Галина Компанец: Вероятность эпидемии ничтожна
Мировое сообщество с тревогой следит за распространением нового коронавируса пневмонии 2019-nCoV, который уже покинул границы Поднебесной и зафиксирован в странах Юго-Восточной Азии. Согласно последним данным, число умерших в Китае превысило 40, выявлено более 900 заболевших. Случаи заражения отмечены в Южной Корее, Японии, США, Таиланде и Франции, с подозрением на инфицирование в больницы попали жители Сингапура, Гонконга и Австралии. Власти КНР официально подтвердили, что вирус передается от человека к человеку.
Насколько серьезна угроза эпидемии в нашей России, в частности, в Приморском крае, соседствующем с зоной поражения, будет ли эффективна разрабатываемая вакцина и чего можно ждать от пневмонии нового типа, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной вирусологии НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.П. Сомова, преподаватель Дальневосточного федерального университета, к.м.н. Галина Компанец.
Причин для паники нет
- Галина Геннадьевна, что сегодня известно ученым о вирусе 2019-nCoV?
- Если говорить в целом о коронавирусах, то это достаточно многочисленное семейство, ученым известно более 80 видов, циркулирующих в мире. Их носителями в природе могут быть птицы, летучие мыши, змеи, животные и люди. Коронавирусы достаточно часто мутируют, в результате меняется их структура и вирулентность (степень способности инфекционного агента заражать организм) для человека. И сегодня мы имеем дело с одной из таких мутаций.
Подобные случаи уже были – можно вспомнить вспышку вируса SARS 2002-2003 г., которая унесла почти 800 жизней. Он вызывал тяжелый респираторный синдром, но в течение трех лет заболеваемость сошла на нет, т.к. произошла очередная мутация. Кстати, данный вирус также пришел из юга КНР. В следующий раз человечество столкнулось с серьезной эпидемиологической угрозой в 2008 году, когда на арену вышел коронавирус MERS со схожей симптоматикой и способами передачи – воздушно-капельным или фекально-оральным путем.
Т.е заразиться можно с пищей, водой и при непосредственном контакте с инфицированным больным. Сейчас MERS также не актуален, фиксируются единичные случаи, последний был в декабре. Анализ патогена нового вируса 2019-nCoV показал высокую степень сходства со своими предшественниками, и в принципе заболевание протекает как обычная вирусная пневмония, без каких-либо специфических особенностей.
- Вы хотите сказать, что сотни заболевших и свыше 40 умерших – это стандартная ситуация?
- Я хочу сказать, что новый вирус не является чем-то экстраординарным, и он опасен ровно в той мере, в какой должен быть опасен мутировавший коронавирус - не больше, но и не меньше. Поэтому, конечно, недооценивать новый вид вируса не стоит, так как подобные патогены вызывают болезни с достаточно высоким уровнем летального исхода. При этом тяжело болеют и умирают либо люди пожилого возраста, либо пациенты, страдающие сопутствующей патологией. Таким образом, в первую очередь под удар попадают жители с ослабленным иммунитетом – в Китае из 40 умерших большинство именно из этой категории.
- Многих приморцев волнует вопрос, насколько длительной будет вспышка и можно ли ожидать эпидемии на нашей территории?
- Это предугадать невозможно, прогнозы здесь бессмысленны. Вспышка может затихнуть и через месяц в связи с очередной мутацией, и через несколько лет. Но я убеждена, что по крайней мере до масштабов эпидемии она не дойдет. С одной стороны, если смотреть показатели летальности, то они свидетельствуют о достаточно высокой вирулентности вируса, если же судить по числу заболевших, то мы имеем дело с весьма средним уровнем. Учитывая количество зараженных людей в других странах, а это единичные случаи, то и контагиозность вируса, т.е. его способность передаваться от больных к здоровым, также является невысокой. К слову, скорость распространения SARS была значительно выше.
Поэтому причин для паники нет. Давайте рассуждать объективно и здраво – за месяц в многомиллионном Ухане заболело менее 1 000 жителей, при этом ежегодно в мире от гриппа и его последствий умирает свыше 600 тыс. человек. В любом случае пандемия рано или поздно закончится без катастрофичных последствий, как и все предыдущие.
Профилактика – прежде всего
- А как защититься от нового вируса – вакцинация против гриппа поможет?
- Вакцинация против гриппа - нет, штаммы коронавируса будут к ней невосприимчивы. Кстати, вакцины против SARS и MERS так и не были разработаны, хотя попытки предпринимались. И специфического лечения тоже не было. Единственный эффективный препарат, который успешно используется для лечения подобного вида инфекции – Рибавирин. Это универсальное противовирусное средство, и скорее всего оно будет широко применяться и в нынешней ситуации.
Также отличным помощником в борьбе с вирусом выступают меры профилактики, которые известны всем. Необходимо избегать большого скопления людей, воздержаться от поездок в Поднебесную, защищать себя масками, тщательно мыть руки и овощи перед употреблением в пищу. Подчеркну, что вирус погибает при + 50-60 градусах, поэтому термическая обработка тех же морепродуктов станет гарантией, что вы не заразитесь.
- А специфика ареала распространения вируса имеет значение? Т.е. можно говорить о том, что мы не знаем, как он себя поведет в нашей популяции?
- Нет, здесь раса не имеет значения, восприимчивость к вирусу русских людей на генетическом уровне не будет отличаться от китайцев. Повторю, важную роль играет состояние иммунитета, поэтому имеет смысл применять средства, его укрепляющие, особенно в зимний период. Подойдут витаминные комплексы, иммуностимуляторы, природные адаптогены, хотя я не сторонница каких-либо лекарственных добавок и рекомендую своим студентам хорошо и правильно питаться, составлять сбалансированный рацион. Овощи, фрукты и белок, который способствует выработке антител – в обязательном порядке.
- В центре стратегического планирования сообщили, что через месяц будет создан метод экспресс-диагностики нового вируса, а максимум через полгода российские ученые разработают вакцину. Насколько реальны данные заявления?
- Что касается экспресс-диагностики, здесь вопросов нет – по сути, это не новый, а просто видоизмененный вирус, и трудностей с ее созданием не возникнет. А по поводу вакцины у меня большие и обоснованные сомнения – с ней все и всегда намного сложнее. Я уже говорила, что для предыдущих коронавирусов они не были разработаны.
В Китае обычно вакцины готовят очень быстро и сразу используют их для своих жителей. Но практически ни в одной стране мира они не лицензируются и не регистрируются. Что касается отечественных разработок, я не вижу в них особого смысла – нужна ли будет вакцина в таком же масштабе, как для гриппа? При этом вполне возможно, что пока будут вестись исследования, вирус благополучно сойдет на нет, и они потеряют свою актуальность. Здесь нужно оценивать ситуацию предельно трезво и взвешенно – как и с самим вирусом, который не столь страшен, как его представляют некоторые эксперты и СМИ.