Эта служба благородна и трудна
Владивостокская клиническая больница №2, больше известная жителям Приморья как «тысячекоечная», с момента своего основания была предназначена под прием экстренных пациентов, находящихся между жизнью и смертью и поступающих после различных тяжелых травм и серьезных увечий. Поэтому важность отделения реанимационной службы в структуре многопрофильного стационара, по сути больницы скорой помощи и по факту травмоцентра первого уровня, сложно переоценить.
Как трудно представить и более ответственной и благородной профессии, представители которой каждый день сражаются за жизни людей, вытаскивают их с того света и дают надежду порой в самых безнадежных случаях. Каков порядок приема пациентов с жизнеугрожающими состояниями, на какую помощь они могут рассчитывать, и почему приобретение нового оборудования было в прямом смысле жизненно необходимой мерой, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал заведующий отделением реаниматологии и анестезиологии с ПРИТ КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» Василий Павлов.
Поступление по всем каналам
- Василий Алексеевич, познакомьте, пожалуйста, со структурой вашей службы.
- В нее входит отделение анестезиологии, работающее как в плановом, так и экстренном режиме при оперативном лечении пациентов. Также служба представлена собственно отделением реанимации и интенсивной терапии на 18 коек (ОРИТ), развернутых на втором этаже здания «тысячекоечной» больницы. При этом в ОРИТ поступают только тяжелые больные и всегда в экстренном порядке.
- А как происходит сортировка пациентов, каким образом они к вам попадают?
- Они могут доставляться машинами скорой помощи как напрямую в отделение реанимации, минуя приемный покой, так и уже с приемного отделения попадать в реанимацию. Все зависит от тяжести состояния пациента. Если врач СМП видит, что состояние больного требует проведения срочных и безотлагательных реанимационных мероприятий в условиях стационара, то принимает это ответственное решение. Таким образом, сортировка тяжелых больных производится на догоспитальном этапе врачом скорой помощи. Как правило, на тяжелые травмы при серьезных ДТП и падениях с высоты приезжает реанимационная бригада, поэтому специалист обладает должным уровнем квалификации, чтобы объективно оценить состояние пострадавшего и быстро принять верное решение. Но и обычный врач СМП способен еще в машине «скорой» на основании беглого осмотра пациента определить, куда его лучше привезти. Причем после ДТП привозят не всегда по территориальному признаку, особенно когда речь идет о спасении детишек. И если авария случилась на федеральной трассе, машина «скорой» мчится мимо Артемовской горбольницы, Надеждинской ЦРБ – прямиком к нам. Врачи знают, что в особо тяжелых случаях помочь смогут только здесь. Но все-таки напрямую поступает небольшая часть больных.
- Остальных сначала все-таки привозят в приемное отделение?
- Да, если человек находится в сознании, и него жизненные функции более-менее стабильны, он поступает в приемное отделение, где созданы соответствующие комфортные условия, также в случае необходимости сотрудники проведут гигиеническую обработку. И там врач уже решает, по какому лечебному профилю направить пациента дальше. Кроме того, больные могут поступать в ОРИТ из других отделений нашей больницы в случае резкого ухудшения их состояния или непосредственно из операционных для наблюдения и контроля жизненно важных параметров в первое время после хирургического вмешательства.
Суровые трудовые будни
- ВКБ №2 находится в городе Владивостоке, а из края вы пациентов берете?
- Так как «тысячекоечная» больница имеет статус травмоцентра первого уровня, то Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) доставляет в к нам тяжелых пациентов, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, из краевых ЦРБ, которые часто просто не имеют соответствующего оборудования и врачей реанимационного профиля. Это всегда результат локального трехстороннего соглашения – решение о перевозке принимается совместно администрациями КГАУЗ «ВКБ №2», районной больницы и ТЦМК. После окончательного согласования пациенты доставляются специальным автомобильным транспортом СМП междугороднего сообщения, в том числе вертолетами санитарной авиации. Но они требуются далеко не во всех случаях – и технику могут не допустить из-за погодных условий, и не каждый больной способен выдержать перелет.
- Вы рассказали о централизованном и упорядоченном приеме, а бывает, что пациенты обращаются сами?
- Без этого никуда, и на простом народном языке такое явление называется «самотёк», т.е. неорганизованное обращение гражданина за срочной медицинской помощью. Ситуации в моей богатой реанимационной практике были разные – от комичных до трагичных. Но в основном, конечно, мы имеем дело с трагедиями. Помню, как иностранные граждане из Армении притащили простреленного самозарядным ружьем «Сайга» и истекающего кровью соплеменника, слава богу, мужчина выжил. Был случай, когда охранник снимал с висящего на шлагбауме около больницы, доставленного неизвестно кем и брошенного гражданина с торчащим в спине ножом.
- Сколько пациентов в среднем за год получает лечение в реанимации?
- Через наше отделение проходит ориентировочно 1500-1800 пациентов ежегодно, я озвучил общую цифру по всем каналам поступления, включая случаи самотека. Конечно, бывают и какие-то сезонные пики травматичности, и относительно спокойные периоды. Но койки заняты всегда, скучать нам точно не приходится. При этом мы не только постоянно контролируем состояние пациентов, но и проводим экстренные манипуляции, например, когда нужно срочно остановить кровотечение, выполняем необходимые лечебные процедуры для стабилизации жизненно важных показателей, после которых больной доставляется в обычную палату.
Оснащение – по высшему разряду
- Насколько хорошо оснащена реанимационная служба «тысячекоечной» больницы в настоящее время?
- Благодаря усилиям администрации Приморья, департаменту здравоохранения и руководства больницы в лице главного врача Вячеслава Глушко в этом году наше отделение было практически полностью модернизировано. Губернатор региона Олег Кожемяко и директор департамента здравоохранения Виктор Фисенко уделили данному вопросу самое пристальное внимание, лично приезжали, осматривали наши помещения, отслеживали поступление реанимационной аппаратуры. Всего на средства краевого бюджета нам закупили 24 новых аппаратов ИВЛ, современные прикроватные мониторы пациентов, призванных следить за их состоянием, специальные автоматические дозаторы лекарственных веществ, наркозные и УЗИ-аппараты, а также функциональные и удобные кровати. Кроме того, в ближайшей перспективе «тысячекоечная больница полностью перейдет на информационные рельсы, все оборудование будет подключено к единой электронной системе, что на порядок повысит качество и оперативность оказываемой помощи, в том числе реанимационной.
- Обновление материально-технической базы отделения было действительно своевременным и необходимым?
- Более чем – все наши аппараты ИВЛ уже давно исчерпали свой технический ресурс, так как работали без передышки, обслуживали экстренных больных практически в непрерывном рабочем режиме. Наша служба впервые за всю историю существования больницы единовременно получила столько единиц передового качественного оборудования, полностью переоснастилась. Вся техника – от ведущих производителей, и главное, что она уже в строю и служит на благо пациентов.