Обойдёмся без рисков

2817
Всемирный день безопасности пациентов впервые отметили в России 17 сентября. Ключевой лозунг события - «Культура безопасности - ответственность каждого». В стране прошли мероприятия в организациях здравоохранения, вузах и колледжах, направленные на разъяснение роли и важности взаимодействия пациента и медработников при обращении за медицинской помощью. Организатором просветительной акции в Приморском крае выступил территориальный орган Росздравнадзора. Специалисты ведомства провели день открытых дверей.

Подробнее о деятельности важной государственной структуры в интервью корр. портала VladMedicina.ru рассказала заместитель руководителя управления Татьяна Нестеренко.

Наталья Двуреченская, Росздравнадзор, Татьяна Нестеренко
 
На повестке дня - самоконтроль
 
- Татьяна Серафимовна, что подразумевает собой понятие «безопасность пациента»?  

- Оно включает множество различных направлений - безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий; эпидемиологическую безопасность, безопасные условия для оказания медицинской помощи, безопасную клиническую практику. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности - контрольно-надзорная функция Росздравнадзора. Мы проводим широкий круг мероприятий, направленных на предотвращение нежелательных событий, которые могут повлечь причинение вреда человеку при осуществлении деятельности медицинскими и фармацевтическими организациями. Нежелательные побочные реакции при применении лекарственных препаратов, внутрибольничные инфекции, даже падения при нахождении в стационаре - все эти частные случаи касаются безопасности пациента и попадают в поле зрения наших специалистов. Задача всемирного дня - сплотить усилия медицинских работников, больных и их родственников, общественных организаций, направленные на предотвращение ошибок, снижение риска неблагоприятных событий, связанных с оказанием медицинской помощи.

 - Правда ли, что в современной медицине на первый план выходит стандартизация?

-  И в первую очередь мы проверяем соблюдение порядков и стандартов медицинской помощи. В 2015-2016 г. Росздравнадзором разработаны рекомендации по внутреннему контролю качества и безопасности при оказании амбулаторной и стационарной помощи, и на основании этого документа Минздравом РФ принят нормативно-правовой акт об утверждении единого порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Отныне все медучреждения должны будут осуществлять внутренний контроль согласно единому порядку независимо от формы собственности. Это является обязательным лицензионным требованием при осуществлении медицинской деятельности ЛПУ.

- Человек пришёл на приём в поликлинику. Что может послужить поводом для внутренней проверки?

- Ситуации могут быть самые разные. Например, пациенту назначили обследование, терапию, но лечение оказалось неэффективным, т.е. имеется жалоба по вопросам качества и доступности медицинской помощи либо иным вопросам, содержащим факты угрозы причинения вреда жизни, здоровью. Всё это - основания для проведения контроля, за который отвечает руководитель организации, уполномоченное лицо или назначенная комиссия. Смысл в том, что организации не должны бояться выявить нарушения у самих себя, это сильная мотивация, чтобы все риски устранить, а еще лучше предотвратить.

- Но это не исключает проверок со стороны Росздравнадзора?

- Мы по-прежнему проводим проверки - плановые и внеплановые. В отношении к плановым проверкам в последние годы стали применять метод риск-ориентированной модели. Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности: низкий, умеренный, средний, значительный, высокий, чрезвычайно высокий. Чем выше уровень риска, тем чаще проводятся проверки.

- Кто попадает под высокую категорию риска?

 - Организации, которые осуществляют стационарную помощь по онкологии, высокотехнологичную медицинскую помощь, где проводится много оперативных вмешательств, анестезиология-реанимация, акушерство-гинекология. Говоря простым языком - чем больше организация заявляет сложных услуг, тем выше риск возникновения нарушений в этом учреждении. Это больницы, роддома.

- Приведите пример ЛПУ с низкой степенью риска? 

- Стоматологические, косметологические частные клиники. Их мы проверяем только по обращениям граждан, при наличии фактов причинения вреда здоровью либо возникновения угрозы причинения вреда здоровью.
 
От сложного к простому
 
- Медицина - та сфера, где часто приходится принимать решение в экстренных ситуациях. Не всегда есть возможность строго уложиться в заданные стандарты. Это фактор учитывается при проверках?

- В любом случае решение принимает врач, руководствуясь знаниями и конкретной ситуацией. Действительно, есть ситуации форс-мажорные, и вот почему в каждом учреждении необходим внутренний контроль! Так, врач может назначить пациенту лечение, не входящее в стандарт, учитывая особенности заболевания или организма. Но это должно быть зафиксировано в документах и обосновано. В особенных случаях решение может быть принято коллегиально, комиссией, консилиумом врачей учреждения.   

- Бывает так, что родители конфликтуют с педиатром, утверждая, что тот назначил лечение не по стандарту?  

 -  Обязанность врача - разъяснительная работа с родителями, он должен отстаивать и обосновывать свою точку зрения, не забывать отразить это в документации, взяв на себя профессиональную ответственность.

- День открытых дверей в вашем ведомстве прошел впервые. Помимо этого вы проводите публичные мероприятия?
 

-  Важно, что день открытых дверей прошёл не только для пациентов, но и для медицинских работников, сотрудников фармацевтических организаций. Это пробный шар, надеемся, что на следующий год отклик будет более активным. А 19 сентября в краевом центре медицинской профилактики состоялся вебинар с участием наших специалистов. Кроме того, ежегодно в рамках профилактики нарушений, мы проводим публичные мероприятия, рассказывая о результатах нашей деятельности, доводя до сведения новые нормативные документы.

Наталья Двуреченская, Росздравнадзор, Татьяна Нестеренко

- Количество нарушений в целом растёт или уменьшается?

- Как только начали работать по риск-ориентированной модели, в целом есть тенденция к уменьшению. Количество проверок по Приморью сократилось. С другой стороны, при комплексных плановых проверках мало кому удаётся избежать нарушений.

- Какие нарушения фиксируете чаще всего?

- Не соблюдаются условия хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий - температура, влажность, срок годности. Есть претензии к организации по соблюдению обязательных стандартов оснащения кабинетов либо отделений стационаров. Бывает, что не хватает необходимого оборудования. Нарушаются стандарты обследования пациентов, объемы профилактических и лечебных мероприятий; объемы обследования при проведении медицинских освидетельствований - водителей, на ношение оружия.

- А что может явиться поводом для внеплановой проверки ЛПУ?

- К примеру, в сосудистый центр больницы поступает пациент с подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения. Согласно стандартам необходимо провести компьютерную томографию головного мозга, от этого зависит дальнейшее лечение. Случается так, что это исследование либо вообще не проводится, либо это делается поздно.

Даже если томограф не исправен, руководство учреждения должно предпринять все меры, чтобы это исследование провести. Например, заключить договор на оказание этого вида услуги с другой организацией. Был конкретный случай, когда врачи затянули диагностику, и пациент с инсультом получал несоответствующее лечение. В итоге - летальный исход. Наши социалисты выявили грубое нарушение порядка – не проведение необходимого обследования.

- Как вы успеваете реагировать на жалобы граждан?

- Мы получаем ежегодно до 600 обращений, и с каждым годом их количество растёт. Присылают письма по почте, на электронный адрес, на сайт ведомства, пересылают жалобы из прокуратуры, Минздрава России, администрации президента РФ. Среди них немало необоснованных. Убеждена - большая часть обращений могла бы не появиться, если бы на тревожные сигналы вовремя отреагировали на уровне медицинских организации. Порой с человеком достаточно просто поговорить, проявить неравнодушие, уважение, и чуть разгоревшийся конфликт может быть быстро исчерпан.
 
 


  Рейтинг: 5, Голосов: 8



Поделиться
2817
Личный кабинет