Секретное оружие приморской науки

3342

Совсем скоро в России и во всем мире будет отмечаться День медицинской сестры, но, конечно, это заслуженный праздник для всего среднего персонала лечебных учреждений. Особое место в данной иерархии занимают лаборанты ФБГНУ «Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Г.П. Сомова» - организации, традиционно работающей на стыке науки, образования и практического здравоохранения. Это увлеченные бойцы невидимого фронта, настоящие энтузиасты и подвижники, которые за скромную зарплату и без широкой огласки занимаются непосредственным исследованием всевозможных микроорганизмов. В случае с лабораторией природно-очаговых трансмиссивных инфекций (ПОТИ) это прежде всего изучение неизменно актуального для Приморского края клещевого энцефалита. Лаборант-исследователь ПОТИ Ирина Сирант прилагает руку не только к определению эпидемиологического статуса многочисленных конкретных образцов, но и к созданию богатейшей и уникальной коллекции возбудителей флавивирусных инфекций, циркулирующих в природных очагах региона.

 Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Г.П. Сомова, НИИ Сомова, наука, эпидемиологи, Ирина Сирант

Яркий маяк и главный наставник

Ирина Сирант родом из Владивостока, росла и воспитывалась в обычной для Приморья советской семье. Мама – кассир-бухгалтер, папа всю жизнь работал мотористом в Дальневосточном морском пароходстве. В школе серьезно увлекалась танцами, но в будущем видела себя только в медицинской области, беря пример служения любимому делу с людей в белых халатах. Родители этот выбор одобрили и благословили, хотя в ВГМИ девушка подавать документы не рискнула, боялась, что не пройдет серьезный конкурс, а базовое медицинское училище покорилось ей без труда и распахнуло заветные двери в профессию.

- Училище я окончила в 1982 году и после получения диплома оказалась в этом замечательном институте, давно ставшем родным домом, - рассказывает корр. портала VladMedicina.ru Ирина Владимировна. – Раньше лаборатория носила название трансмиссивных вирусных инфекций, позже – клещевого энцефалита, и мне посчастливилось работать под руководством уникального человека, легендарного исследователя мелких паукообразных, доктора медицинских наук и профессора Галины Леоновой. Тем более что по складу ума и характера я очень люблю эту лаборантскую работу, пробирки и анализы, мне по душе что-то делать руками, проводить скрупулезные исследования, вымерять, сопоставлять, рассчитывать. Сколько времени прошло – а я до сих пор получаю от всего этого удовольствие. Это действительно мое. Меня такая работа нисколько не тяготит, могу возиться с пробирками сутками. А Галина Николаевна для меня – учитель и наставник с большой буквы, яркий маяк в профессии и просто очень грамотный и чуткий руководитель.

Стоит отметить, что лаборатория природно-очаговых трансмиссивных инфекций исторически занимается исследованием вирусолого-эпидемиологической характеристики природных очагов клещевого энцефалита на территории Приморского края. Ведущее научное направление - поиск новых арбовирусов, циркулирующих в природных очагах региона, всестороннее изучение актуальной для здравоохранения проблемы клещевых и других трансмиссивных инфекций. Здесь было выделено несколько новых для науки вирусов, создана огромная коллекция возбудителей флавивирусных инфекций - штаммы вируса КЭ, выделенные от иксодовых клещей, от людей с разными формами инфекции. Это новые возбудители для Евразийского континента –вирусы Повассан, Хасан, Louping ill, Лиссавирус.

Неожиданные аспекты клещевой инфекции

Было бы нечестно сказать, что все эти десятилетия Ирина Сирант провела на одном месте в стенах НИИ им. Г.П. Сомова. В трудные и лихие 90-е, когда институт финансировался по остаточному принципу, и денег катастрофически не хватало ни на зарплаты сотрудникам, ни на необходимые реактивы и расходные материалы, она попробовала свои силы в качестве медсестры отделения функциональной диагностики Владивостокской клинической больницы №1. И данный пятилетний опыт в ведущем городском стационаре тоже оказался полезным, ценным и значимым. Как признается сама Ирина Владимировна, работа с людьми открыла новые качества ее личности и характера, расширила профессиональные горизонты и возможности. Живое общение и судьбы проходивших мимо нее пациентов оставили след в душе, осознание, что окружающий мир намного шире и разнообразнее замкнутого камерного пространства любимой лаборатории.

- Но все-таки работа в институте была мне ближе, роднее и привычнее, поэтому когда обстановка там более-менее стабилизировалась, и мне предложили вернуться, я с радостью согласилась, - говорит Ирина Сирант. – С 1997 года я продолжила трудиться в лаборатории клещевого энцефалита и на своем месте изучала данную проблему, проводила исследования доставляемых к нам этих кровососущих паразитов. Помню неблагополучную ситуацию 90-х, когда мы стали свидетелями небывалой вспышки активности клещевого энцефалита. На этом фоне мы смогли выделить много как высоко-, так и слабовирулентных штаммов. Как поясняла Галина Николаевна, в тот период произошла своеобразная историческая встреча разных вирусных популяций, что вкупе с невыясненными природными особенностями, экономическим кризисом и социальными потрясениями породило беспрецедентную вспышку инфекции с высокой летальностью.  А в целом анализ заболеваемости КЭ в Приморье за последние 80 лет показал средний уровень летальности 17%. Это крайне высокий процент, у нас в этом отношении очень эндемичный регион - такого уровня нет ни на одной территории России и всего Евразийского континента. При этом научным сотрудникам лаборатории удалось получить совершенно новые данные о том, что в природе встречаются не только высоковирулентные штаммы. Они как раз очевидны, а мы сконцентрировали усилия на изучении слабовирулентных штаммов вируса клещевого энцефалита.

Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Г.П. Сомова, НИИ Сомова, наука, эпидемиологи, Ирина Сирант

Специалист обращает внимание, что ежегодно в Приморском крае регистрируется порядка семи тысяч случаев присасывания клещей с охватом всех районов края.Чаще всего встречается вирус клещевого энцефалита, боррелии группы Borrelia burgdorferi sensu lato вызывающие иксодовые клещевые боррелиозы (ИКБ) и риккетсии – источники клещевых риккетсиозов (КР). Также регистрируются случаи ранее не известных заболеваний, вызываемых новыми патогенами. Так, эрлихии становятся причиной моноцитарного эрлихиоза человека (МЭЧ), анаплазмы порождают гранулоцитарный анаплазмоз человека (ГАЧ), а Borrelia miyamotoi - клещевые возвратные лихорадки. Кстати, два года назад вирус клещевого энцефалита был выявлен всего в 5% присосавшихся к людям клещах, свыше 40% заняли боррелии, 13% - анаплазмы, в оставшихся случаях обнаружили риккетсии и другие патогены. При этом в одном клеще могут благополучно сосуществовать разные возбудители, а самая высокая зараженность отмечается на островных территориях – о. Русском и о. Попова.

Большие объемы – малыми силами

В лаборатории клещевых инфекций института проводится диагностика всех этих возбудителей при помощи современных исследовательских инструментов – метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) и метода флуоресцирующих антител (МФА). Первый позволяет добиться желаемого результата за счет значительного увеличения в пробе малых концентраций определённых фрагментов нуклеиновой кислоты. Второй - используется для обнаружения в микроорганизмах антигенов с помощью антител, помеченных флуоресцирующими красителями.

Как подчеркивает Ирина Владимировна, такая работа требует от лаборанта ювелирной точности, аккуратности, ответственности и внимательности. А еще он должен быть искренне увлечен своим делом, обладать отточенными практическими навыками, острым умом, гибким мышлением и желанием постоянно совершенствоваться в профессии, быть в курсе всех новых тенденций и технологий лабораторной диагностики, в том числе молекулярной.Причем технологический уровень проводимых анализов постоянно повышается, а объем исследований неизменно растет. И сегодня ПОТИ опять стоит на передовой, взяв на себя обязательства по диагностике COVID-19, не снижая темпов и оборотов по выявлению клещевых инфекций, которые традиционно активизируются весной. Нагрузка возросла в разы, учитывая, что в связи с требованиями Роспотребнадзора по предотвращению распространения коронавируса, все сотрудники старше 65 лет отправлены на карантин, и в лаборатории осталось всего три «боевые единицы».

Сама Ирина Сирант вышла на пенсию, но остается молодой в душе и таким же увлеченным своей работой специалистом, для которого интересы дела - превыше всего. При этом она заботливая мать и даже уже бабушка, любящая супруга, хранительница домашнего очага и интересный собеседник. Отдушину от профессиональных забот и семейных хлопот находит на дачном участке, с удовольствием выращивает цветы, ягоды и фрукты. Именно такие люди, как Ирина Владимировна – самое настоящее секретное оружие приморской науки, ее мощный источник энергии, стержень и могучий потенциал, которым не страшны никакие внешние угрозы.



  Рейтинг: 5, Голосов: 16



Поделиться
3342
Личный кабинет