Мужская вахта добра и милосердия
В Краевой детской клинической больнице №1 Приморья работают представители сильного пола, которые своим трудом и преданностью выбранной профессии доказали, что обладают таким же большим и любящим сердцем, как и их коллеги-женщины. А за внешней суровостью подчас прячется нежная душа, частичкой которой они щедро делятся с маленькими пациентами. В преддверии Дня защитника Отечества портал VladMedicina.ru знакомит с мужским коллективом КГБУЗ «КДКБ №1», который представляет собой образец высокого профессионализма и настоящего гражданского мужества, составляющие основу выбранной медицинской стези.
Каждый сотрудник – наша гордость
- Мужчины, которые работают в нашей многопрофильной клинике, а их из 600 сотрудников чуть более ста, это особые, уникальные люди, - справедливо считает главный врач Краевой детской клинической больницы №1 Надежда Горелик. - Я говорю совершенно серьезно. Ведь от каждого из них зависит четкая, слаженная работа всех звеньев нашей больницы, которая круглосуточно принимает маленьких пациентов со всего Приморья. Важен каждый специалист, каждый человек, будь это административно-управленческое звено, начальники подразделений, врачи, медбратья или не медицинский персонал, вспомогательные и хозяйственные службы, или наши ребята из компьютерного отдела.
Даже небольшой сбой в одной цепи повлечет серьезные проблемы жизнеобеспечения всего лечебного процесса. Мы дорожим нашим замечательным мужским коллективом и по праву считаем, что лучшие кадры работают в «первой» детской больнице Приморья. Только так! Правда, немного досадно, что мы редко хвалим нашу сильную половинку. И канун мужского праздника 23 Февраля – лучший повод исправить ситуацию.
В хирургию влюбляются сразу и навсегда
- Хирургия – сложная медицинская отрасль, которая не прощает ошибок и попустительства, - уверен заместитель главного врача по хирургии ГБУЗ «КДКБ №1» Андрей Мельников.
- Я много лет в медицине, а вот в детстве мечтал о морской романтике, но даже судовым врачом не довелось поработать, - смеется Андрей Викторович. - Но я доволен своей судьбой. Люблю врачевать детей. Не без гордости скажу, что не последнее слово в мировой хирургии принадлежит русским врачам, детским хирургам в том числе. Сегодня, конечно, технологии шагнули вперед, но мастерство конкретного врача по-прежнему в приоритете. И я горжусь своими коллегами - хирургами, среди которых не только мужчины, но и много талантливых, прекрасных женщин. Всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей, наставников, таких как Алина Шапкина.
В рабочем кабинете у меня собраны книги корифеев медицины, среди них и труды знаменитого детского хирурга Станислава Долецкого, которого я знал лично. На всю жизнь запомнил его слова о предназначении врача: «Что такое работа? Для кого-то это автоматическое движение, для кого – то физический труд, для других - ожидание или хождение по мукам. А для врача – это все одновременно! Педиатр – и психолог для родителей, и врачеватель для ребенка». Верно сказано! И я в своем, уже почтенном, возрасте могу откровенно вам признаться, что к встрече с Богом я подошел с чистыми помыслами и чистой душой.
Принципиально новые знания и навыки
Начальник отдела внутреннего контроля качества медицинской деятельности, врач-эпидемиолог Алексей Прушинский – из тех специалистов, которые постоянно стремятся расширить собственные профессиональные горизонты. В школе он дополнительно посещал медицинский класс, еще не поступив в ВГМУ, проходил практику и осваивал санитарские навыки в хирургическом отделении Краевой клинической больницы №1. Работал медбратом, прошел интернатуру по госпитальной эпидемиологии, трудовую деятельность начал в детской туберкулезной больнице.
- Тогда, в конце 90-х и начале нулевых мы не строили иллюзий, что здравоохранение вдруг станет золотой жилой и даст возможность зарабатывать большие деньги, - улыбается Алексей Петрович. – Мы просто хотели помогать людям и особенно детям, приносить пользу обществу. И если туберкулезная больница стала для меня стартовой площадкой, школой практического опыта, то в КДКБ №1 я пришел на должность заместителя главного врача по эпидемиологическим вопросам уже состоявшимся специалистом. Именно здесь я получил мощный импульс для развития, приобрел принципиально новые знания и навыки. Вообще, работать эпидемиологом в педиатрическом звене намного сложнее, чем во «взрослом» ЛПУ, больше специфики и нюансов.
А последний год врач попробовал себя в качестве руководителя Надеждинской ЦРБ, это тоже был достаточно интересный и познавательный опыт. Однако не совсем отвечающий его внутренним ожиданиям и потребностям, и он вернулся в фактически родную «первую» детскую больницу к знакомому коллективу, но уже на другой, не менее важный фронт работ. Сейчас Алексей Прушинский отвечает за внутренний контроль качества по новой системе, которая реализуется под эгидой Росздравнадзора. А значит, впереди – новые возможности и еще не покоренные вершины.
Крепкий и надежный хозяйственный тыл
Ни одно лечебное учреждение, даже являясь кладезем ценных кадров и уникального оборудования, не сможет оказывать качественную и доступную помощь без крепкого и надежного хозяйственного тыла. Заместитель главного врача по АХЧ Валерий Майстренко, капитан III ранга в отставке точно знает, как организовать его максимально правильно и эффективно.
- Все наши водители и слесари делают для спасения маленьких пациентов ничуть не меньше, чем врачи и медсестры, - убежден Валерий Николаевич. – И слесари они только по документам, официально, а по факту – универсальные специалисты, мастера на все руки. И любую проблему с электричеством решат, и лифты, если возникнет необходимость, починят. Слесарь, заступающий на смену – незаменимый помощник дежурного врача, палочка-выручалочка на все случаи жизни. Ему под силу справиться с любой технической неполадкой, я таких людей подбираю лично и делаю это очень тщательно. И в нашей службе практически нет текучки кадров.
В коллективе моих мастеров ценят и уважают, и со своей стороны они выкладываются полностью, делают все, что в их силах, чтобы медучреждение работало исправно. А умеют они действительно очень много, при этом мы дополнительно организуем профессиональное обучение, к примеру, на лифтеров, а допуски на работу с электрикой я оформляю лично, строго и требовательно принимаю зачеты. Я не спрашиваю законы Ома, а проверяю практические знания и навыки в конкретных ситуациях. А наши водители – просто асы своего дела, в любую погоду, в любое время суток привозят наших маленьких пациентов из всех уголков Приморья. Я за своих ребят спокоен, они никогда не подведут.
На пределе сил и возможностей
Заведующий отделением реанимации и анестезиологии Андрей Ященя в медицину пришел случайно – за компанию с другом, которого потом отчислили на третьем курсе педиатрического факультета ВГМИ. А он остался. И не просто остался, а вырос в специалиста экстра-класса, врача, для которого слова «невозможно» просто не существует.
- Судьба! – разводит руками Андрей Иванович. – Интернатуру по реанимации я прошел здесь, в «первой» детской больнице, и с тех пор уже не покидал ее все 26 лет. Профессия у нас сложная, жесткая, предельно ответственная, и сами мы работаем на пределе сил и возможностей. Я считаю эту специальность больше мужской – она тяжелая и в моральном, и физическом плане, нужно иметь высокую степень стрессоустойчивости, хотя наши женщины справляются со своими обязанностями не хуже, чем сильный пол. Но, конечно, каким бы ты крепким и стойким духом ты не был, к детским смертям и страданиям привыкнуть нельзя. И мы не жалеем себя, делаем, все, что возможно и невозможно, чтобы избежать трагических исходов. Главное, что сегодня мы стали давать шанс на полноценную жизнь малышам с тяжелыми пороками развития, и существенное снижение показателей детской смертности в регионе – яркое тому подтверждение. А это лучшая для нас награда. Я стал на этой работе более собранным и дисциплинированным, при этом важно не сгореть, не зачерстветь душой, оставить место в сердце для сострадания и милосердия. Без этого врач – уже не врач, теряется сама суть профессии.
Дочь Андрея Ящени по стопам отца не пошла, выбрала другую дорогу в жизни. Не собирается поступать в медицинский вуз и младший 14-летний сын. Но они обожают своего папу и искренне гордятся его профессией, важнее и благороднее которой, наверно, на свете нет.
Упоминая службу реанимации, нельзя не сказать об Олеге Безруковом – ее ветеране и патриархе, который стоял у истоков данного направления в педиатрическом звене Приморья. Врач анестезиолог-реаниматолог, Олег Владимирович также всю жизнь посвятил спасению малышей в этом отделении. Начинал в начале 80-х годов прошлого века простым санитаром, потом медбратом и открывал ОРИТ, которое в то время располагалось в другом корпусе, стал его первым заведующим.
Когда чудеса становятся реальностью
Еще одна легендарная личность «первой» детской больницы - заведующий краевым неонатальным центром Андрей Выхрестюк, удивительный и по-настоящему выдающийся доктор. Его имя и достижения известны далеко за пределами Дальнего Востока, а многочисленные ученики говорят о нем с неизменным пиететом. И это при том, что становиться врачом выпускник владивостокской школы №22 Андрей Выхрестюк не собирался! Профессию выбрал методом отрицания: морская, военная или инженерная карьера его не привлекали, а ради поступления в престижный университет не хотелось покидать родной город. Оставался мединститут, и молодой человек собирался поступить на более авторитетный лечфак, но в приемной комиссии убедили выбрать педиатрический факультет. Так что и детским доктором стал случайно…
- Как врач я состоялся именно в глубинке, - считает Андрей Владимирович. - Практику в районе получил, будь здоров! Распределившись в Кавалеровскую ЦРБ детским инфекционистом, через месяц по просьбе руководителя начал работать педиатром. А вскоре выяснилось: медучреждению необходим неонатолог. Тогда лишь начиналось развитие этого направления, а докторов, выхаживающих недоношенных детей, называли микропедиатрами. В Кавалерово не было ни одного из них, подстраховать некому. Конечно, было страшновато начинать, но главврач сказал: «Надо!». С тех пор я в этой специальности.
После развала СССР и падения железного занавеса начали развиваться информационные технологии, появилась возможность получать самую актуальную информацию по неонатологии на профессиональных сайтах, приобщаться к мировому опыту.
- Я увидел, насколько Приморский край отстает от других российских центров и предложил горздраву открыть отделение реанимации новорожденных на базе ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница №1», - отмечает специалист. – К счастью, меня услышали, пошли навстречу, и в этом году отделению уже идет седьмой год. Я считаю его своим детищем. В оперативный отдел нашего Краевого неонатального центра, который я возглавляю, стекается информация о состоянии всех новорожденных детей в Приморье.
Если ребенок рождается глубоко недоношенным (весом 1 500 граммов и меньше), с выраженными проблемами, которые невозможно решить в местном медучреждении, он максимально быстро транспортируется во Владивосток, для этого здесь есть два реанимобиля, оборудованные транспортными инкубаторами, аппаратом искусственной вентиляции воздуха и всем, что есть в обычных палатах для новорожденных. Но главное – это гидрокомпенсатор, который сглаживает дорожные ухабы, губительные для транспортируемых крох. И если еще 10 лет назад выхаживание 32-недельного младенца казалось чудом, то сегодня в центре решается проблема под названием «24 недели».
И на вопрос, который то и дело поднимается не только в России, но и за рубежом: надо ли выхаживать глубоко недоношенных детей, он неизменно отвечает: «Обязательно!». Это и твердая семейная позиция. Ведь супруга Андрея Выхрестюка Лилия Оденбах – заведующая отделением реанимации для новорожденных краевого неонатального центра, старшие сыновья тоже стали врачами, причем один из них – педиатром.
Равнение на лучших в профессии
Заведующий детским уроандрологическим отделением Акоп Акопян родился и вырос в Грузинской ССР, когда наша страна еще была союзом нерушимым республик свободных. И специалист до сих недоумевает, откуда в людях появилось неприятие к своим собратьям другой национальности, откуда взялась в их сердцах эта жестокость и отчужденность, и почему профессия врача перестала быть святой и уважаемой. Воинский долг вчерашний школьник отдавал в Хабаровске, там же хотел поступать в медицинский вуз, но опоздал с подачей документов и отправился в соседнее Приморье.
- До армии у меня даже и в мыслях не было становиться врачом, вообще не думал в эту сторону, - признается Акоп Вагаршакович. – Но в какой-то момент что-то внутри щелкнуло, переключилось, тем более отец работал врачом-терапевтом, я хорошо помню, каким уважением он пользовался среди людей любого ранга и материального достатка. Его авторитет был непререкаемым, а назначения не обсуждались. И я поступил в ВГМИ, интернатуру и ординатуру проходил здесь, в детской больнице, где и работаю с 1996 года. Для меня моя профессия – главная ценность в жизни после семьи, это основной стержень, на который нанизывается все остальное.
Мы работаем честно и на совесть, никого не обманываем. Возьмем, к примеру, модные сегодня эндоскопические малоинвазивные технологии. Я не умаляю их роль, но в детской урологии есть множество патологий, в частности, гидронефроз, при которых намного эффективнее будут открытые полостные вмешательства, что подтверждают признанные мировые светила в хирургии.
Лапароскопическая операция – дорогая, длительная и с не очевидным результатом, а полостная–доступная, быстрая и гарантирующая практически 100-процентный успех. Я не привык превозносить свою работу – пусть ее оценят мои учителя, коллеги и пациенты. Но убежден в одном: специалист никогда не должен стоять на месте, его обязанность, долг перед людьми – постоянно учиться, совершенствовать свои навыки, расширять кругозор. И неизменно равняться на лучших, только так можно стать настоящим профессионалом. Это касается любого ремесла. И если каждый на своем месте будет заниматься своим делом и выполнять его качественно, то и проблем во всех сферах жизни станет намного меньше.
Как подчеркивает хирург и детский андролог, сегодня престиж профессии врача упал, люди стали равнодушными, разучились признавать свои ошибки и стремятся всю ответственность переложить на лечебную сеть и докторов. Чуть что – сразу бегут в суд. Но все же тех, кто ценит и уважает труд врачей, к счастью, намного больше.
Золотые руки и светлые головы
Пожалуй, честной и объективной оценкой мужского коллектива детской больницы и его вклада в социально-общественную и спортивную жизнь ЛПУ будет мнение председателя профсоюзного комитета КДКБ №1 Елены Кравченко:
- Мужчины у нас действительно замечательные – чуткие и добрые, активные и понимающие. К сожалению, в педиатрической службе их меньше, чем хотелось бы. Но главное, что у наших коллег - мужчин золотые руки и светлые головы, особое призвание работать именно с детьми. А еще они творческие и спортивные люди. И при этом очень скромные. Я знаю, что кто-то рисует, кто-то занимается лепкой, кто-то чудесно готовит и даже вяжет. Но они не хотят, чтобы эти их таланты стали достоянием общественности, стесняются, а зря. Единственно, в чем они себя проявляют, не таясь, это - спорт.
И многие достигли серьезных успехов. В частности, Андрей Мельников с детства занимается греблей и плаванием, Андрей Выхрестюк очень прилично, практически на профессиональном уровне, играет в волейбол. И признаюсь честно – с мужчинами работать легче, чем с женщинами, они менее подвержены эмоциям, более благоразумны, рассудительны и рациональны. А мы в свою очередь всегда находим в них понимание, поддержку, опору и крепкое плечо. Большое вам человеческое спасибо за то, что вы есть, с праздником!