В русле повышенной эпидготовности
До 7 мая Черниговский муниципальный район Приморского края был территорией, свободной от COVID-19 – здесь не регистрировали случаев заражения новым коронавирусом. Отсюда и достаточно легкомысленное отношение жителей к этой угрозе, которая до недавнего времени обходила их стороной. Но сегодня, после выявления первых ковид-положительных пациентов, они уже понимают, что инфекция не является вымыслом и далекой мифической опасностью. Она здесь, рядом с каждым и способна в любую минуту изменить привычный и размеренный ход жизни. Какие противоэпидемические меры были приняты для защиты медицинского персонала и пациентов, как они обеспечиваются и почему важно не расслабляться сегодня, когда общая напряженность начинает спадать, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач КГБУЗ «Черниговская районная больница» Ирина Ерошкина.
Инфекционные бригады – на передовой
- Ирина Леонидовна, что было сделано в лечебном учреждении для сдерживания COVID-19 после официального объявления пандемии?
- Мы руководствовались распоряжениями приморского минздрава и Роспотребнадзора, которые в тот горячий период постоянно уточнялись и дополнялись новыми требованиями. В первую очередь организовали в амбулаторных условиях посты дежурных администраторов и фильтр-боксы, где у жителей, которые приходят на прием, сразу измеряется температура и собирается краткий анамнез. Также сразу обеспечили весь персонал поликлиник в Черниговке и Сибирцево средствами индивидуальной защиты – масками, перчатками, халатами, колпаками и очками. Обязательное условие при личных обращениях в регистратуру – социальная дистанция в полтора метра, при этом мы постарались свести их к минимуму. В частности, оповестили население через СМИ о том, что запись к врачу предпочтительна через инфомат, интернет и по телефону, а помощь в амбулаторном звене оказывается в основном неотложная. Но, конечно, мы не оставили без внимания своих пациентов, организовали для них фактически полноценный прием на дому. Так, два терапевта обслуживали больных непосредственно в поликлинике, а двое их коллег работали только в домашних условиях.
- Как была организована неотложная и скорая помощь?
- Мы сформировали инфекционные бригады, в том числе одну фельдшерскую на скорой помощи, которая выезжала исключительно к пациентам с симптомами ОРВИ и температурой. И она до сих пор работает в таком режиме. Две других бригады были завязаны на поликлиническое звено в Черниговке и Сибирцево и обслуживали вызовы на дом к температурящим больным. К инфекционной бригаде «скорой» были повышенные требования – на станции СМП для них выделили специальное помещение с отдельным входом, так называемую красную зону, где они во избежание опасных контактов не пересекаются с другими сотрудниками. В обязательном порядке происходит дезинфекция транспорта и помещений. Там же создан фильтр-бокс для пациентов – если, к примеру, у человека диагностирован COVID-19, и необходимо какое-то время перед отправкой в инфекционный госпиталь, его сначала отвозят туда, а потом уже транспортируют.
Тяжело в учении – легко в бою
- Специалисты, работавшие с ковидными пациентами в апреле, получили все положенные дополнительные выплаты?
- Сейчас да, это в первую очередь касалось сотрудников скорой помощи. Никто никаких разъяснений не давал, и каюсь – сначала мы пошли по пути расчета за фактическое отработанное время, суммы получились маленькими. Но мы очень быстро ситуацию исправили, начислили все положенные доплаты в полном объеме, и уже 15 апреля люди свои деньги получили, вопрос закрыт окончательно.
- Коллектив получил какие-то практические навыки работы в новых условиях?
- Да, мы провели под роспись цикл занятий с персоналом по надеванию-снятию защитных костюмов, здесь важна как скорость, так и правильная последовательность действий. Сначала изучали процесс по снимкам и слайдам, потом отрабатывали его на практике. Тренировки проходили под руководством начмеда, инфекциониста и эпидемиолога. Также ежедневно на утренней планерке начмед знакомит сотрудников со всеми новыми приказами, распоряжениями и рекомендательными письмами вышестоящих организаций. У нас за это время сформировалось несколько уже достаточно объемных и увесистых папок с документами, по которым можно отследить историю развития пандемии коронавируса и предпринятых соответствующими инстанциями мер. Тем более вводные постоянно меняются, дополняются и уточняются, мы не упускаем из вида ни одно указание, тщательно фиксируем и анализируем всю входящую оперативную информацию, чтобы на своем уровне и в доступной форме транслировать ее коллективу. Это особенно актуально для службы скорой помощи, чтобы там четко знали и понимали, куда везти пациента, по каким телефонам и с кем согласовывать маршрут и конечное место транспортировки.
Отработанный алгоритм действий
- Какие изменения произошли непосредственно в стационаре?
- Согласно полученным инструкциям у нас временно приостановлена плановая госпитализация, но при этом стараемся никому не отказывать, многие вопросы закрываются на дому. Мы дали несколько разъяснительных материалов в местную газету, объясняли сложившуюся ситуацию на приемах, и жители к ней отнеслись с пониманием. Мы ориентировали заведующих отделениями на соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и работу в условиях распространения особо опасной инфекции. Это прежде всего касается оказания помощи в стационарных условиях для обеспечения максимальной эпидзащиты для пациентов и персонала. Мы разработали подробный алгоритм действий для всех служб, включающий порядок поступления и маршрутизации больных, систему оповещения, передачу данных, межведомственное взаимодействие, перечень документов, которые необходимо взять у человека при госпитализации, в том числе письменное согласие и многие другие аспекты. Теперь мы прикрыты, данный алгоритм апробирован и обкатан в реальных условиях и будет служить действующим практическим пособием в случае повторения подобной ситуации в будущем. И, конечно, в каждом структурном подразделении все сотрудники обеспечены индивидуальными средствами защиты, помещения и рабочие поверхности как в поликлиниках, так и стационарах регулярно - каждые два часа - обрабатываются дезинфицирующими средствами.
- Ирина Леонидовна, а как на территории Черниговского района обстоит ситуация с заболеваемостью коронавирусной инфекцией, скольких жителей уже настигла эта напасть?
- Первый ковид-положительный больной у нас появился 7 мая, до этой печальной переломной даты случаи заражения коронавирусной инфекций на территории района не регистрировались. Это была женщина, которая прилетела из Москвы, мы, как и полагается, взяли у нее анализ на 10-й день после возвращения, и он оказался положительным. История ее госпитализации больше напоминает детективную новеллу – жена военнослужащего, ехать в больницу она категорически отказалась. Прибывшую на место бригаду «скорой» встретило ожесточенное сопротивление обоих супругов, при этом письменный отказ от госпитализации женщина подписывать не пожелала, еле убедили. Дело было поздним вечером, долгие уговоры и призывы к гражданской ответственности ни к чему не привели, и фельдшерам ничего не оставалось, как уехать восвояси. А утром мы поставили в известность об инциденте Роспотребнадзор, органы опеки, полицию и администрацию поселения, поэтому на следующий день в полпервого дня строптивую пациентку уже везли в уссурийский провизорный госпиталь. Нас еще возмутил тот факт, что когда приехала «скорая», они всей семьей демонстративно вышли гулять на улицу, всем своим видом показывая – на наши требования, здоровье и безопасность ближних им просто начхать.
Адекватное взвешенное отношение
- Каким образом хроника распространения COVID-19 развивалась дальше?
- Буквально на следующий день коронавирус обнаружили у 64-летнего жителя с Алтыновка, прибывшего из Приморской краевой клинической больницы №1, где перенес операцию на сердце. И приехал он уже с температурой, вызвал фельдшера поликлиники, который отвез его на компьютерную томографию в спасскую больницу. Исследование показало изменения в легких, характерные для COVID-19, позже диагноз подтвердился лабораторно. Наша инфекционная бригада доставила пациента в уссурийский госпиталь, где он, к сожалению, скончался. А 20 числа был зафиксирован третий случай заражения коронавирусной инфекцией у местной жительницы, ее госпитализировали в «дальзаводскую» больницу Владивостока.
- Скажите, как воспринимает эпидемиологическую угрозу население района и коллектив Черниговской ЦРБ?
- Если честно, до появления первого ковидного больного наши жители относились к коронавирусу как к чему-то далекому, отвлеченному и их не касающемуся. При этом вольница в значительной степени исходит от воинской части, там свободный режим, летчики – народ свободолюбивый и никакие ограничения их не останавливают. Наши жители более дисциплинированны, но сегодня, наверно, уже все осознали реальность угрозы, прочувствовали, что никто от этой беды не застрахован. Она может прийти в каждый дом, в каждую семью. А персонал – большие молодцы, все-таки это люди, получившие профильное образование и понимающие, чем чревато безответственное отношение к своему здоровью и к каким последствиям способно привести. Они спокойно, адекватно и взвешенно оценивают ситуацию, не паникуют, выполняют все требования и предписания, действуют в высшей степени профессионально, дружно и слаженно.