От губздрава до министерства
В эти дни Министерство здравоохранения Приморского края отмечает свой 80-летний юбилей – зимой 1940 года был организован крайздравотдел, хотя его истоки уходят в гораздо более ранний период времени. Так, в конце ноября 1922 года с установлением на ДВ Советской власти был сформирован Дальздрав, в который вошли пять губздравов, в том числе отдел здравоохранения Приморского губернского исполкома. Через четыре года он получил статус окружного, а в 1933 г. стал областным отделом здравоохранения.
Но днем рождения ведомства принято считать февраль 1940-го, спустя два года после официального образования Приморского края. В связи с этой датой портал VladMedicina.ruрешил обратиться к людям, которые возглавляли департамент здравоохранения ПК уже в новейшей истории России, после переломного 1991 года. Они поделились видением своей роли в деятельности службы, обозначили ключевые вехи ее становления и развития и некоторым образом отчитались перед приморскими жителями о проделанной на этом посту работе.
Патриарх и отец-основатель депздрава
Сегодня мало кто помнит, что инициатива реорганизовать управление краевого здравоохранения в департамент принадлежит Валерию Приходько, который пришел на должность его руководителя в апреле 1997 года. И это жизненно важное решение сначала встретило упорное сопротивление как местных властей, так и чиновников Минздрава РФ, которые с одной стороны ставили перед региональными управлениями масштабные и амбициозные цели, с другой требовали оптимизации, т.е. сокращения штатов.
- Дело в том, что управление было не способно решать те задачи, которое ставило перед нами российское правительство в лице минздрава, - констатирует Валерий Николаевич. – Все-таки департамент – совсем другой статус и возможности, но мне пришлось буквально продавливать эту инициативу, ломиться в закрытые двери, т.к. в то время шла борьба за сокращение рабочих мест. А департамент подразумевал значительное расширение штатов, создание новых отделов и управлений внутри структуры, которая требовала кардинальных изменений, радикальных кадровых и организационных решений. И несмотря на все препятствия, мне удалось добиться своего, убедить руководство региона в целесообразности и необходимости данного шага. Бардак тогда был, конечно, невероятный.
К примеру, лекарственным обеспечением занималась отдельная служба, не входящая в управление здравоохранения и никак ему не подчинявшаяся. А в лицензионной палате один отдел выдавал разрешения и на торговлю водкой и на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности… Выводы делайте сами. И первое, что мы сделали – включили эти подразделения в структуру департамента.
К тому времени за плечами у директора депздзрава уже был успешный управленческий опыт – ранее он работал депутатом в составе первой краевой думы Приморья, был главой администрации Кавалеровского района. Поэтому умел держать удар и добиваться заявленных целей. Это прежде всего относится к созданию отдела качества медицинской помощи – первого и единственного на тот момент в структуре профильных управлений субъектов РФ. Ему говорили, что это никому не нужно, но Валерий Приходько настоял на своем, и сегодня это основа основ деятельности любого регионального минздрава.
То же произошло с организацией Территориального центра медицины катастроф, который в конце 90-х был ничем не примечательной учебной базой без какой-либо практической ценности и реальных полномочий. Благодаря Валерию Николаевичу в нее включили санитарную авиацию, отдел медицины катастроф, реанимационно-консультативный и неонатальный центр с внедрением трехэтапной помощи детям, что позволило снизить перинатальную смертность с 18,8% до 13, 2%. Данная модель прослужила прототипом создания подобных структур не только на всех территориях России, но и в странах СНГ. Кстати, главный врач ТЦМК Александр Партин, который ездил делиться этим передовым опытом в бывшие союзные республики, даже получил российский орден Дружбы (правопреемник ордена Дружбы народов), а президент Азербайджана вручил подвижнику именное оружие.
Координация на всех уровнях
По словам Валерия Приходько, в сложных экономических условиях удалось сохранить сеть первичного звена, особенно в сельской местности. При неизменном числе ФАПов за период 1998-2002 г. количество самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений выросло с 76 до 80 единиц. Стоит отметить, что в это время он совмещал должность директора департамента здравоохранения с креслом президента ОАО «Дальневосточная медицинская ассоциация», которая активно и эффективно взаимодействовала с субъектами ДФО.
- На этом месте я координировал работу всех руководителей медучреждений здравоохранения Дальнего Востока вплоть до Иркутска, включая и санэпиднадзоры, и медицинские вузы, и региональные минздравы, - акцентирует Валерий Николаевич. – Я пришел в интересное, но безумно сложное и лихое время – врачи бастовали целыми коллективами, объявляли голодовку, я ездил по районам и чуть ли не силой отправлял людей на работу. И мы подняли отрасль, образно выражаясь, на ногах перенесли страшную болезнь – дефолт 98-го, когда денег просто не стало, и было совершенно непонятно, где их можно взять. Приходилось придумывать хитроумные бартерные схемы, договариваться с железнодорожниками и рыбаками, чтобы запутанными путями взаимозачетов на выходе получить медикаменты и перевязочные материалы. Также было совершенно непонятно, как работать с платными услугами – законодательная база на федеральном уровне отсутствовала, и мы на свой страх и риск приняли краевой закон, на что прокуратура по моей настоятельной просьбе закрыла глаза.
Главное – вырулили, встали на ноги, смогли объединить разобщенные направления в одну целостную и единую управляемую силу. При вице-губернаторе Альфреде Гартмане был создан межведомственный совет, куда вошли представители администрации края, ТФОМС, соцстраха, Пенсионного фонда, МВД и профсоюза. И там принимались значимые решения, обязательные для исполнения. А еще одним из самых важных достижений я считаю очень плотное и тесное сотрудничество с медицинским университетом, какого не было ни до, ни после. Ректором тогда был Юрий Каминский, с которым мы разработали и внедрили в практику работы ДЗПК систему непрерывного повышения квалификации организаторов здравоохранения, учредили постоянно действующие семинары по вопросам правового регулирования в сфере охраны здоровья, управления и экономики ЛПУ.
В любом случае, все, что привнес и организовал Валерий Николаевич в должности руководителя департамента, продолжает жить и успешно работать во благо здоровья приморских жителей. И возглавляемый им уже 18 лет Госпиталь для ветеранов войн, который он сам полностью и создал с нуля – яркое и очередное тому подтверждение.
Региональное эхо политики минздрава
А долгожителем на этом посту безусловно является Владимир Ушаков, который возглавлял краевой департамент здравоохранения с ноября 2002 по январь 2009 года. Примечательно, что главным достижением первого периода своего многолетнего правления он считает погашение долгов по зарплате перед медработниками края. И тоже лично выезжал в Шкотовскую ЦРБ, где объявили голодовку сотрудники скорой помощи – они лежали на матрасах и требовали законно заработанные деньги, которые задолжала администрация Шкотовского района
- В начале нулевых с этим безобразием мы покончили, зарплату медики стали получать вовремя, регулярно и в полном объеме, - отмечает Владимир Георгиевич. – Это было время активного взаимодействия с муниципальными властями в части организации работы подведомственных учреждений здравоохранения. Каждый год в планах департамента здравоохранения предусматривалось проведение выездных коллегий с участием профильного вице-губернатора и глав территорий.
Мы выезжали с регулярными проверками в города и районы, искали, находили и устраняли недостатки, подсказывали коллегам на местах, какие меры необходимо принять для оздоровления ситуации и устранения пробелов, которые негативно отражались на деятельности ЛПУ. Соответственно, существенно повышались качество, объемы и доступность оказываемой медицинской помощи, в районы по возможности привлекались врачи, улучшалась материально-техническая база лечебных учреждений.
В 2003 году кресло министра здравоохранения РФ занял Михаил Зурабов, явившийся родоначальником национальных проектов в здравоохранении. Приморье тоже активно включилось в реализацию нацпроектов, что позволило привлечь значительные федеральные средства для закупки разнообразного медицинского оборудования, в том
числе тяжелой диагностической техники, машин СМП. Это оборудование до сих работает в учреждениях края. Был и негативный момент – по указанию министерства РФ из муниципальных медучреждений стали убирать специализированные приемы узких специалистов, в частности, онкологов, психиатров, фтизиатров и наркологов. И потом все это пришлось воссоздавать и возвращать обратно.
Строить новое, избавляясь от старого
Как подчеркивает врач и чиновник, за данный период были построены и введены в эксплуатацию новые ЛПУ. В первую очередь речь идет о поликлинике в Уссурийске, которая стала на тот момента самым современным и продвинутым учреждением первичного звена Приморья. К слову, там впервые в крае ввели систему электронной записик терапевтам и узким специалистам. А в Лучегорске удалось переселить детскую и взрослую поликлиники Пожарской ЦРБ в санаторий-курорт «Атлант», принадлежавший угольному разрезу, от которого предприятие отказалось на волне избавления от непрофильных видов деятельности. В итоге там создали настоящий оазис первичной помощи на радость маленьким и взрослым пациентам. Также в Лазовском районе фактически с нуля открыли оздоровительный реабилитационный центр «Чистоводное» с целебными радоновыми источниками, который позже передали кожвендиспансеру.
При этом были закрыты некоторые учреждения, в прямом смысле дышавшие на ладан и рассыпавшиеся на глазах. Это психиатрическая больница в п. Байкале Пограничного района, которая размещалась в военных казармах, построенных еще генералом Карбышевым.Пациентов распределили в профильный стационар с. Заречного под Уссурийском и другие психоневрологические дома-интернаты края. Еще одну страшную психлечебницу закрыли в п. Краснореченском, выделив для пациентов четвертый и пятый этажи Дальнегорской ЦГБ и создав для них достойные условия с качественным лечением и полноценным питанием. Пришлось упразднить и туберкулезное отделение в Дальнереченском районе, погибавшее в ветхом и гнилом деревянном здании.
- Конечно, не все проекты удалось реализовать и довести до конца, а некоторые начинания получили довольно неожиданное продолжение, - улыбается Владимир Ушаков. –Еще в бытность министром Михаила Зурабова мы сделали проект передового и мощного травматологического центра федерального уровня, который должен был работать на весь Дальний Восток. Уже заложили фундамент, затратили много времени, средств и сил, на федеральные деньги планировали закупить современные и полностью оснащенные оборудованием, кроватями и санузлами модули в Японии, но в результате на этом месте построили перинатальный центр. Также были планы по строительству нового туберкулезного диспансера, начали возводить здание психиатрической больницы в районе арсенала на Второй речке, потом стройку заморозили, а недавно, насколько я знаю, ее возобновили.
Всеобщая «ФАПизация» приморской медицины
Олег Бубнов пробыл на должности директора ДЗПК год – с октября 2012 по октябрь 2013-го, и признает, что период был очень непростым и напряженным, но самое главное, что впервые за длительный промежуток времени были выделены средства на обновление автопарка скорой помощи и восстановление фельдшерско-акушерских пунктов.
- В таком масштабе это раньше не проводилось ни в крае, ни в стране в целом, - обращает внимание Олег Юрьевич. – Нам было необходимо не только очень оперативно освоить выделенные деньги, но и сделать это разумно и правильно. В итоге за год удалось закупить порядка 300 новых машин, причем с учетом как пожеланий руководителей районных и городских служб СМП, так и простых водителей. К примеру, в городе охотно брали FiatDucato, которые до сих пор успешно ездят. А отдаленные территории от них категорически отказались – шоферы приводили резонный аргумент, что родной уазик в случае поломки они на перевале переберут за пару часов, а с итальянской техникой все значительно сложнее. Поэтому им мы закупили машины непосредственно на Ульяновском автозаводе, а за Fiat для муниципалитетов отправили в Волгоград главного специалиста по скорой помощи, который лично отбирал и контролировал поставку авто от официального дилера. В результате все остались довольны.
Что касается ФАПов, то в конце 2012 г. было закуплено 30 модульных комплектов, и в 2013 они уже были введены в эксплуатацию. Тогда же в срочном порядке приобрели еще 100 модулей по конкурсным торгам, где тендер выиграла другая компания. Сложности были в районах с выделением земли и подведением необходимых коммуникаций, т.к. далеко не все главы муниципальных образований понимали важность этого процесса.
Но самое тяжелое, что досталось в наследство на этом посту – полный провал в дополнительном лекарственном обеспечении. Рухнула Приморская краевая аптека, и регион оказался в условиях жесточайшего дефицита препаратов для льготников. Но самое страшное, что без наркотических и обезболивающих средств остались хирургические отделения стационаров. Ситуацию пришлось исправлять на ходу, в ручном режиме – в департамент была приглашена очень грамотный специалист Екатерина Елисеева, и благодаря ее участию нам удалось переложить лекарственное обеспечение на частную аптечную сеть и с огромным трудом вырулить на приемлемые показатели, избежать полного коллапса.
Бывший глава депздрава особо отмечает, что ему крайне повезло с коллективом ведомства, который к его приходу был саженной и сработанной командой профессионалов высокой пробы, начиная от рядовых исполнителей и заканчивая замами и начальниками отделов. Это очень сознательные и ответственные люди, которых Олег Бубнов от души поздравляет с праздником и искренне благодарит за совместную работу.
Крутой профессиональный вираж
Менее года – с января по октябрь 2014-го - у руля крайздрава стоял Евгений Махиня, главный врач Хасанской ЦРБ, откуда ушел на повышение и куда вернулся после отставки. По его словам, резкое переключение с должности руководителя районной больницы на позицию директора ДЗПК стало самым крутым профессиональным виражом в жизни, потребовавшим огромной внутренней мобилизации для решения стоящих перед отраслью масштабных задач.
- Пожалуй, главной из них было принятие неотложных мер по решению проблемы оттока кадров из государственной системы здравоохранения, - уточняет Евгений Евгеньевич. –Каждые три года она теряла столько врачей и медработников среднего звена, сколько сегодня трудится в таком крупном лечебном учреждении, как «тысячекоечная» больница! Быстрых решений здесь быть, конечно, не могло, но благодаря совместной работе департамента, ТГМУ, руководителей на местах и только набиравшей обороты федеральной программе «Земский доктор», тенденция вымывания специалистов из краевой медицины существенно замедлилась.
Из крупных событий регионального значения как для медиков, так и жителей всего Приморья ярким воспоминанием осталась достройка и введение в эксплуатацию перинатального центра. Это результат совместного титанического труда сотрудников крайздрава, и, конечно, главного врача ПКПЦ Татьяны Курлеевой.
Вспоминает Евгений Махиня и события из серии служебных курьезов. Одним из таких стало очередное заседание, где он выступал с докладом, исходные материалы для которого готовились подчиненными.
- Так вышло, что они случайно перепутали тему повестки заседания, - смеется бывший глава ДЗПК. – Поскольку накануне я ознакомился с готовым докладом, но не было самой повестки, несоответствие к своему великому ужасу я обнаружил только за пять минут до выступления. Терять тут уже было нечего. С чувством, с толком и расстановкой я прочитал приготовленный доклад, после чего в зале повисла короткая пауза, показавшаяся мне вечностью. Но, к счастью, никто подмены даже не заметил – так везет, наверно, только раз в жизни. Главное – не теряться!
В ожидании новых глав в истории
Конечно, нам в силу разных причин не удалось опросить всех бывших руководителей департамента здравоохранения, и вполне возможно, их мнения и оценки станут темой отдельного аналитического материала в перспективе. Стоит отметить, что последний год ведомство возглавлял Виктор Фисенко – выходец из московского Росздравнадзора, который в любом случае войдет в историю приморской медицины как первый министр здравоохранения и руководитель, сумевший привлечь в регион беспрецедентные финансовые потоки из федерального бюджета.
Главное, они пошли на благие цели, в частности, масштабную материально-техническую модернизацию региональных ЛПУ. Также Виктор Сергеевич запомнится медицинскому сообществу Приморья как один из авторов краевого закона о мерах социальной поддержки для врачей и медсестер, предусматривающего беспримерные единовременные и регулярные выплаты молодым специалистам первичного звена.
Сейчас пост руководителя ведомства заняла главный врач Владивостокской поликлиники №6 Анастасия Худченко, которую 10 февраля 2020 г.официально представил губернатор края Олег Кожемяко. Глава региона отметил, что она – свой человек в отрасли, знает изнутри всю специфику работы первичного звена здравоохранения, умеет решать возникающие там вопросы.А что именно нового и прогрессивного сможет предложить здравоохранению Приморья Анастасия Геннадьевна – покажет время.