В хирургии легких случаев не бывает
5268
Отделения КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» в Приморском крае невозможно выстроить по степени важности, ведь каждое из них выполняет свои функции. Но даже при этом одно из них стоит особняком. Особенность хирургического отделения в том, что основной его контингент – экстренные пациенты, и промедление может стоить им не только здоровья, но и жизни. Здесь не бывает легких случаев, но есть множество благоприятных исходов, когда человек, поступивший в тяжелом состоянии, после операции и лечения уходит на своих ногах.
Медицина – это преемственность
… Это пятиэтажное и самое высокое здание на территории больничного городка в Дальнегорске так и называют – хирургический корпус. Хотя как таковое отделение хирургии занимает один этаж, соседствуя с травматологическим, реанимационно-анестезиологическим, сердечно-сосудистым и детским. Но, как гласит история, даже сам корпус был построен благодаря профессионализму дальнегорских хирургов, которые в 70-е годы уже прошлого столетия провели удачную операцию одному из руководителей предприятия «Бор», и тогда в подарок от химического гиганта был построен корпус, где разместилось хирургическое отделение.
Пожалуй, ни одна медицинская специальность не окружена таким пиететом, как хирургия. Недаром есть известное определение – хирург от Бога. Заведующий хирургическим отделением Дальнегорской центральной городской больницы Владимир Матвейчук соглашается, что эта медицинская профессия отличается от других, потому что у хирурга есть возможность взять в руки скальпель, проникнуть внутрь человека, сделать операцию, и тем самым помочь побороть недуг. А хирург от Бога – это профессионал, который умеет поставить диагноз, определить показания к операции, правильно ее провести и этим исключить осложнения.
Может, в каком-то смысле хирургами рождаются – к этой профессии должно быть призвание. Но в большей степени хирургами становятся, причем, даже окончив институт, интернатуру, ординатуру, нужно поработать не менее пяти лет, чтобы набраться опыта. И еще важно, чтобы было у кого учиться на практике. В медицине как нигде важна преемственность. В этом смысле Дальнегорску всегда везло на хирургов высочайшего класса, которые в условиях районной больницы проводили операции высокого уровня сложности.
- Я начал работать в 1975 году, здесь были такие хирурги, как Геннадий Юрьевич Баляба, Валерий Николаевич Букоткин, Сергей Викторович Мякишев, травматолог Владимир Петрович Белоглазов, - рассказал корр. портала VladMedicina.ru Владимир Алексеевич. - Позже пришел Геннадий Александрович Григорьев – очень грамотный врач, у него были специализации по травматологии, по урологии, по хирургии. В условиях отделения проводились все операции: на прямой кишке, резекция желудка, резекция легких и даже пульмонэктомия – удаляли одно легкое. По тем временам и диагностика у нас была передовая: появился первый японский фиброгастроскоп, и зав. отделением Баляба смотрел на нем пациентов, ставил диагнозы.
Те традиции, ту профессиональную школу, которая была заложена десятилетия назад, продолжает нынешнее поколение хирургов. Все врачи, которые работают в отделении сегодня, имеют высшую категорию. Заведующий ХО Владимир Матвейчук имеет звание «Отличник здравоохранения». Пришел в профессию по стопам отца и тоже стал высококлассным хирургом Дмитрий Григорьев. Большой опыт и множество удачных операций на счету врача-хирурга Дмитрия Ковалева. И, конечно, остается действующим хирургом прежний заведующий отделением, а ныне главный врач Дальнегорской ЦГБ Виктор Прудников: он проводит операции, помогает в сложных случаях. Виктор Иванович отдал этой профессии почти 40 лет, имеет высшую категорию и звание «Отличник здравоохранения».
В медицине есть множество специальностей, но люди, однажды избравшие хирургию делом всей жизни, и спустя много лет уверены, что это самая лучшая работа, несмотря на все ее трудности, требования, ответственность.
- Почему пошел именно в хирургию? Это мужская работа, - поясняет Владимир Матвейчук. - Здесь нужно обладать хорошим здоровьем, выносливостью и умными руками. Когда я оканчивал медицинский институт, искренне считал, что кроме хирургии в медицине идти некуда. Это специализация, где результаты работы врача видны сразу: человек поступил в тяжелом состоянии, ему сделали операцию, он выздоровел. Хотя бывают случаи, когда травмы несовместимы с жизнью, и медицина бессильна. Вот и получается, что хирурги стоят на границе между жизнью и смертью, они порой последняя преграда.
Чудо выздоровления
Хирургическое отделение рассчитано на 31 койку. В нем обслуживаются больные хирургического, урологического, отоларингологического профилей. В среднем в год выполняется около тысячи операций, различных по объему: вскрытие гнойников, удаление новообразований, экстренная хирургическая помощь при ножевых и огнестрельных ранениях, травмах живота, грудной клетки, перфоративных язвах желудка, желудочно-кишечных кровотечениях. По показаниям в отделении оперируют и пациентов с сосудистыми заболеваниями. Практически все оперативные вмешательства имеют благоприятный исход, осложнений очень мало. Помимо дальнегорских пациентов, поступают больные из Тернея, Пластуна, Ольги. Там, в районных больницах, тоже есть хирурги, но в соответствии с маршрутизацией в сложных случаях больных везут в Дальнегорскую ЦГБ.
Возраст пациентов, которые попадают в отделение хирургии, также различный. Помимо взрослых, это и дети, начиная с младенческого возраста. В случае острой кишечной непроходимости или по другим экстренным показаниям, хирурги высшей категории вправе проводить операции детям.
Работа хирурга не укладывается в планы и прогнозы, ведь никогда не знаешь, в какой дневной или ночной час может понадобиться неотложная помощь. Экстренные пациенты составляют в отделении около 70%. Вообще экстренные операции – гораздо больший риск, чем плановые, они требуют быстрого принятия решений, высокого профессионализма. К тому же зачастую пациентов везут издалека, из Тернейского района, когда «золотой час», который дает гарантию успешной операции, уже прошел. Но и при этих условиях хирурги совершают порой невозможное. Именно о таких случаях есть емкое выражение: вытащить с того света.
- Таких примеров в нашей практике немало, - отмечает зав. отделением. – Как-то из отдаленного поселка Амгу поступил пациент с огнестрельным дробовым ранением в живот. Я как раз был на дежурстве. Начали оперировать – в забрюшинном пространстве дробь, кишечник и мочевой пузырь пробиты. Операция длилась около пяти часов, исход благополучный, больной восстановился и даже написал благодарность в крайздрав. Из Самарги (это тоже Тернейский район) как-то привезли пациента с ножевым ранением печени, его только до нас транспортировали сутки. Повезло, что характер ранения был такой, что кровотечение на какое-то время приостановилось. Мы его прооперировали, лечение дало хорошие результаты. Из Единки поступил ребенок с резаными ранами живота, травмированной печенью – упал на осколки бутылки. Успели его довезти, спасли, вылечили. Я потом был в этом поселке, отец мальчика очень благодарил врачей. И подобный форс-мажор у нас постоянно. Такая работа.
Как бы ни шагал вперед технический прогресс, основными «инструментами» в работе хирурга остаются собственные руки и скальпель. Хотя, к примеру, распространение лапароскопического метода позволило перевести ряд оперативных вмешательств на качественно иной уровень: без больших разрезов, щадящим, но при этом очень эффективным способом. Еще в 2001 году дальнегорские хирурги Виктор Прудников и Марат Тягунов прошли в Москве учебу по проведению малоинвазивных операций.
- Больница тогда была оснащена тремя лапароскопическими стойками, - вспоминает руководитель КГБУЗ «Дальнегорская ЦГБ». – Под руководством главного хирурга Дальневосточного федерального округа Кирилла Владимировича Стегния мы освоили лапароскопические операции на практике. Также совместно с врачами-гинекологами успешно проводим малоинвазивные вмешательства в сфере гинекологии. С 2001 года в нашем хирургическом отделении была внедрена также прогрессивная методика – операция Лихтенштейна при паховых грыжах и операции при вентральных грыжах с пластикой полипропиленовой сеткой. С их применением в отделении рецидивы грыж не отмечаются. С того же времени стали практиковать операции с использованием современного шовного материала.
Перечень диагнозов, с которыми пациенты поступают в хирургическое отделение, в целом не меняется. При этом каких-то болезней за последние десятилетия стало больше, каких-то меньше. Как отмечают хирурги, сейчас гораздо реже приходится иметь дело с аппендицитом. Если раньше в год делалось по 100-120 операций, то теперь 25-30. Хотя бывают и необъяснимые всплески, как сейчас, когда в отделение массово поступают дети с острым аппендицитом. Зато заметно больше стало среди населения случаев заболеваний толстой кишки – полипозы, осложненный рак толстой кишки. Таких пациентов, у которых вследствие опухоли возникает острая кишечная непроходимость, в отделении оперируют по экстренным показаниям.
Со стороны работа хирургов выглядит порой как чудо, особенно если у больного было мало шансов, а он выжил и выздоровел. Но врачи считают, что чудеса здесь ни при чем.
– Чудо – это когда разрезал, посмотрел и зашил обратно, а больной вдруг взял и выздоровел. Но в нашей работе так не бывает, - говорит доктор Матвейчук. – Чтобы операция прошла успешно, нужно правильно определить показания, все запланировать. Когда хирург удалил, что надо, убедился, что кровотечения нет, что все чисто, зашил, поставил дренажи – даже супертяжелый больной будет иметь шансы на выздоровление. Плюс реанимация, послеоперационный уход.
Из-за нехватки кадров, нагрузки на врачей большие: прием в поликлинике, работа в стационарном отделении, операции, ночные дежурства, которых выпадает от девяти до 11-ти в месяц. Порой врач-хирург не покидает отделение 34-35 часов подряд. Такое положение сейчас в здравоохранении практически повсеместно. А еще «болезнью» здравоохранения, и это тоже не секрет, стало большое количество бумажной работы: отчеты, скрининги, показатели. Все это отнимает массу времени, которое хотелось бы больше посвящать больным.
И лечат, и выхаживают
Первый помощник хирурга в операционной – медсестра. Операционные медицинские сестры в ДЦГБ работают на высоком профессиональном уровне, все они имеют высшую категорию. Среди тех, кто трудится уже много лет – старшая медсестра Раиса Плохотнюк, медицинские сестры Оксана Акимова, Татьяна Коломина, Ольга Тимошенко.
В послеоперационном периоде весь восстановительный уход за больным также ложится на средний медперсонал. От медсестер навыки требуются универсальные, они ведь не только делают инъекции и ставят капельницы, но и проводят манипуляции, связанные с перевязками.
- У нас работают 15 медсестер: палатные, процедурные, перевязочные, постовые, - сообщила старшая медсестра хирургического отделения Ирина Беднюк. - Восемь из них имеют высшую квалификационную категорию. Есть и взаимозаменяемость, поскольку персонал обладает универсальными навыками и большим опытом. Медсестры добросовестно исполняют свою работу, уважают ее, быстро и беспрекословно выполняют назначения врача, а в сложной ситуации могут принять свое решение: например, если у больного шок как аллергическая реакция на препарат. Такое редко, но бывает. Девочки все ответственные, дружные, на каждую можно положиться. Ну и конечно, в нашей работе должны присутствовать доброта, сострадание. Как нас учили в медицинском училище – к каждому больному нужно относиться как к дальнему родственнику.
Среди тех, кто составляет костяк отделения – палатные медсестры Елена Мельник, Светлана Яковленко, Елена Назарчук, процедурная медсестра Валентина Колесникова, перевязочная медсестра Татьяна Коваленко. Более 50-ти лет работает в профессии медсестра Лилия Столярчук.
Про хороших медсестер пациенты обычно говорят: у нее легкая рука. Невольно задаешься вопросом: это талант или выработанная годами техника?
- Я думаю, и то, и другое: и дар, и опыт, - высказывает мнение Ирина Михайловна. – И ладно, когда инъекция внутримышечная или подкожная, это проще. Но у нас пациенты иногда и про внутривенные инъекции говорят: надо же, как иголочка вошла, я и не почувствовал. Девочки-медсестры могут венку найти, даже не включая в палате свет, настолько пальчики «набитые».
Общий трудовой стаж старшей медицинской сестры ХО Ирины Беднюк – 40 лет. И все это время – в хирургическом отделении, куда пришла сразу после окончания медицинского училища.
- Еще когда на госпрактике была, мне очень понравилось, - делится Ирина Михайловна. - Здесь такая работа кипела. Поняла, что хочу распределиться в Дальнегорск. После медицинского училища стремилась всему научиться, все посмотреть, чтобы работать качественно. Столько лет прошло, а порой в отпуске проезжаю мимо больницы, смотрю со стороны – а на сердце тепло, это моё. Мне нравятся и коллектив, и сама работа, нравится общаться с больными. Ведь недаром говорят, что слово лечит. И если бы пришлось начинать заново, я бы ничего в своей жизни не поменяла.
Не обойтись в отделении и без младшего медперсонала. Добросовестно работают, поддерживают порядок, внимательно и по-доброму относятся к больным санитарки Любовь Пономарчук, Светлана Крючкова, Светлана Костырка, сестра-хозяйка Маргарита Балаева.
Покидая хирургическое отделение, пациенты благодарят не только на словах. Благодарные отзывы они оставляют в специальной тетради, которая находится в отделении на сестринском посту.
«Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил» - гласит народная мудрость. От драматичных случайностей, от травм и болезней, действительно, никто не застрахован. Но если уж случилась беда, то пусть вам и вашим близким повезет попасть в руки профессионалов, людей в белых халатах, которые вернут здоровье и уверенность в завтрашнем дне.