наказание за это в институте его лишили стипендии и места в общежитии. А этого Виктор себе позволить не мог – забрал документы (и ведь никто не подсказал, что можно было просто взять академический отпуск). Снова завод, а через год – ещё одна попытка поступить в медицинский вуз. Она тоже была удачной, началась студенческая жизнь.

- Учиться мне нравилось, всё легко давалось, схватывал на лету. Занятия я не пропускал, был дисциплинированным и исполнительным студентом, - говорит Виктор Степанович. – Помню экзамен по общей хирургии. Преподаватель говорит: «Сейчас подброшу три косточки, если правильно назовешь их в полёте, получишь пять. Я ответил верно, не ошибся, а он и правда поставил пятёрку. Тогда мы изучали всё добросовестно и досконально!

Распределили Виктора Вырыпаева в Артём, город-спутник краевого центра Приморья. Другой бы обрадовался, а он хотел работать в больнице поселка цементников, где проходил практику. Обратился к главврачу, тот съездил, всё уладил. В этой больнице молодой доктор начал трудиться врачом-терапевтом, сначала на приёме, а потом и в стационаре. Там же встретил свою будущую жену Лидию, работавшую медсестрой.

Вот - новый поворот

Спустя какое-то время молодого доктора отправили обучаться новой специализации – врача-рентгенолога. В этой должности Виктор Степанович проработал потом девять лет. Затем в селе Спасском начал строиться новый больничный комплекс. В связи с чем часть отделений оттуда перенесли в клинику цемзаводского поселка, а возглавить её на время строительства поручили Виктору Вырыпаеву. Когда стройка закончилась, все отделения перевели в новострой, а в здании цемзаводской больницы открыли противотуберкулёзный диспансер, где наш герой работал главным врачом до самого закрытия медучреждения в 1986 году.

На 44-м году жизни Виктор Вырыпаев был вынужден искать работу, без которой себя не мыслил. Обратился к главврачу психонаркологического диспансера Александру Бехтеру, и тот поставил его заведовать наркологическим кабинетом. А когда в микрорайоне им. 50-летия Спасска открылась психонаркологическая больница, пригласил работать туда заместителем по лечебной части. Область медицинской компетенции для Виктора Степановича была новая, он снова учился, сначала в Южно-Сахалинске, а затем в Иркутске.

Без права на ошибку

С тех пор пошло 34 года. Сегодня доктор Вырыпаев заведует приёмным отделением ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №2».

 Людмила Михалёва, Дмитрий Дзевановский, КПБ №2, Краевая психиатрическая больница №2, Психиатрия и наркология, Спасск-Дальний, Виктор Вырыпаев

- Это архиважное структурное подразделение, которое требует высокого профессионализма, - поясняет главный врач больницы Дмитрий Дзевановский. – Госпитализация в стационар в нашем случае – непростое дело. Нужно знать массу юридических нюансов, когда можно оказывать принудительную помощь, а когда нельзя, права на ошибку нет. Кроме юридических знаний на этом месте нужны и глубокие медицинские. Врач на приёме оказывает помощь больным, которые чаще всего находятся в состоянии острых психических расстройств. Сейчас пациенты диссимулируют, сознательно скрывают своё состояние, чтобы избежать госпитализации. Необходимо умело проводить расспрос, фиксируя в уме все поведенческие особенности. Врач должен правильно организовать процесс, принимать быстрые и верные решения. Прохожего с улицы на такое дело не поставишь.

Несмотря на то, что Виктор Вырыпаев трудится в тяжелейших условиях, можно сказать, агрессивной среде, он всё делает очень достойно.

На вопрос: «Не рискованно ли вести приём в одиночку, без поддержки накаченных санитаров?» - Виктор Степанович отвечает так:

- Об этом, конечно, не думаешь, но бывают разные ситуации, когда человек, находясь в своих внутренних переживаниях, что-то замышляет и к чему-то готовится. Я помню, мы вели как-то раз приём с медсестрой Ларисой Чернявской. И вдруг пациент внезапно вскакивает и кидается на меня. Шею руками обхватил, приготовился душить, но Лариса Ивановна меня спасла, она женщина боевая, разняла нас.

Доктор пояснил, что в силу болезни такие пациенты могут воспринимать окружающих как нечто враждебное себе, испытывают высокий уровень тревоги, у них возникают мысли о возможном нападении, преследователях и недоброжелателях. Самокритика у них резко снижена либо вовсе отсутствует. Этим и объясняются их импульсивность, переживания, неадекватность. Больной может нанести повреждения и себе, и окружающим. Умение это предусмотреть и предотвратить входит в обязанности специалистов клиники, врача приёмного покоя – в особенности.

- Вот вам случай, - делится Виктор Вырыпаев. - Поступает больная женщина, выглядит испуганной, постоянно озирается. Я к ней подхожу, кладу руку на плечо, а она вдруг начинает плакать. И тут под рукавом плаща я замечаю у неё большой нож. Всё тогда обошлось, мы его, конечно, изъяли, пообещав вернуть при выписке.

Не смотря на всю опасность профессии, желание сменить сферу деятельности у Виктора Степановича никогда не возникало.

- Работа очень интересная, - объяснил врач. - В этой профессии требуются постоянное расширение кругозора, самообразование. К примеру, сейчас при ряде освидетельствований и медицинских осмотров необходимо проводить исследования на психоактивные вещества, применяя новые технологии химического тестирования на основе современной аппаратуры. Ею нужно уметь владеть, к тому же она у нас постоянно совершенствуется. Это очень интересно!

Советский подход – лучшее решение

Но даже не это главное, интересны сами люди, попадающие в круг деятельности психиатра-нарколога, уточняет доктор.

- Вот человек родился, получил школьное образование, потом он входит в жизнь, а в ней так много разных соблазнов! Каждый на это по-своему реагирует, - констатирует специалист. - А вот в силу чего кто-то входит в пагубную зависимость, а другие нет? Наркотик не будет ложиться на спокойную, твёрдую, уравновешенную личность, правда? Как правило, зависимостям подвергаются личности незрелые с примитивными интересами, тягой к асоциальным удовольствиям. Отсутствуют способности и желание осваивать что-то новое, развиваться, читать. Нет интереса к интеллектуальной деятельности. К сожалению, такие граждане и попадают в круг деятельности психиатра-нарколога. А потом обвинения: школа недосмотрела, родители. Конечно, среда, в которой живёт эта личность, имеет значение. Но кто-то ж не опускается вниз и в таких условиях, а растёт, получает образование, поднимается на социальные вершины. Мы занимаемся реабилитацией. Наша задача – замотивировать человека на социальный рост, возврат в социальную среду, где он имеет семью, трудовой статус, перспективы развития, является полноценным членом общества, не нарушает правопорядок. Существуют технологии, которые опустившегося человека пытаются поднять на поверхность.

При этом, по словам Виктора Степановича, ему ближе советский подход к лечению и социализации пациента. В частности, он считает удачной действующую в СССР систему лечебно-трудовых профилакториев.

- Когда наркология отпочковалась от психиатрии, и наша уважаемая Людмила Михалёва, тогда руководитель Краевого наркодиспансера, а сейчас главный нарколог Дальневосточного федерального округа, организовала пятиступенчатую систему оказания профильной помощи. Был наркопост на производстве, это действовало - люди, страдающие зависимостью, приходили к нам. Если это случалось неоднократно, то попадали в ЛТП. Но там они и лечились, и трудились, зарабатывали деньги и пересылали их семьям. А сейчас? Поступил – выписался и обратно в ту же среду. Очень много повторной госпитализации. Мне кажется, на подхвате должны быть ещё какие-то социальные службы для людей с зависимостью, чтобы наши усилия не пропадали зря, - уверен доктор.

По принципу гуманности

В семье Виктора Вырыпаева по его стопам пошли двое: дочь Ирина, она работает старшей медсестрой в детском отделении больницы во Владивостоке, и внучка Валерия, оканчивающая медицинский колледж и мечтающая учиться дальше в вузе, чтобы стать врачом. С нею Виктор Степанович иногда делится своими мыслями об этой профессии. В частности, о том, что в медицине должны работать не все подряд, а только гуманного склада личности. Ведь любить людей, сочувствовать им, лечить не только по выработанным медицинским стандартам, но и душой, сопереживая и желая пациенту добра, из-под палки не научишь.

Виктор Вырыпаев рад, что ему посчастливилось трудиться в коллективе, члены которого полностью разделяют его взгляды на профпригодность и следуют принципу гуманности в своей работе.

 



  Рейтинг: 5, Голосов: 4



Поделиться
6714
Личный кабинет