Луч света в темном царстве ревматологии
Ревматология – профиль в медицине особый, сложный и требующий от специалиста гибкого клинического мышления, широкого профессионального кругозора, умения анализировать и сопоставлять, для чего необходимы фундаментальная теоретическая подготовка в разных направлениях медицины и серьезный практический опыт. И, несомненно, любви к своей профессии и пациентам, терпения и высокой внутренней самодисциплины. Именно таким доктором является заведующая ревматологическим отделением «тысячекоечной» больницы Владивостока Елена Медведь. Без каких-либо скидок и оговорок. А еще она очень обаятельная женщина, добрая, чуткая и душевная со своими маленькими человеческими слабостями и большим щедрым сердцем.
Вслед за мужем на край света
Родители Елены Медведь из Оренбуржья - уникального края, ключевой транспортной магистрали на границе Европы и Азии, родины знаменитого на весь мир пухового платка. Но там, где пишутся судьбы, пути будущего ревматолога были уже проложены и вели они на Дальний Восток великой советской страны.Отец– из рабочих, мама - учитель в третьем поколении, в 1966 году они уехали в Ташкент на ликвидацию последствий страшного землетрясения, и дочь родилась в многонациональной столице Узбекской ССР, однако поступать вернулась на родину. Она росла творческой девочкой – любила рисовать, шила шикарные платья, но родители желали более рационального применения ее талантам, и, видя человеколюбивый характер маленькой Лены, ее отзывчивость и постоянное стремление помогать людям, решили, что из нее получится хороший врач. Девушка поступила в Оренбургский государственный медицинский институт,еще студенткой по большой любви вышла замуж за военного курсанта и разделила участь многих своих соотечественниц, отправившись вслед за супругом на дальний гарнизон в приморские Кневичи.
На пятом году обучения перевелась во Владивостокский государственный мединститут, и образование заканчивала в 1989 году уже здесь, в приморской столице. Но мощная фундаментальная основа знаний была заложена в оренбургском вузе, который считался одним из лучших в Советском Союзе, т.к. во время войны туда эвакуировали весь профессорско-преподавательский состав, внушительную часть научной библиотеки и учебно-методическую базу первого харьковского меда.
- Разница в подходах и подаче материала, конечно, ощущалась – ВГМИ был еще относительно молодым институтом по сравнению с западной альма-матер. Но все это мелочи, нюансы, главное – мы шли за своей мечтой, ничего не боялись и были открыты всему новому. И я нисколько не страшилась оказаться на другом конце страны без четко просматриваемых перспектив. Мы чувствовали себя в какой-то мере молодогвардейцами, героями, готовыми за родную державу хоть на край света. Родина сказала: надо, мы ответили: есть – Дальний Восток так Дальний Восток. У меня и супруг такой же, мы не считали это каким-то подвигом, просто делали, что должны, особо не задумываясь. При этом многие жены молодых офицеров вернулись к родителям, домой на Запад, а мы остались здесь, и не жалеем., - рассказала корр. портала VladMedicina.ruЕлена Эдуардовна.
Важная стартовая ступень
Начав работать терапевтом в военном гарнизоне, на смене экономического строя, в непростое для страны время, молодой специалист сразу поняла, что необходимо сосредоточиться на каком-то одном лечебном профиле. И буквально через год ей предложили попробовать себя в ревматологии – направлении для той поры редком, дефицитном и востребованном. Администрация Артемовской городской больницы №1 направила доктора на дополнительное профессиональное обучение в ВГМИ,и после получения сертификата Елена Медведь с энтузиазмом и воодушевлением приступила к освоению новой специальности в практическом здравоохранении.
Она подчеркивает, что это была важная стартовая ступень, которая нужна каждому молодому врачу, чтобы наработать необходимый опыт в своей области. Ей пришлось ежедневно сталкиваться с огромным потоком пациентов, а это лучшая школа, чтобы научиться мыслить клинически и быстро принимать верные решения, оперативно реагировать на ситуацию, вычленять главное в короткий срок, правильно «считывать» симптоматику и понимать, какая тактика лечения и в каких медучреждениях принесет успех.
- Также нужно было грамотно направить пациента для более углубленного обследования и назначения эффективной терапии – в ревматологическое, хирургическое или травматологическое отделение, - обращает внимание специалист. – Я хоть и оказывала специализированную помощь, работала в первичном звене, и позже, когда уже оказалась в стационаре, благодарила судьбу за этот приобретенный опыт. Я понимала, какими путями ко мне дошел этот пациент, что ему назначали и какие рекомендации давали, т.е. даже без подробного разговора уже представляла общую картину и анамнез. И в этом у меня было объективное преимущество перед коллегами, которые сразу начали со стационарного звена. Когда мы отпускали человека под амбулаторное наблюдение, то знали, как оно будет происходить на самом деле, какие есть фактические возможности. После 10 лет в «первой» городской больнице Артема я поняла, что получила все, что могла получить на этой ступени – пора двигаться, расти и развиваться дальше, совершенствоваться в профессии.
Эффективный научно-клинический союз
Как раз в это время судьба свела ее с Александром Дубиковым, который как раз начинал в то время работу над своей докторской диссертацией. Уже тогда Александр Иванович был известной личностью в российском и мировом ревматологическом сообществе, его знали как подлинного новатора и подвижника передовых актуальных методов лечения ревматологических заболеваний.
Специалист пригласил опытного доктора из Артема войти в состав своей экспериментальной группы из врачей и ученых, которая на базе «тысячекоечной» больницы, в частности, изучала влияние метотрексата и сульфаниламида на течение ревматоидного артрита и отдельные показатели патогенетического процесса – цитокиновый профиль и оксиды азота. Это исследование стало темой кандидатской диссертации Елены Медведь, а Александр Дубиков в своей докторской работе помимо медикаментозного воздействия на ревматоидный артрит раскрывал еще и новые аспекты в механизме развития этого давно изученного заболевания.
- На обнаруженное нами влияние метотрексата на метаболизм оксида азота ссылаются авторы современных статей, изучающие оксид азота и эндотелиальную дисфункцию, - констатирует врач-ревматолог. – В профессиональном сообществе к данному аспекту в последние годы было приковано особое внимание, и тот результат 15-летней давности до сих пор актуален и цитируется в авторитетных научно-медицинских изданиях. В период экспериментальной работы я официально перешла в отделение ревматологии КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2», которым заведовал Александр Иванович, где тружусь до сих пор, подхватив с июля прошлого года эту эстафету у своего учителя и наставника после того, как он окончательно посвятил себя собственной клинике. Кстати, до этого я тоже получила очень интересный опыт руководства – полтора года исполняла обязанности главного врача частного медцентра «Профи Клиник». При этом из «тысячекоечной» не уходила, работала параллельно. Мне довелось испытать, что такое быть руководителем и нести этот груз ответственности, принимать непростые административные решения. В любом случае этот опыт сослужил хорошую службу на месте заведующей ревматологическим отделением.
Признанная элита терапии
Сегодня под началом Елены Эдуардовны в отделении на 40 коек работают пять врачей, это слаженный коллектив единомышленников, профессионалов высокого класса, использующих в своей практике современные методики и препараты нового поколения. Как поясняет Елена Эдуардовна, ревматология делится на два основных раздела – один занимается заболеваниями суставов и околосуставных мягких тканей. Это часто встречающиеся и имеющие локальный характер патологии, в большинстве своем связанные с возрастными изменениями. Вторая часть гораздо более сложная и изучает целый спектр системных заболеваний соединительной ткани.
- Многие терапевты называют ревматологию дремучим лесом и темным царством, - улыбается Елена Медведь. – Во втором разделе речь идет о системных заболеваниях, в патологический процесс которых могут вовлекаться практически все органы и системы организма человека. В этом и основная трудность. Нередко врачи общей практики видят текущую проблему, не имея перед глазами общей картины, упуская причинно-следственные связи ее возникновения и развития. Во всем мире ревматологи считаются элитой терапии, т.к. они обладают глубокими знаниями, очень широким профессиональным кругозором, гибким клиническим и аналитическим мышлением. Мы, в частности, должны хорошо знать патологию легочной ткани, т.к. проводим дифференциальную диагностику между пульмонологическим и ревматологическим профилями, патологию почек, кожные заболевания, и т.д.
И когда идет сбор анамнеза, мы обязаны грамотно выстроить все звенья в единую патогенетическую цепь и понять, что это этапы развития одного и того же заболевания. И такие системные патологии требуют самого ответственного подхода и серьезных вмешательств. У них бывает тяжелый прогноз, есть определенный процент неизбежной летальности. И что самое печальное, они поражают в основном людей молодого возраста. Это системная красная волчанка, склеродермия, воспалительные миопатии. Если сравнить по тяжести воздействия, то для их лечения требуются такие же лекарства, которые применяются в онкологии. В последние годы появились эффективные таргетные препараты, и мы, ревматологи, должны всегда быть в курсе передовых отечественных и мировых достижений в этой области, брать их на вооружение и внедрять в собственную клиническую практику.
На острие современной ревматологии
По словам специалиста, в России ревматология развита хорошо, находится на высоком уровне, а приморская профильная служба занимает в ней заслуженные ведущие позиции по использованию генно-инженерных биологических препаратов:
- У нас действует Российская ассоциация ревматологов, мы ежегодно посещаем профильные конгрессы и конференции, обмениваемся опытом и достижениями с зарубежными коллегами. Благодаря администрации КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2»в лице главного врача Вячеслава Глушко, наши нужды и потребности не остаются без внимания, в ревматологическое отделение закупаются дорогостоящие инновационные препараты, в том числе генно-инженерные. Мы действительно находимся на острие современной ревматологии, новые лекарственные средства появляются каждый год, и наш ревматологический центр является одним из ведущих в стране по использованию генно-инженерных препаратов.
В России не так много городов и регионов, где настолько широко используются эти медикаменты, и выделяется достаточное число квот для высокотехнологичного лечения пациентов – порядка 300 ежегодно. Также на высоком уровне находится диагностика группы заболеваний, сопровождающихся поражением позвоночника. Это тяжелые патологии, которые в недавнем прошлом приводили к инвалидизации молодых людей от 19 до 30 лет. Сегодняв связи с тем, что постоянно проводится образовательная работа среди врачей смежных специальностей, мы научились выявлять их на ранних сроках и не допускать непоправимых последствий. Прогноз существенно улучшился, и пациенты до стадии инвалидности не доходят.
Елена Медведь живет и дышит не только одной работой – она счастлива в браке уже 33 года, воспитала двоих замечательных сыновей, которые выбрали свою дорогу в жизни. Оба окончили ДВФУ, старший стал экономистом, младший учится в магистратуре по специальности «Архитектура». И, конечно, врач давно считает Владивосток и Приморье родными и любимыми, хотя признается, что привыкала к этим местам долго и медленно. Но в итоге край покорил ее своей необыкновенной красотой, уникальной неповторимой природой, морским колоритом, особой атмосферой и широтой души его жителей, их удивительно теплым отношением к своей малой туманной родине.
Елена Эдуардовна регулярно и активно занимается фитнесом, обожает кататься на горных лыжах, поддерживая в здоровом теле здоровый дух. Это для нее главное хобби в жизни, в прямом смысле окно в другой мир – во время отпуска супруги обязательно находят время и возможность, чтобы выбраться в Приэльбрусье, а последние годы излюбленным местом стали южно-сахалинские горные трассы. Также душа жаждет творческого самовыражения, что дало импульс к изучению фотографии. Зная упорный трудолюбивый характер доктора и ее открытую всему новому душу, можно не сомневаться, что и эта вершина покорится специалисту без особых усилий. А пока в объективе приморского здравоохранения сменяют друг друга кадры ее яркой и насыщенной жизни, которая вызывает искреннее уважение и восхищение.