Информатизация ЛПУ: взгляд изнутри

3982

По большому счету основная цель информатизации системы здравоохранения заключается в удовлетворении постоянно растущего спроса населения на медицинские услуги путем создания единого цифрового пространства с предоставлением жителям широкого спектра доступных и качественных электронных сервисов, а также налаживанием эффективной обратной связи с пациентом.Мы уже легко и свободно записываемся к врачу через интернет, как должное воспринимаем электронное табло расписания и больше не боимся подходить к инфоматам. Но мало кто знает, сколько труда и порой непреодолимых барьеров за всем этим стоит - в IT-сфере тоже есть своя бюрократия и многоуровневая система принятия решений. 

И эти бойцы невидимого фронта заслуживают самых теплых поздравлений с 23 февраля – они стоят на страже информационной безопасности, обеспечивают защиту персональных данных и безотказное функционирование IT-структуры всего медучреждения. В чем заключается суть и смысл этой работы, и с какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал инженер-программист КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника №3» Святослав Киприн.

Святослав Киприн, Владивостокская детская поликлиника №3, ИТ в медицине 

Боец невидимого фронта

- Святослав, каков ваш круг обязанностей в учреждении первичного звена?

- Самый широкий и выходящий далеко за пределы должностной инструкции инженера-программиста. Конечно, моя основная задача – обеспечение бесперебойной работы IT-структуры для персонала и электронных сервисов для пациентов. Мы здесь бойцы невидимого фронта и универсальные солдаты – когда все функционирует, никто даже не задумывается, кто за этим стоит, как только начинаются проблемы, без нас никуда. Официально я инженер-программист, но выполняю функции системного администратора, системотехника, тренера по компьютерной грамотности, курьера, переговорщика, монтажника слаботочных линий, водителя и даже где-то доктора. Работы воз и еще много маленьких тележек, я не вижу смысла вдаваться в технические нюансы, обычные пользователи меня просто не поймут. 

Мне приходится заниматься всем и сразу – от апгрейда компьютеров, прокладки сетевых кабелей до установки и обслуживания российского ПО, работы с серверами и создания защищенной сети персональных данных. И за все отвечаю я один.

- Можно узнать подробности об этом последнем аспекте?

- Сегодня между всеми структурными подразделениями ВДП№3, а их пять, налажена ЗСПД – защищенная сеть персональных данных. И моя задача – отследить работу всех посредников в цепочке IT-структуры. Чтобы к медицинской информационной системе был обеспечен доступ в филиалах, должны работать посредники в виде Ростелекома с их каналами связи, центра обработки данных ПК МИАЦ и сервера, на котором находится МИС. И в случае возникновения каких-то сбоев я должен выяснить, в каком из звеньев этой цепочки произошел обрыв, и направить соответствующее обращение к компетентному лицу.

- Т.е. вы находитесь в тесном и постоянном контакте с ответственными специалистами и Ростелекома и ПК МИАЦ?

- Конечно, когда я обнаруживаю проблему, звоню, к примеру, в Ростелеком, если это их зона ответственности, и спрашиваю, в какой срок она будет решена. Но такое взаимодействие и обратная связь с посредниками происходит только после того, как я на своем месте и уровне уже организовал и наладил работу системы. Но данный процесс идет не так быстро.

По запутанным следам «Барса»

- А вы сами сколько уже в отрасли, и вообще насколько сложно быть IT-специалистом в медицине?

- Я в здравоохранении 12 лет, и когда только пришел, подумал – боже, куда я попал, и что со всем этим делать?!? Это очень специфическая сфера деятельности, и нужно знать много из того, о чем обычный сисадмин не имеет никакого представления. Тем более сейчас, когда ЛПУ активно встают на цифровые рельсы, а в здравоохранении реализуются масштабные проекты по информатизации. Я уже этот путь прошел и понимаю, насколько сложно новичкам, многие из которых не выдерживают такой нагрузки и объемов, уходят. С каждым годом все труднее. 

К примеру, сейчас необходимо организовать электронное взаимодействие между отделом кадров медучреждений и пенсионным фондом, причем регламент на 300 страниц. И задача ответственного системного администратора – не просто наладить работу этого сервиса и уйти, но еще и помочь кадровикам разобраться с техническими нюансами, объяснить, что там к чему. И это уже выбор самого специалиста – или он часть команды и заинтересован в достижении результата, или одиночка.

- С какой МИС вы работаете, в чем ее слабые и сильные стороны?

- Мы с 2014 года используем систему «БАРС. Здравоохранение-МИС», которая в принципе отвечает требованиям, предъявляемым к таким информационным комплексам. Она позволяет создать единый регистр медработников, сформировать электронный паспорт медучреждения, организовать запись на прием к врачу, ведение медицинских карт в электронном виде, осуществлять учет и анализ деятельности ЛПУ, обеспечить функционирование сети персональных данных. На практике « БАРС» является модульной системой, и есть вопросы практически к каждому модулю. Любая МИС хороша, когда ее грамотно обслуживают, когда у нее есть мощная техподдержка. Но когда система разрастается, неизбежно начинают всплывать недоработки, пробелы и минусы. В частности, задача «БАРСа» - дать врачам такой мощный инструмент, как вакцинопрофилактика, но данный модуль не доработан и требует внимания со стороны не только техподдержки, но и разработчиков системы.

- А кто отвечает за правильную работу «БАРСа»?

- МИАЦ предоставляет инфраструктуру для развертывания МИС, чтобы все врачи ЛПУ по защищенной сети смогли беспрепятственно в нее войти. А есть команда разработчиков системы, отвечающая за удовлетворение текущих потребностей конкретных пользователей. Это грамотные специалисты, но судя по тому, что заявки исполняются слишком долго, там просто не хватает людей. «БАРС» - вполне приемлемая система, есть лучше, есть хуже, по десятибалльной шкале я бы поставил ей твердую шестерку. Ну и еще балл накину за понимание со стороны разработчиков, пусть не очень оперативную, но адекватную техническую поддержку. 

Данную МИС можно оптимизировать, но проблема еще и в том, что у нас все поликлиники понимают стандарты Минздрава РФ по-своему. Сейчас пытаются внедрить единый регламент работы с медицинскими информационными системами, но это нужно было делать раньше. В моем понимании в идеале во всех лечебных учреждениях не только Приморья, но и России должна быть одна централизованная МИС с четко прописанным алгоритмом по всем разделам.

Уроки доброты и милосердия

- В настоящее время реализуется региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Приморского края на основе ЕГИСЗ», на информатизацию выделяются серьезные средства – вы это ощущаете?

- Конечно, и это действительно масштабный проект, в котором участвуют все без исключения ЛПУ, я понимаю его текущие задачи и глобальные цели. Еще не все сервисы проработаны – к примеру, когда пациент воспользовался услугой электронной записи на прием к врачу, ему за день-два должно прийти sms-напоминание. Однако на практике в «БАРСе» этого пока нет, разработчики говорят, что соответствующий модуль только проходит тестирование в других регионах, доводится до ума. 

Финансирование на самом деле улучшилось, но другой вопрос, как это было преподнесено конечному потребителю: давайте организуем ничем не примечательный проходной мониторинг о потребностях ЛПУ в IT-оборудовании и программном обеспечении, а потом через 6 месяцев одарим вас им, согласно вашим потребностям, озвученным в проходном мониторинге. Плюс добавим головную боль в виде импортозамещения и поставим вам российское программное обеспечение ASTRA LINUX . У нас специалистов по краю, знакомых с линуксом – единицы.

- Как налажено сотрудничество с ПК МИАЦ?

- Без непониманий и разногласий не обходится, но мы каждый на своем уровне делаем одно общее дело, и, конечно, стараемся выстраивать конструктивный диалог, налаживать эффективное взаимодействие и сотрудничество. Я понимаю, что не они сами придумывают порой абсурдные мониторинги, которые нам необходимо отрабатывать. При этом специалисты ПК МИАЦ хотя бы приводят их в приемлемый формат понятный IT-специалисту. Я вижу, как и сколько работает руководитель информационно-аналитического центра Мария Волкова, это настоящий энтузиаст и подвижник информатизации, прекрасный человек и специалист, профессионал высокого класса. Она постоянно засиживается допоздна, к ней можно обратиться по любому рабочему вопросу в вечернее время, и она всегда ответит.

- У вас есть пожелания к руководству поликлиники или, может быть, к приморскому минздраву?

- Пожелания у меня скорее к людям, жителям – будьте добрее и милосерднее к тем, кто вас лечит, возвращает здоровье и спасает жизни. Ведь проблема еще и в том, что престиж профессии врача упал, пациенты перестали уважать докторов. Они требуют от них все больше и больше, при этом у людей появились рычаги давления на медиков - пациенты могут, не выходя из дома, написать и отправить любую жалобу в любую инстанцию. А отписки и резолюции приходят к нам, и мы вынуждены с ними работать, оправдываться и подробно объяснять, что мы делаем, и как. 

Кстати, в нашем чате постоянно всплывает предложение организовать собственный профсоюз IT-специалистов, работающих в медицине. Думаю, это правильная и разумная инициатива, которая позволит защищать наши права и интересы на должном уровне.

 

    Михаил Войтович



  Рейтинг: 4.64, Голосов: 11



Поделиться
3982
Личный кабинет