Верность детской мечте
Антон Чехов писал: «Профессия врача требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». И пусть слова доктора, который связал свою жизнь с литературой, нельзя посвятить всем и каждому представителю этой профессии, но их с уверенностью можно адресовать замечательному специалисту, главному врачу КГБУЗ «Михайловская центральная районная больница» Приморского края Ларисе Никитиной.
Врачи, как никто, способны с полной самоотдачей быть преданными своему делу. Про Ларису Григорьевны можно сказать, что она предана профессии вдвойне – так как хотела стать детским врачом еще с малых лет. Желание сбылось в 1993 году, когда после окончания Владивостокского государственного медицинского института (сейчас ТГМУ) она пришла работать в детскую больницу в Дубовой роще г. Уссурийска и спустя годы возглавила это медицинское учреждение. О запоминающихся моментах профессионального пути Лариса Никитина рассказала корр. портала VladMedicina.ru.
Влюбленность в медицину
При определении жизненной стези, всегда есть больше шансов на то, что ребенок выберет профессию старших членов семьи, но в случае Ларисы такого не было. В ее семье медиков не было - папа работал на железной дороге, мама в торговле. Не пошел по стопам мамы впоследствии и сын Ларисы Никитиной, который выбрал для себя поле деятельности с медициной несвязанное.
- Сколько себя помню, лет с трех, я хотела быть детским врачом. Не могу объяснить почему, - делится Лариса Григорьевна. – Поначалу играла с куклами, а чуть позже уже в школьные годы у меня не было сомнений по поводу выбора профессии, я знала, что буду поступать в медицинский институт. В старших классах на УПК я училась при железнодорожной больнице и своей уверенностью в будущем воодушевила поступить в мединститут двух подружек. Они поступили позже, окончили и до сих пор в профессии.
В вузе будущему врачу Никитиной повезло и с одногруппниками, и с педагогами-наставниками. Рубеж 80-х и 90-х годов прошлого века – неоднозначное время. Сложившиеся десятилетиями советские устои и ценности рушились, новыми ориентирами становились деньги и коммерческий успех. Чтобы выжить и прокормить семьи, учителя, врачи, инженеры подавались в челноки, открывали ларьки, магазины, искали другие ниши. И в такое время соблазнов накопления капитала в ВГМУ собралась группа №14 из четырнадцати молодых людей, влюбленных в медицину. Все успешно окончили университет и в профессии до сих пор.
- Мы действительно учились, были заточены на понимание предметов, все вызубрить и за счет этого сдать экзамен не получалось. Тройка за академические знания тех лет, наверное, сегодня была бы равна оценке «отлично». Сам процесс обучения формировал в нас ответственное отношение к медицине, - с теплотой говорит о студенческих годах Лариса Григорьевна. - Детскую хирургию нам преподавал Федор Антоненко, который впоследствии стал деканом. Сейчас он преподает в Москве. Федор Федорович нам многое дал в плане дисциплины и знания предмета. Ты должен был разбираться в материале, а не тупо заучивать. Другой наш декан Надежда Воропаева читала лекции по педиатрии, профессор Павел Мотавкин, родоначальник метода лечения стволовыми клетками и его супруга тоже были в числе наших преподавателей. Наш ректор Юрий Каминский тоже многое нам дал как наставник. Юрий Валентинович преподавал анатомию, занятия были очень интересными.
Курс молодого врача
В армии есть курс молодого бойца. Это когда новобранцев в течение первого времени нещадно тренируют по всем аспектам армейской жизни, по окончании которого они должны уметь исполнять элементарные вещи. В медицине же есть интернатура и ординатура. Это когда вчерашних студентов постепенно под руководством наставников превращают в настоящих самостоятельных врачей и узких специалистов.
Примерно в ситуацию молодого бойца попала начинаюший врач Лариса Никитина по окончании обучения, распределившись в детскую больницу в Дубовой роще. Это лечебное учреждение открыли в конце 1992 года, за восемь месяцев до прихода молодого специалиста. Основу персонала составили выпускники того года, и еще семь, включая Ларису Григорьевну, пришли в 1993–м. Единственным доктором со стажем была главный врач Тамара Шперлинг, которая и стала практически единственным наставником.
- В те годы отменили распределение и интернатуру, а так как я из нашей семерки пришла в больницу последней, то как человек эмоциональный и ответственный страшно переживала, - вспоминает Лариса Григорьевна. – Первые дни работала лазеротерапевтом, во все вникала, но когда Тамара Анатольевна объявила, что через неделю дежурство, меня охватила настоящая паника. Очень боялась остаться одна, все последующие дни ходила с коллегой, которая устроилась раньше на два дежурства. Но когда в молодости страха нет, один задор, то все получается. Мое первое дежурство прошло без происшествий, к тому же рядом были опытные врачи из отделения реанимации.
Я до сих пор помню своего первого пациента. Это мальчик по фамилии Митяев – отказной ребенок, который лежал в отделении патологии для новорожденных. Он был безумно красивым ребенком, которому сопереживал весь коллектив. Когда его забирали, все натурально плакали. Сейчас ему уже, наверное, лет 27, усыновила мальчика женщина из одного северных районов края.
Начав с самых азов, за годы работы Лариса Григорьевна стала настоящим профессионалом своего дела. Большую часть карьеры проработала врачом-неонатологом, который занимается здоровьем новорожденных детей с момента рождения до 28 дня жизни. Без любви к детям и тому, что ты делаешь в этой области медицины нельзя. Сейчас доктор иногда принимает в поликлинике Михайловской ЦРБ, делится опытом с молодыми коллегами, памятует о том, что когда-то Тамара Шперлинг помогла ей. Выросли ее первые пациенты, звонят и хотят консультаций уже для своих детей. Всем Лариса Григорьевна старается помочь советом или направляет к специалистам.
В будущее – с оптимизмом
Спустя почти 10 лет работы Лариса Никитина возглавила родную детскую больницу.
- Это не было моим желанием или стремлением, - поясняет доктор. – Скорее меня рекомендовала Тамара Анатольевна руководству горздрава, и спустя какое-то время меня представили главе города Сергею Рудице, который сказал: надо, и я ответила: есть!
Первоначально контракт был заключен на год, который растянулся на более чем полтора десятилетия. Сейчас Лариса Никитина главный врач районной больницы в соседней с родным Уссурийском Михайловке, и как администратор решает больше управленческих задач. Многих современных представлений о том, что «главврач – это технический администратор и завхоз», Лариса Григорьевна не разделяет. Вопросы взаимоотношений в профессиональном коллективе решаются тем успешней, чем выше профессиональный авторитет руководителя. Если руководитель начал с азов, то ему легче вникнуть во все нюансы работы подчиненных и принять решение.
Как главный врач и педагог (с 1997 года Лариса Григорьевна преподает в Уссурийском медицинском колледже) доктор Никитина очень много общается с молодежью и считает, что с будущей сменой для старших поколений врачей не все безоблачно.
- По молодым людям, которые приходят на практику видно, у кого глаза горят, а у кого нет. Последние рассматривают учебу как обузу на их пути в косметологию, есть такой стереотип у нашей молодежи. Тех, кто жаждет знаний, гораздо меньше, – констатирует Лариса Григорьевна. - От индивидуального подхода, который был принят еще несколько лет назад, медицина движется к стандартам и регламентам оказания медицинских услуг.Прагматичная молодежь тоже подвержена этим поветриям. Это не совсем хорошо и сильно контрастирует с тем образованием, которое получали мы.
Нас учили, что любой врач должен понимать суть проблемы пациента, знать предмет и разбираться. Больной человек требует повышенного к себе внимания, даже неизлечимого пациента можно поддержать добрым словом. Сейчас у доктора мало времени на общение. Не зря говорили, что советские врачи лучшие диагносты. Такого уровня аппаратуры не было. Нас учили работать руками, глазами и мозгами. Мы умеем пощупать осмотреть и сделать выводы.
С другой стороны нынешнее время позволяет молодому врачу реализоваться. Появляется современное оборудование, установлены новые меры социальной поддержки, есть все возможности расти в высококлассных специалистов. Я оптимист и верю, что молодых людей с правильной мотивацией будет в медицине с каждым годом все больше и больше.