В село - за опытом
Программу «Земский доктор» очень часто критикуют за то, что она служит делу привлечения кадров на село, но не способствует их закреплению на долгую перспективу. «Поработают пять лет, а потом и след простыл!» - такое можно услышать нередко в разных регионах России. Но в КГБУЗ «Михайловская центральная районная больница» Приморья дорожат каждым специалистом, и создают все условия для профессионального роста.
Вот уже второй месяц в детской поликлинике ЦРБ ведет прием молодой специалист - педиатр Ксения Грезнева. Родилась девушка в Забайкальском крае, в городе Борзе и в этом году окончила Читинскую государственную медицинскую академию. Если жены декабристов ехали в те края, откуда родом наша героиня, то она по их примеру последовала еще дальше и переехала с молодым человеком в Приморский край, в его родной город Уссурийск. Казалось бы, вот они - блестящие перспективы начать карьеру в двухсоттысячном городе, но она решила иначе и выбрала работу в селе. Почему именно такой выбор сделала молодой педиатр, какие цели для себя ставит, Ксения Анатольевна рассказала корр. портала VladMedicina.ru.
Все условия для жизни и работы
- Михайловку я выбрала по ряду причин, – поясняет Ксения Грезнева. - Здесь более открытые и душевные люди, что упрощает жизнь молодому специалисту. Также существенную роль сыграло общение с руководителем нашей больницы Ларисой Никитиной. У меня не было возможности приехать сюда лично, мы общались дистанционно, но я почувствовала, что меня здесь ждут и создадут все условия для работы. Лариса Григорьевна убедила в важности и нужности молодых педиатров для больницы, и это повлияло на мой выбор места работы.
Игра в доктора с куклами и мамой в детстве вряд ли стали решающим фактором в выборе профессии. В медицинский вуз Ксения решила поступить по совету родителей. «Люди болеют всегда – без работы не останешься!» - очень убедительный аргумент. А то, что выбрала педиатрию, так это говорит только о том, что девушка не боится трудностей. В медицинском сообществе педиатры считаются более разносторонними специалистами, нежели терапевты. Последние изучают организм взрослого человека, а педиатры еще и детский. Естественно в работе врача с детьми и взрослыми присутствует разная степень ответственности при всей схожести процедур.
- Главная цель, которую я ставлю для себя на данном этапе – получить опыт, – говорит Ксения Анатольевна. - Пока все складывается удачно, я всем довольна, здесь замечательный коллектив. Мои коллеги педиатры очень прекрасно меня понимают. Они сами начинали в прошлом и позапрошлом годах. Помогают мне все, здесь очень опытные медсестры, которые большинство деток и их мамочек знают лично. Не всегда можно оперативно ознакомиться с картой маленького пациента, и тут помощь знающего человека, который видел ребенка на всех этапах его развития, бесценна. Другой главный для меня момент – стараться не терять качества работы. Ведь пациентов приходится принимать много.
Особых трудностей на первых порах работы молодой специалист не испытывает. Разве что пришлось вникать в особенности ведения документации. В процессе обучения дают одно, а практическая самостоятельная работа требует другого. У каждого лечебного учреждения свои требования.
Уверенной адаптации начинающего врача способствует и обстановка в детском отделении. Мамы маленьких пациентов в основном приветливы и охотно идут на контакт, даже если в коридоре и есть какое-то напряжение, то в стенах кабинета все проходит в рабочей обстановке.
Борьба за каждого специалиста
До сих пор на приеме не было тяжелых случаев, однако на участке Ксении Грезневой проживают детишки с очень редкими заболеваниями, которые отныне находятся под ее наблюдением.
- Мне эти пациенты очень интересны с точки зрения получения опыта, - поясняет доктор. - Нам рассказывали о таких заболеваниях на лекциях. Но там ты принял это к сведению, а здесь с этим предстоит работать. Нужно доставать свои книги, лекции, с головой окунаться в диагноз. Эти руководства с учебы всегда со мной как самый надежный источник информации. В интернете много чего ненужного, не только для специалистов, но и, прежде всего, для родителей, которые до прихода к врачу «уже все знают».
Пока педиатр осваивается в профессии, но уже является важной частью коллектива и выполняет свои обязанности в полном объеме. Миллион, который полагается в качестве подъемных по программе «Земский доктор» Ксения Анатольевна планирует потратить в качестве первоначального взноса на приобретение жилья.
По мнению главного врача КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» Приморья Ларисы Никитиной, после своего старта в 2014 году программа «Земский доктор» была более эффективной для привлечения кадров на село:
- Ехали семьями, получали два миллиона, приобретали жилье, - отмечает руководитель ЛПУ. - Потом обстоятельства изменялись, и люди уезжали в город. Кто-то, отработав пять лет, кто-то, вернув часть денег. Все равно приходили новые специалисты. Но за последние пару лет ситуация изменилась. Если в 2017 году по программе «Земский доктор» к нам в больницу приехали восемь человек, то в прошлом и этом по три.
Молодежь вместо миллиона в селе выбирает большой город Владивосток, и в этом смысле даже Уссурийску с краевым центром сложно конкурировать. А врачи со стажем уезжают в столицы или Краснодар. И дело даже не в деньгах, а в условиях жизни и работы. Там, где оснащение лучше и более современное оборудование, то медучреждение имеет больше шансов привлечь специалистов из других регионов или ближнего зарубежья.
В этом году очень существенные подвижки по приобретению оборудования, будем надеяться ситуация изменится в лучшую сторону. Есть конкуренция за специалистов как между медучреждениями, так и между регионами. На Сахалине по программе «Земский доктор» один врач может получить подъемные в несколько раз больше, люди едут из Москвы именно заработать и опыт, и деньги.
Мне кажется, в текущих условиях лучшим выходом обеспечения кадрами сельских больниц было бы распределение молодых специалистов, как это было десятки лет назад. Во всяком случае, тех выпускников, кто обучался за бюджетные деньги.