Гарант высоких профессиональных компетенций
7236
Владивостокский базовый медицинский колледж, на протяжении 95 лет являясь главной кузницей кадров и учебной площадкой региона для подготовки специалистов среднего звена приморских ЛПУ, выступает и в качестве чуткого барометра настроений и устремлений сегодняшней молодежи. А трактовать их можно только однозначно и недвусмысленно – престиж профессии медработника неизменно повышается, и с каждым годом все больше вчерашних школьников делают осознанный выбор в пользу получения специальности фельдшера, медсестры, фармацевта, акушера или лаборанта. Показатели конкурсного отбора – объективное тому подтверждение.
В чем заключались особенности приемной кампании этого года, насколько востребованы выпускники учебного заведения и каким образом обеспечивается их эффективная подготовка, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал директор КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж» Владимир Войновский.
В чем заключались особенности приемной кампании этого года, насколько востребованы выпускники учебного заведения и каким образом обеспечивается их эффективная подготовка, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал директор КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж» Владимир Войновский.
Реальные перспективы для медработников
- Владимир Михайлович, 2 сентября к занятиям приступили студенты очередного набора – какие тенденции вы можете отметить в приемной кампании этого года?
- В первую очередь существенно вырос конкурс и проходной балл при зачислении, а это очень значимые и сами за себя говорящие показатели. Так, в этом году по специальности «Лечебное дело» на одно место претендовали 6,76 человек, на внебюджет – восемь. Конкурс на сестринское дело на базе 11 классов составлял 6,16 (бюджет) и 7,15 по договору, желающих стать акушерками было 4,72 выпускниц на одно бюджетное место. Достаточно серьезный отбор проходил и на вечерние формы обучения - почти четыре абитуриента на бюджет и 3,78 на коммерческой основе. При этом мы каждый год успешно выполняем план по госзаданию, в 2019 г. приняли 430 человек на бюджетные места и почти 340 – на договорные.
В сравнении с предыдущими периодами конкурс вырос в среднем в полтора-два раза в зависимости от специальности. И мы прогнозируем дальнейшее увеличение числа молодых людей, которые выберут медицину в качестве главного дела своей жизни. Кстати, поэтому планируем увеличить число абитуриентов, поступающих по бюджету, еще на 50 человек.
В сравнении с предыдущими периодами конкурс вырос в среднем в полтора-два раза в зависимости от специальности. И мы прогнозируем дальнейшее увеличение числа молодых людей, которые выберут медицину в качестве главного дела своей жизни. Кстати, поэтому планируем увеличить число абитуриентов, поступающих по бюджету, еще на 50 человек.
- А как обстояла ситуация с проходными баллами?
- На лечебное дело проходной балл составил 4,5, на базе 11 классов – 4,25, на акушерское дело – 4,125, на очно-заочную форму обучения – 4,4. Получается, что ниже четырех ни на одну специальность по бюджету баллы не опускались. На договорной основе цифры также впечатляют – 4,2, 4,1, 4,0 по разным специальностям, т.е. меньше совсем незначительно. Такие показатели внушают оптимизм и уверенность в том, что рано или поздно мы сможем устранить острый дефицит медсестер в приморских больницах и поликлиниках. Главное, абитуриенты сегодня выбирают медицинскую стезю осознанно, принимают такое решение целенаправленно и взвешенно. Понятно, до финиша доходят не все, но это нормальный процесс, можно сказать, естественный отбор. Если молодой человек на определенном этапе понимает, что это не его, будет лучше для всех, если он изменит свое решение вовремя. В медицину надо идти исключительно по призванию и велению души, в противном случае неверный выбор профессии может стоить слишком дорого. И ему самому, и окружающим.
- Каковы, на ваш взгляд, основные причины возросшего интереса у молодежи к лечебным специальностям среднего звена?
- Конечно, ключевую роль сыграл принятый в этом году краевой закон о предоставлении мер социальной поддержки молодым специалистам бюджетных лечебных учреждений первичного звена. Они стали серьезным материальным стимулом для привлечения в отрасль здравоохранения молодежи и катализатором повышения престижа профессии медицинского работника. Сегодня в пакет так называемых губернаторских льгот для среднего медперсонала поликлиник входят ежемесячные доплаты к заработной плате, единовременные выплаты, компенсация расходов на аренду жилья и оплату коммунальных услуг. Плюс отдельная краевая программа «Земский фельдшер». Таким образом, у молодежи появились реальные перспективы престижной и достойно оплачиваемой работы с возможностью дальнейшего профессионального роста. В настоящее время государство гарантирует им стабильное финансовое положение, постоянное, комфортное и хорошо оснащенное место работы по выбранной специальности, и, соответственно, уверенность в завтрашнем дне.
Будущий авангард среднего звена
- Напомните, пожалуйста, на каких основаниях сегодня осуществляется прием абитуриентов – они должны сдавать какие-то вступительные экзамены или тесты?
- Нет, вступительных тестов и ЕГЭ не требуется, согласно действующим нормативным документам прием в учреждения СПО осуществляется на общих основаниях по среднему баллу аттестатов. После окончания приемной кампании составляется рейтинг документов об окончании школы, при этом конкурс настолько серьезный, что учитываются даже десятые тысячные балла. Иногда абитуриенты в прямом смысле идут ноздря в ноздрю, и средние баллы аттестатов у них одинаковые, тогда в приоритете будут те, у кого выше оценки по профильным предметам – химии, биологии, русскому языку. У кого-то может быть уже собственное портфолио, опыт работы в медицинских учреждениях, учеба в классах с медико-биологическим уклоном, какие-то спортивные достижения. Такие абитуриенты также могут рассчитывать на определенные преференции при поступлении.
Кроме того, все они в обязательном порядке проходят компьютерное психологическое тестирование – бывает, что средний балл аттестата пять, а специальная программа выдает заключение, что склонности к этой профессии и нацеленности на учебу у человека нет. Дефицит среднего медперсонала в стране в целом и в Приморье в частности огромный, но мы не можем позволить себе репутацию некомпетентной кузницы кадров и обязаны обеспечивать региональные ЛПУ ответственными, грамотными и настроенными на работу в медицине специалистами. На сегодняшний день в колледже обучается 2 480 студентов, это будущий авангард среднего звена, которым, я уверен, мы будем гордиться.
- Сегодня в приморском здравоохранении появляются новые актуальные структуры – открываются центры амбулаторной онкологической помощи, гериатрические отделения, и пр. Вы готовы обеспечивать их квалифицированными и специально подготовленными медсестрами?
- Конечно, в этих целях в ВБМК работает отделение повышения квалификации, которое готовит медсестер и лаборантов по более чем 30 специальностям. Только в этом году мы проучили здесь свыше трех с половиной тысяч человек. Активно используем дистанционную форму обучения с обязательной отработкой практических навыков – как правило в тех стационарах и поликлиниках, откуда они были направлены. В ОПК сдается итоговый экзамен и выдается сертификат, дающий медсестрам право работать в том или ином специализированном отделении. Мы учитываем потребности и заявки приморских медучреждений и на их основе составляем помесячный план циклов повышения квалификации по наиболее востребованным профилям.
- В чем заключается профориентационная работа?
- Мы регулярно проводим дни открытых дверей здесь во Владивостоке и во всех филиалах колледжа – залы всегда полные, что лишний раз подтверждает возросший интерес у молодежи к медицинским специальностям. И когда потом анализируем, сколько из пришедших на такие мероприятия школьников подает документы в ВБМК и успешно поступает, оказывается, что не так уж и мало – порядка 15%. Кстати, студентам, выезжающим на практику в районы края, выдаем для агитационной работы и распространения среди сельских учащихся информационные буклеты и брошюры об условиях и преимуществах поступления в наше учебное заведение. Также принимаем активное участие в ярмарках вакансий, в частности, в апреле пригласили руководителей более 50-ти лечебных учреждений Владивостока и Приморья.
На волне современных технологий
- Вы отслеживаете дальнейшую судьбу своих выпускников, помогаете им с трудоустройством?
- Это отдельный и обязательный пласт деятельности нашего учебного заведения - мы располагаем базой данных всех приморских ЛПУ с их потребностями в среднем медперсонале. Она размещена в открытом доступе на сайте ВБМК, также есть специальный информационный стенд, где каждый желающий может ознакомиться с перечнем актуальных вакансий. Важно, что на своей базе мы открыли центр содействия трудоустройству выпускников. В этом году путевку в профессию получили 460 юношей и девушек, и мы отслеживаем дальнейший путь в медицине каждого пофамильно, причем данная информация обновляется еженедельно. Без такого скрупулезного мониторинга по каждой специальности и отделению мы не будем видеть общей и полной картины.
К примеру, сегодня мы знаем, что к текущему моменту трудоустроено в различные аптечные сети 85% наших выпускников по специальности «Фармация». По очно-заочной форме сестринского дела цифры ниже – только порядка 50%. Но это объяснимо – многие после окончания колледжа еще отдыхают, кто-то пока не определился с местом работы или сразу ушел в частную косметологию, кто-то уехал из Приморья, часть ребят забрали в армию, немало девушек стали мамами. Но это святое – они улучшают демографическую ситуацию.
- Каким образом обеспечиваете практическое обучение?
- Во-первых, у нас заключены договоры со всеми краевыми учреждениями здравоохранения, которые выделяют помещения для отработки студентами практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. Во-вторых, три года назад мы организовали хорошо оборудованный симуляционный центр на собственной базе, где регулярно занимаются как студенты, так и выпускники, проходящие повышение квалификации. Он оснащен в соответствии с положенными стандартами – есть манекены-имитаторы пациентов, анатомические модели, аппараты для сердечно-легочной реанимации, проведения внутримышечных и внутривенных инъекций, необходимые расходные материалы, и т.д. Также активно используем прогрессивные средства обучения – во всех аудиториях установлены современные мультимедийные системы, все преподаватели умеют создавать презентации и уже не представляют, как обходились без них раньше. Тем более современная молодежь в этом плане продвинутая, она намного быстрее и легче усваивает знания, полученные при помощи передовых компьютерных технологий.
Не учебой единой….
- Возникали сложности с внедрением системы первичной аккредитации специалистов?
- В прошлом году, когда только начинали, были некоторые трудности организационно-методического характера, но сегодня процесс отлажен, система прохождения обкатана. Обязательное требование – предоставление хорошо оснащенной площадки для отработки практических навыков – мы успешно выполняем. В симуляционном центре наши выпускники благополучно осваивают все предусмотренные медицинские манипуляции. Единственная на сегодняшний день проблема – бланки свидетельств об аккредитации специалистов находятся еще в стадии изготовления, но законную силу имеют выписки из протокола аккредитационной комиссии. И хочу обратить внимание – вполне возможно, что требование о первичной аккредитации станет обязательным абсолютно для всех выпускников колледжа уже со следующего года – без этого документа многие ЛПУ не принимают на работу уже сегодня. Напомню, процесс аккредитации включает два этапа – обязательное компьютерное тестирование и практическую отработку манипуляций.
- К вам поступают ребята исключительно из Приморья?
- Авторитет старейшего медицинского учреждения края распространяется далеко за его пределами, хотя раньше основной контингент был действительно из Приморья. В этом году география намного более обширная – к нам приехали поступать абитуриенты из 14 регионов страны, включая Сахалин, Камчатку, Якутию, Кемеровскую область, Алтайский и Красноярский края. Что касается сельских и городских жителей, то здесь соотношение примерно равное - 50 на 50.
- Владимир Михайлович, студенты живут не только учебой – социальная и культурная жизнь тоже бьет ключом?
- Обязательно, мы проводим массу различных досуговых мероприятий, организовываем концерты, самодеятельные выступления и творческие конкурсы, участвуем в благотворительных и просветительских акциях, студенческих научно-практических конференциях. Например, в апреле завершился ежегодный студенческий психологический марафон «Psychologia – 2019» с использованием IT-технологий, который придумала и организовала педагог-психолог ВБМК. А в конце мая в прямом смысле на ура прошли первые военные сборы учащихся колледжа на базе 55 дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота.
Так что, поступая в наш колледж, вчерашние школьники выбирают не только креативное качественное обучение в лучших традициях отечественного образования с применением инновационных технологий, но и возможность реализации своего творческого потенциала.