Когда работа предначертана судьбой
Подстанция скорой медицинской помощи «Океанская» – одно из структурных подразделений ССМП Владивостока, круглосуточно обслуживающее огромный район города. Сотрудники службы днем и ночью готовы приехать к больным и пострадавшим. Чуть больше года назад в коллектив подстанции пришла фельдшер с 16-летним опытом работы Татьяна Колесникова. Как отмечает медик, ее приняли доброжелательно, а население краевого центра Приморья уже стало для нее родным. В интервью порталу VladMedicina.ru «первый номер» рассказывает о принципах взаимопомощи, умении быстро принимать решения и любви к своему делу.
Детская мечта помогать людям
- Татьяна Геннадьевна, расскажите о себе. Почему вы решили пойти в медицину? Что стало отправной точкой в выборе профессии?
- Родилась я в Сибири (Курганская область, с. Частоозерье). В возрасте трех лет вместе с родителями переехала в Приморский край. Я с детства знала, что буду лечить людей, хотя в семье медработников не было. Будучи маленькой, делала перевязки и ставила уколы куклам. В школе привлекали точные науки - особенно любила биологию и химию. Химию просто обожала. Помню, когда готовила уроки, одну тему разбирала не только в учебнике, но и еще и в нескольких энциклопедиях сразу. На письменном столе всегда лежала целая стопка книг. Позже моей настольной литературой стали сугубо медицинские книги и журналы.
В школьные годы увлекалась различными видами спорта: вместе с подружками ходила в секцию по рукопашному бою и легкой атлетике, занималась в танцевальной студии. Несколько лет играла на фортепиано. В свободное от учебы и творческих увлечений время, успевала ходить на дискотеки. Так что в юности жизнь бурлила.
- А почему выбрали не самую легкую работу на «скорой»?
- Рука судьбы, не иначе (улыбается собеседница). После окончания школы успешно поступила в медицинский колледж, получила диплом с отличием. По рекомендации однокурсника устроилась работать на станцию СМП г. Уссурийска. Именно здесь из меня сделали профессионала своего дела, многому научили, выпестовали во мне такие качества, как ответственность, выносливость, гуманизм. У меня были замечательные наставники – врачи и фельдшеры – которым я до сих пор признательна. Особенно хотелось бы выделить врача анестезиолога-реаниматолога Евгения Тыргина. Он передал мне бесценный опыт, научил никогда не бояться брать на себя ответственность. Учил не пряником, учил кнутом. Очень требовательный, строго с нас спрашивал, но по-другому было нельзя. Евгений Юрьевич взрастил не одно поколение грамотных специалистов. За это мы ему безмерно благодарны.
Я не заметила, как пролетело 15 лет. И я уже сама стала наставником. Причем высшую категорию («первый номер» - прим. ред.) получила за отличия в работе достаточно быстро - всего за пять лет. По мере накопления опыта ко мне прикрепляли стажеров, которые постепенно вырастали до сильных специалистов. Искренне ими горжусь. Отрадно следить за их сегодняшними успехами и чувствовать свою причастность к их профессиональному становлению. И хотя за годы работы на подстанции мой характер стал тверже, сердце – осталось мягким, не закалилось.
«Огонь, вода и медные трубы»
- Какие трудности приходилось преодолевать на этом пути?
- Сложности нашей работы - ночные смены, постоянные физические и эмоциональные перегрузки, повышенная ответственность за других. С годами, конечно, привыкаешь, но все равно не все это выдерживают.
Первое время мне особенно тяжело было видеть умирающих людей. Многие через это проходят. Когда впервые на вызове попала к 21-летнему парню, умирающему от онкологии, долго не могла прийти в себя, прежде всего от осознания того, что ничем, по сути, не могу ему помочь. У меня была депрессия, наверное, в течение двух недель. Сильно переживала, плакала. Поэтому я хорошо понимала молодежь, которую стажировала. Можно сказать, что вместе с ними я повторно проходила через этот травмирующий опыт, вспоминала свои переживания.
Когда первый раз столкнулась вызове с детской смертью, испытала сильнейшее потрясение, после - вся изревелась. Многие мои напарницы снимали смены после таких вызовов, поскольку не могли работать дальше. Заменялись, уходили на больничный и не один день приходили в себя. Крайне тяжело пережить гибель ребенка. Но даже если умирает взрослый человек, мы всегда сопереживаем близким. В этот момент важно суметь сказать хоть какие-то слова поддержки родственникам, постараться не допустить паники, дать рекомендации присутствующим (выпить успокоительные капли, вывести детей из комнаты, подсказать номера экстренных служб) при трагическом стечении обстоятельств.
- Работа специалистов «скорой» сопряжена не только с серьезной психологической нагрузкой, но и сопряжена с риском – не знаешь, кто и как встретит тебя на вызове, известны случаи угрозы физического насилия в сторону медиков СМП. Были ли в вашей практике подобные прецеденты?
- Конечно. Неоднократно сталкивалась с проявлениями агрессии со стороны пациентов. Случалось, что в буквальном смысле уходила от ножей, по мне даже стреляли. Не раз угрожали физической расправой. Все это было. Постепенно научилась справляться с полученным стрессом, адекватно реагировать. Сегодня во главе угла безопасность медработника – если есть угроза нашей жизни, не имеем права оказывать помощь. Но изначально, на заре своей деятельности, психологически непросто было выдерживать такие испытания на прочность.
Не могу забыть свой самый первый вызов. Тогда в составе «скорой» еще работали кардиологические бригады, и я поехала на вызов вместе с профильным врачом. У пациента случился инфаркт, и в машине СМП у него наступила клиническая смерть. Все происходило на моих глазах. Сказать, что я была в шоке, значит - не сказать ничего. Честно скажу, перепугалась, поскольку была не готова к этому. Но большую роль, здесь, конечно же, сыграл доктор. Кардиолог оперативно провел успешную реанимацию и благополучно вывел человека из этого состояния, вернул пациента к жизни. Этот случай остался в памяти навсегда. Для меня это стало своего рода боевым крещением. Со временем я научилась быть к готовой к любой, даже самой нестандартной ситуации. А они в нашей практике случаются постоянно.
Навстречу новым горизонтам
- Как давно вы работаете на подстанции «Океанская» КГБУЗ «Станция СМП г. Владивостока»? Как вас встретил город?
- Начала свою деятельность здесь в феврале прошлого года. Привлекли достойные условия труда, возможности профессионального роста и развития. Финансовый вопрос также помогают решить губернаторские программы, согласно которым нам выплачивается компенсация за съемную квартиру, частично оплачиваются жилищно-коммунальные расходы. Трудоустроились на станцию СМП краевой столицы вместе с напарником Никитой Бондаренко - исполнительным и организованным «вторым номером». Приняли нас в коллективе хорошо, правда, познакомились со всеми сотрудниками подстанции где-то месяца через три с момента начала работы. Настолько высока у всех загрузка. Большую часть времени проводим в разъездах, всегда куда-то мчимся. Сначала не могла разобраться с маршрутизацией. В Уссурийске всех пациентов отвозили в одни двери – ЦРБ. Во Владивостоке же все зависит от дня недели, от обстановки в городе в плане загруженности стационаров и от массы других причин. Но, ничего, разобралась, быстро стала ориентироваться во всех нюансах.
Большую поддержку нам оказала старший фельдшер Ирина Гарапучик, многое объясняла, подсказывала, успокаивала нас. В течение рабочей смены помогала диспетчер Елена Ерохина, к ней всегда можно было обратиться за советом. По поводу правильного оформления документации всегда сориентирует заведующий подстанцией Сергей Титов. За что ему огромное спасибо. Выручает нас. Ведь от заполнения карт зависит в том числе и зарплата. Имеет значение все: как сформулирован диагноз, как собран анамнез, как расписана медицинская помощь, которая была оказана нами пациенту. Из этих данных складывается оценка карты и определенная строка премии.
На центральной станции СМП Владивостока созданы все условия для контроля уровня знаний сотрудников. На регулярной основе проводятся циклы образовательных лекций. Учеба идет круглый год. Непосредственно в симуляционном центре можно отработать навыки проведения искусственного дыхания, ИВЛ, непрямого массажа сердца и др. СЦ оснащен медицинскими манекенами, оборудованием, инструментарием и расходными материалами. Для отработки навыков оказания первой неотложной помощи есть дефибриллятор, электрокардиограф, аппарат ИВЛ и пр. Словом, учебная база здесь мощная.
Нравится мне и население Владивостока. Жители города доброжелательны, с пониманием относятся к задержкам, когда таковые случаются, да и отношение к медикам у них, как мне кажется, участливое. Если вызов приходится на ночь, могут предложить чашку кофе, что для многих городов редкость. Такая забота трогает, по-человечески это приятно.
Сила духа и умение логически мыслить
- Какими качествами должен обладать работник бригады «скорой»?
- Нужно быть физически развитым, сильным, здоровым. Вес одной аптечки - 7-10 кг. Не говоря уже о разных реанимационных наборах, которые мы часто берем с собой на вызов. Стрессоустойчивость, умение логически мыслить, умение верно оценивать ситуацию и в короткие сроки принимать правильное решение – эти качества тоже очень важны. Нужно уметь переключаться с одного вызова на другой, не думать о предыдущей заявке, уметь здесь и сейчас оказать помощь пациенту. В течение смены приходится «перезагружать» себя несколько раз, чтобы быть в рабочем состоянии.
Кроме того, даже если работаешь в команде нужно всегда быть готовым действовать работать в одиночку. Так, еще будучи «вторым номером», я научилась сама оказывать в полном объеме реанимационную помощь. Порядка 10 успешных реанимаций у меня было в составе фельдшерской бригады, где я выполняла командующую роль. Помимо этого, около девяти успешных реанимационных мероприятий я провела за один год, когда работала в составе разных бригад – с врачом и самостоятельно. Это колоссальный показатель, которым не все могут похвастаться даже за весь стаж работы. Успеть поставить адекватный внутривенный доступ, правильно заинтубировать пациента, подключить к аппарату ИВЛ, вовремя ввести необходимые препараты, провести непрямой массаж сердца, - все это нужно делать оперативно, точно и профессионально.
В моей практике был случай, когда мы с моим стажером Мариной Козерог (это было в г. Уссурийске) приехали на проникающее ножевое ранение в шее – кровотечение обильное, массовая кровопотеря, состояние шока у пациента. Рана находится в таком месте, что мы не можем ее передавить. Две попытки перевязки и одна наложения жгута не дали результата. Сделать повязку, которая продолжала бы промокать, - означает убить пострадавшего. На все про все у нас было две минуты. Я принимаю решение везти пациента в стационар на пальцевом прижатии артерии. Так мы передали его в руки врачей, который оказали ему необходимую помощь уже в стационарных условиях, обладая нужными ресурсами и возможностями.
Большую роль играет слаженная работа всей команды, включая шофера. Я всегда говорю «спасибо» водителю, который откликается на наши просьбы ехать быстрее. Обычно прошу не стоять на светофорах, пусть мы будем двигаться чуть медленнее, но главное, чтобы мы не стояли. Нестись, невзирая ни на что, помню, просила только раз в жизни. Тогда я только начинала работать и была на смене без напарника, маленький пациент в карете скорой помощи дал кратковременную остановку дыхания. Я сильно испугалась. К счастью, все обошлось - ребеночка спасли. Но чем старше я становилась, тем больше понимала, что подвергать риску жизнь пациента и свои жизни, мы просто не имеем морального права. Еще в работе важен принцип взаимовыручки - мы не простаиваем тогда, когда бригады в других районах не справляются, всегда помогаем коллегам.
- Как любите проводить свободное время? Что является вашей отдушиной?
- В свободное время люблю готовить, мне приятно радовать вкусной едой свою семью. Развожу орхидеи, - примерно в 20 горшках сейчас цветет эта красота, дарю друзьям и знакомым на праздники. Вдохновляет дочурка, ей всего 11 лет, но она уже задумывается о будущей специальности. Сначала планировала пойти в медицину, последние пару лет мечтает стать дизайнером. Красиво рисует, ей нравится моделировать. Правда, пока не решила это будет проектирование интерьера, одежды или архитектурный дизайн. Время покажет. В любом случае я ее поддержу.
…В другой профессии я себя не представляю. Часто об этом задумываюсь и понимаю, что судьбой, видимо, было так предначертано. Ни дня не пожалела о своем выборе. На «скорой помощи» чувствую себя на своем месте.