Когда новые вызовы открывают новые возможности

7242

Эпидемия COVID-19 в значительной степени затронула все сферы общества и заставила пересмотреть некоторые ранее казавшиеся незыблемыми правила, нормы и устои. И если одни видят в ней лишь неизбежные ограничения и связанные с ними неудобства, подсчитывая убытки и ропща на несправедливость судьбы и несовершенство мира, то другие находят в этом вызове всему человечеству положительные аспекты и скрытые пружины, способные облегчить и оптимизировать многие рабочие и информационные процессы. Мир переходит в онлайн, и это объективный факт, причем авторитетные эксперты полагают, что возврат к прежней привычной модели в ряде отраслей в полном объеме уже невозможен. Последние три месяца карантина стали катализатором для повсеместного использования цифровых технологий – в бизнесе, образовании, торговле, индустрии развлечений, а более половины сотрудников крупных корпораций и небольших компаний перешли на удаленный формат работы. Исключением не стал и ГАУЗ «Приморский краевой информационный центр».

Нестандартная ситуация – неординарные решения

По словам руководителя ПК МИАЦ Марии Волковой, пандемия коронавируса внесла свои коррективы и повлияла на привычный ритм деятельности учреждения. Если в поликлиниках и стационарах Приморья дистанционный формат работы редко применим, т.к. врачи и медсестры в большинстве случаев должны находиться рядом с пациентами и оказывать им помощь при непосредственном контакте, то в медицинском информационно-аналитическом центре в силу его специфики это оказалось возможным.

Владимир Мазурчук, ИТ в медицине, Мария Волкова, ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, Константин Медведев, Андрей Клюев

- С целью ограничения распространения коронавирусной инфекции нам пришлось в срочном порядке решать вопросы перехода части коллектива на «удалёнку», - пояснила корр. портала VladMedicina.ru Мария Викторовна. – В первую очередь это касалось сотрудников, которые относятся к группе риска, перед нами стояла задача минимизировать число посещений офиса и количество находящихся там людей. В результате мы практически в полном составе отправили на домашний режим отдел сбора и обработки информации, службу техподдержки и проектный офис, всего порядка 40 человек из 60-ти. Это была неординарная ситуация, требующая нестандартных решений, с подобным требованием мы столкнулись впервые. Конечно, никаких готовых алгоритмов не существовало, нам пришлось искать и разрабатывать оптимальные схемы буквально на ходу. Прежде всего – обеспечить информационную безопасность дистанционной работы.

Поэтому серьезная нагрузка легла на специалистов технической службы и отдела информационной безопасности, руководят которыми Константин Медведев и Андрей Клюев. Они вместе со своими сотрудниками в течение 10 дней трудились, не покладая рук, чтобы создать все необходимые условия и оборудовать полноценные автоматизированные рабочие места в домашней обстановке. На самом деле я сильно переживала, как это все будет функционировать, испытывала определенные опасения, сможет ли мой персонал адекватно отреагировать на новые условия и делать свою работу на том же уровне и в прежних объемах. Как это скажется на деятельности всего учреждения и производительности труда.

Уникальный опыт дистанционной работы

Заместитель директора ГАУЗ «ПК МИАЦ» по информатизации Владимир Мазурчук уточняет, что для сотрудников, которые были отправлены на «удалёнку», закупили служебные ноутбуки, установив необходимое программное обеспечение с целью подключения к внутренней сети информационно-аналитического центра и переадресации на них рабочих звонков. Таким образом, если человек с любого телефона набирает привычный номер нужного ему конкретного специалиста, он напрямую соединяется с ним, когда тот находится дома у монитора своего компьютера. А в целом внедренные информационные системы показали, что они могут эффективно работать вне зависимости от локализации. Это касается практически всех аспектов деятельности ПК МИАЦ - сбора и обработки данных, выполнения мониторингов, технической поддержки и ведения отчетности, особенно в русле реализации такого глобального и затратного проекта, как «Цифровой контур».

Владимир Мазурчук, ИТ в медицине, Мария Волкова, ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, Константин Медведев, Андрей Клюев

- Я испытала чувство глубокого уважения к своим сотрудникам, которые сумели быстро мобилизоваться, адаптироваться и выполнять свои служебные обязанности в домашних условиях на высоком профессиональном уровне, - поделилась Мария Волкова. – Тем более необходимо учитывать, что нагрузка возросла: в связи с распространением коронавируса значительно увеличилось количество всевозможных мониторингов. В частности, приморский минздрав требовал обеспечить сбор и анализ информации по поводу потребностей ЛПУ в средствах индивидуальной защиты, переподготовки кадров, перемещениях аппаратов ИВЛ, и т.д. И здесь есть еще один плюс – многие из них выпадали на выходные дни, и не было нужды вызывать специалистов в офис, они спокойно считали и сводили эти мониторинги дома.

Так или иначе мы получили новый уникальный опыт дистанционный работы, который существенно раздвинул границы наших возможностей. Главное – система продемонстрировала свою жизнеспособность и эффективность, каких-то принципиальных сбоев удалось избежать. Это радует, и данная ситуация дала мне еще один повод для гордости за своих специалистов. Еще очень интересно, как по-разному они отреагировали на необходимость трудиться дома – некоторые восприняли новый формат с энтузиазмом и признаются, что им так намного удобнее и комфортнее. Другие в силу своего психотипа и характера привыкли работать в офисе, в коллективе и активно просятся обратно. В любом случае я все чаще ловлю себя на мысли, что было бы неплохо использовать полученный опыт и дальше, по крайней мере частично. Особенно учитывая тот факт, что мы испытываем трудности с помещениями и свободными площадями. Это действительно отличное решение. Конечно, придется решить много организационных вопросов, связанных с учетом оплаты, рабочего времени, но мы говорим о реальной перспективе.

К новому уровню профессиональных компетенций

Кроме того, пандемия коронавируса послужила импульсом для совершенствования системы видеоконференцсвязи, которая заработала в медицинской сфере Приморья в начале прошлого года. Благодаря ПК МИАЦ в настоящее время налажено оперативное и эффективное взаимодействие всех звеньев регионального здравоохранения без необходимости личного присутствия руководителей ЛПУ из районов края на профильных совещаниях с главой минздрава. Это существенно экономит и время участников, и транспортные расходы на поездки во Владивосток. В сегодняшних условиях актуальность и востребованность ВКС по понятным причинам возросла в разы, что в свою очередь потребовало от специалистов информационно-аналитического центра расширить ее технические возможности и функционал.

Владимир Мазурчук, ИТ в медицине, Мария Волкова, ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр, Константин Медведев, Андрей Клюев

- По большому счету этот сервис появился в приморском здравоохранении по нашей собственной инициативе, и, конечно, мы несем ответственность за его устойчивую бесперебойную работу, особенно в новых условиях, - акцентирует руководитель ПК МИАЦ. - Понятно, что мы не уделяли ему первоочередного внимания в свете стоящих перед службой более масштабных задач, но текущая ситуация этого настойчиво потребовала. Нам пришлось частично пересмотреть структуру ВКС, мы обнаружили несколько слабых мест, но раньше они не имели особого значения. Мы планировали начать работы по их устранению осенью, но были вынуждены оперативно заняться этими вопросами сейчас. Речь идет о решении проблем с каналами связи, оборудованием ВКС и донастройкой самой системы с целью обеспечить большее число участников. Нам это удалось. И если еще в марте их максимальное число не превышало 50-ти, то последний сеанс видеоконференцсвязи собрал одновременно 102 главных врача бюджетных лечебных учреждений. На сегодняшний день теоретически возможно увеличить эту цифру до 140. Также хотелось бы сказать слова благодарности нашим партнерам и коллегам, в частности, региональному отделению ПАО «Ростелеком» и КГКУ «ИТЦ Приморского края», которые оперативно оказали помощь в решении наших проблем.

Так что линия горизонта в очередной раз отодвинулась, открыв неведомые пространства и изменив взгляд на многие вещи. То, что раньше казалось невозможным, не укладывалось в рамки привычных устоявшихся схем, становится повседневной реальностью. В частности, ситуация с коронавирусом подобно проявителю или контрастному веществу показала значимость, ценность и необходимость дистанционных информационных технологий. Жизнь преподносит нам неожиданные сюрпризы, бросает вызовы и вынуждает перестраивать не только внешние связи и коммуникации, но сам тип мышления и отношения к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Возникает культура общения, межведомственного и межличностного взаимодействия совершенно иного плана, пока сложно сказать, хорошо это или плохо, время покажет, но сегодня это факт. И мне кажется, что в данной ситуации очень важно использовать эти открывающиеся перспективы с пользой и во благо, превратить их в действующие ресурсы и механизмы для выхода на новый уровень профессиональных компетенций.

   



  Рейтинг: 4.75, Голосов: 16



Поделиться
7242
Личный кабинет