COVID-19: адекватный ответ педиатрической службы
Коронавирус в прямом смысле опустошил городскую педиатрическую службу – к счастью, не из-за самой эпидемии, а вследствие введения режима самоизоляции и его соблюдения со стороны сознательных граждан. При этом в «третьей» поликлинике Владивостока помимо приема врачей сократилось и число вызовов педиатров на дом. И в череде негативных последствий распространения COVID-19 это, пожалуй, один из немногих плюсов – дети перестали посещать детсады и школы, общаться на улице со сверстниками и заболеваемость сезонными гриппом и ОРВИ заметно снизилась. Какие меры принимаются в лечебном учреждении для сдерживания пандемии коронавируса, и что изменилось в режиме его работы, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника №3» Светлана Нагибко.
Узкие специалисты – в экстренном порядке
- Светлана Николаевна, каких сторон деятельности ЛПУ затронула ситуация с коронавирусом?
- Согласно распоряжению властей мы временно приостановили плановый прием узких специалистов, проведение диспансеризации и профилактических осмотров детского населения. Ограничения касаются и всех видов исследований, массажа, физиопроцедур и вакцинации. Но если придут родители с ребенком, которому нужна прививка, мы ее сделаем, не откажем. Из четырех неврологов оставили только одного для оказания экстренной помощи, по одному специалисту работают на УЗИ и ЭКГ, плюс офтальмолог, уролог, эндокринолог и стоматолог. Все эти доктора ведут прием по экстренным показаниям при наличии признаков заболевания. Сотрудников старше 60 лет мы отправили на домашнюю самоизоляцию, но все вышеперечисленные изменения не затронули службу участковых педиатров – они работают в прежнем режиме и оказывают профильную помощь в полном объеме. И даже все возрастные врачи находятся на своих рабочих местах.
- Форматы работы с населением в социально-общественном аспекте изменились?
- Да, мы временно ограничили прием граждан по личным вопросам, свои пожелания и обращения можно посылать на эл. почту detpol3@bk.ru или на почтовый адрес. Также были вынуждены отменить интересную лекцию замечательного клинического психолога Татьяны Беловой на тему «Великий нехочуха или кризис трех лет», которая должна была состояться 26 марта. Но мы обязательно наверстаем упущенное, порадуем родителей целым циклом познавательных и увлекательных встреч в будущем, когда карантин снимут.
Дети стали меньше болеть
- А число вызовов на дом выросло или сократилось?
- Объективно сократилось, и мы связываем эту тенденцию со снижением сезонной простудной заболеваемости. Наши маленькие пациенты перестали ходить в детские сады и школы, посещать спортивные секции и творческие студии, они почти не появляются на улице и общаются с друзьями в основном по интернету. Таким образом, и возможностей подхватить грипп или ОРВИ стало намного меньше, дети сегодня практически не болеют. Об этом свидетельствует и снижение потоков пациентов в самой поликлинике, и сокращение числа вызовов педиатров на дом. Так что положительные моменты в ситуации с коронавирусом тоже есть. При этом мы продолжаем ежедневно наблюдать и осматривать на дому контактных детей из группы риска – тех, кто вместе с родителями недавно вернулся из зарубежных поездок. В обязательном порядке на 10-й день берем у них материал на COVID-19. Списки этого контингента направляет приморское управление Роспотребнадзора и Территориальный центр медицины катастроф, их передают нашему инфекционисту, который распределяет выездные бригады по адресам. К примеру, за один вчерашний день мы провели тестирование 58-ти детишкам. Отдельно выезжают педиатры, которые проводят осмотры и дают рекомендации.
- Как обеспечивается нормальная эпидобстановка внутри учреждения?
- Все поверхности – перила, скамейки, подоконники - протираются влажной тряпкой и дезинфицируются не реже одного раза в два часа. Но зная щепетильность и ответственность своих сестер-хозяек, уверена, что они делают это даже чаще чем положено. Также постоянно проветриваются помещения и кабинеты, окна все время открыты, моются полы в холлах и лестничные пролеты, персонал неукоснительно соблюдает масочный режим.
В режиме повышенной готовности
- С какими проблемами столкнулись при введении карантинных мер?
- Возьмем совсем свежий пример – звонит мама и говорит, что у ребенка заболел зуб, а он из контактной группы, семья недавно приехала из азиатской страны. Как поступить? Мы не можем пригласить его в поликлинику, а стоматологическая служба на дом не выезжает. Прочитала, что подобный случай произошел в Артеме – там помощь стоматолога потребовалась взрослому пациенту, врача облачили в защитный костюм, привезли на «скорой» и он удалил зуб в домашних условиях. Но наша ситуация тоже благополучно разрешилась – мы дождались результата анализа, он оказался отрицательным и теперь маленький пациент может прийти в поликлинику. Также поступают жалобы от жителей дома на Гамарника, 17, где расположен один из наших филиалов. Мы недавно сделали там очень достойный капитальный ремонт, оформили новое красивое крыльцо, удобную лестницу и пандус для комфортного подъема людей с ограниченными возможностями, а сейчас жильцы просят его закрыть, т.к. боятся подхватить коронавирус.
- Медикаментов и расходных материалов хватает?
- До недавнего времени был дефицит пробирок для хранения материала, взятого на COVID-19, – я пыталась их заказать, и оказалось, что в Приморье сделать это негде. Но мир не без добрых людей – представитель одной из коммерческих фирм после моего звонка приехал и подарил нам 200 штук. Сказал, что это последние, больше нет. Сейчас проблема решена, во вторник мы ожидаем поступления двух тысяч пробирок, этого вполне достаточно.
- Светлана Николаевна, а какие настроения в коллективе, как сотрудники относятся к режиму самоизоляции, введению карантина, и, в частности, необходимости выезжать на дом к детям в группе риска для тестирования на коронавирус?
- В целом психологический климат в коллективе благоприятный, люди спокойно и стойко переносят ограничения, не поддаются панике и депрессии. Были единичные случаи, когда кто-то из немедицинских служб принципиально не хотел ходить на работу, некоторые врачи отказывались брать анализ на COVID-19 в потенциальной группе риска. Но это исключения, ситуация нас сплотила, мы стараемся поддерживать друг друга, и еще я обратила внимание, что к докторам стали относиться намного более уважительно. И наши сотрудники не унывают, вносят свою маленькую лепту в одно большее общее дело. А заведующая педиатрическим отделением филиала на пр-те 100-летия Владивостока, 143 Виктория Дерягина сама шьет замечательные маски и дарит их коллегам. Также хочу сказать, что некоторые отделения, к примеру, ДШО, мы перевели на домашний режим работы, и они искренне благодарны за появившуюся возможность спокойно закрыть «хвосты» по документам, доделать работу, до которой раньше в этом сумасшедшем ритме не доходили руки. А в случае объявления чрезвычайного положения мы готовы встать на передовую борьбы с коронавирусом и отозвать из домашнего карантина всех своих узких специалистов. Но, надеюсь, до этого не дойдет.