Копилка профессиональных ценностей Ольги Иунихиной
7111
Лаборатория экспериментальной вирусологии ФБГНУ «Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Г.П. Сомова» – структура особая. Одно название навевает мысли о группе глубоко засекреченных ученых, занимающихся тайными спецразработками и выведением новых опасных вирусов. Хотя в реальности ситуация ровно обратная – их деятельность направлена на поиск и изучение новых эффективных противовирусных средств широкого спектра действия. Главным образом полученных из объектов морской флоры и фауны Тихого океана. Речь идет о сегодняшнем дне лаборатории, а до этого несколько десятков лет ее сотрудники занимались проблемой геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Но какие бы актуальные задачи не ставило перед НИИ государство, для старшего научного сотрудника лаборатории, к.м.н. Ольги Иунихиной эта работа неизменно в радость и удовольствие. Здесь она на своем месте и в родной знакомой стихии.
Пройдя путь от начинающего лаборанта до крупного зрелого ученого, она выступает наставником для молодых специалистов, что отражает суть социально ответственной кадровой политики института.
Пройдя путь от начинающего лаборанта до крупного зрелого ученого, она выступает наставником для молодых специалистов, что отражает суть социально ответственной кадровой политики института.
Первое знакомство с наукой
Будущий врач и ученый появилась на свет в Комсомольске-на-Амуре, родители к большой науке отношения не имели – папа всю жизнь строил самолеты на легендарном авиазаводе им. Ю.А. Гагарина, мама трудилась санитаркой в городской больнице. Как и все дети, Ольга не любила ходить в детский сад, зато обожала познавать окружающий мир на рабочем месте матери – на закрытое предприятие к отцу ее, конечно, никто не пускал. Девочка в прямом смысле выросла среди людей в белых халатах, и медицинскую стезю выбрала вполне осознанно.
- В детстве меня особенно вдохновлял большой и накрахмаленный белый колпак, который потом отменили, - улыбается Ольга Викторовна. – Когда пришла пора поступать, встал выбор из трех медицинских вузов – благовещенского, хабаровского и владивостокского. Я приняла решение в пользу последнего, т.к. в приморской столице жили родственники, и сюда я уже ездила отдыхать. К окончанию 11 класса почему-то передумала становится врачом-лечебником, поступила на медико-профилактический факультет ТГМУ. Выпустилась в 2006 году, последние годы учебы находилась под огромным впечатлением от доцента кафедры микробиологии и вирусологии, к.м.н., главного внештатного бактериолога края Раисы Диго. Это настоящий корифей приморской науки по данному направлению, крупнейший авторитет в области фундаментальных и прикладных аспектов в изучении микроорганизмов.
Как признается специалист, домой возвращаться не хотелось – уж больно малоперспективным и провинциальным выглядел родной Комсомольск на фоне бурно развивающегося Владивостока, претендующего на роль экономического и культурного центра всего Азиатско-Тихоокеанского региона. По совету однокурсника успешно поступила в аспирантуру НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Г.П. Сомова, которую совмещала с работой лаборантом-исследователем в лаборатории хантавирусных инфекций. Собеседование с научным руководителем, профессором, д.м.н. Раисой Слоновой было непродолжительным, но предельно содержательным, и сразу расставило все точки над «i».
Романтика полевой работы
- Раиса Александровна – удивительная женщина, известнейший вирусолог с мировым именем, - отдает дань уважения первому наставнику Ольга Иунихина. – Она меня сразу заинтересовала тем, что не лила воду, четко обозначила, чем я буду заниматься, спрашивала очень конкретно и по существу. - Мышей боишься? – Нет. – В поля ездить готова? – Да… Вот примерно с такого короткого диалога и начался мой путь в большую науку в этом замечательном институте и чудесном коллективе. НИИ стал для меня даже не вторым – первым домом, местом, где я смогла осуществить свои детские мечты и реализовать профессиональные амбиции. Кандидатскую диссертацию по геморрагической лихорадке с почечным синдромом защищала в Москве, затем вернулась и осталась работать в НИИ младшим научным сотрудником.
Кстати, данная тема в лаборатории хантавирусных инфекций была основной и ведущей – здесь на протяжении последних 30 лет со всех сторон и в разных аспектах изучали именно геморрагическую лихорадку с почечным синдромом. Мы имели дело как с заболевшими людьми, так и с мышами, которые переносят эту коварную инфекцию. Я много времени проводила в буквальном смысле в полях – колесила по всему Приморью, ловила и вскрывала грызунов, выделяла вирус и обосновывала его распространение воздушно-пылевым путем с разных позиций. Анализировала большие объемы полученных данных, составляла отчеты – когда, где и сколько выделяется вирусов. Экспериментальная часть моей деятельности заключалась в том, чтобы выяснить, сколько времени они могут сохраняться в окружающей среде вне клеток своего хозяина.
Полевая работа, многочисленные командировки в места обитания природных хозяев вирусов закалили характер и дух молодого ученого, приучили ее стойко переносить тяготы и лишения кочевой жизни, находить в ней особую прелесть и непередаваемую романтику. Врач-вирусолог напоминает, что на Дальнем Востоке основными источниками и переносчиками инфекции выступают полевая и восточноазиатская лесная мыши. В городах вирусным резервуаром являются обычные серые крысы, поэтому жители не застрахованы от заражения даже в собственном подъезде. По сути, весь Приморский край является природным очагом этой инфекции, вызывающей тяжелое вирусное поражение организма.
Заранее проигранная война
Через год после защиты кандидатской диссертации перспективного и грамотного специалиста пригласили в качестве ассистента преподавать на кафедре микробиологии и вирусологии.
- Преподавание и общение с молодежью требует постоянного нахождения в профессиональном тонусе, необходимо быть в курсе всех мировых новинок и тенденций в этой области, постоянно читать актуальную научную литературу и специализированные профильные издания, - подчеркивает Ольга Викторовна. – Студентам нужно давать больше, чем написано в учебниках, а еще, конечно, они предпочитают живые истории из моей богатой полевой практики сухим фактам и цифрам из научных статей и монографий. В прошлом году наша лаборатория сменила название, и соответственно, тему исследований и направление деятельности. Официально став лабораторией экспериментальной вирусологии, мы начали двигаться в русле приоритетной стратегии правительства РФ в части развития технологий здоровьесбережения за счет рационального применения лекарственных препаратов.
Сегодня наши главные усилия направлены на поиск и изучение новых эффективных противовирусных средств широкого спектра действия. Мы исследуем вещества, выделенные из гидробионтов Тихого океана, на предмет их антимикробных свойств, особенно в свете все возрастающей резистентности микроорганизмов к воздействию препаратов, которыми мы лечимся традиционно. Не они нас, а мы их все время пытаемся догнать, поэтому в своих лекциях я называю это войной, которую люди заранее проиграли. У вирусов и бактерий более быстрый цикл генетического обновления, и пока мы с вами сидим и общаемся, кишечная палочка уже вдвое увеличила свое потомство…
Нескончаемый путь познания
Новое время диктует новые требования и вызовы, на которые успешно отвечают сотрудники лаборатории экспериментальной вирусологии НИИ им. Г.П. Сомова. Благо Японское море находится практически в шаговой доступности, а налаженное тесное и продуктивное сотрудничество с профильными институтами ДВО РАН позволяет эффективно и целенаправленно решать поставленные государством задачи.
- Перспективы у этого направления достаточно широкие, исследовательский потенциал огромен, - убеждена приморский вирусолог. – Изучением лекарственной устойчивости микроорганизмов сегодня заняты многие федеральные структуры, а после пятилетнего застоя, связанного с не очень удачной реформой РАН, российская наука вновь поднимает голову и выходит на очень достойный мировой уровень. Мы, в частности, серьезно изучаем противовирусные свойства разных пигментов морских ежей. В качестве примера можно привести лекарственный препарат «Гистохром», состоящий из эхинохрома этих иглокожих и предназначенный для лечения кардиологических и глазных патологий. С почти 100-процентной вероятностью данные исследования лягут в основу моей будущей докторской диссертации. Конечно, не все пока гладко и радужно – требуется более современное лабораторное оборудование, но к нашим услугам – центры коллективного пользования ТГМУ, Института биологии моря и ДВФУ, оснащенные прогрессивными анализаторами. И руководство института в лице директора Андрея Калинина всегда идет навстречу, на уровне своих возможностей и ресурсов учитывает наши пожелания, поддерживает инициативы и начинания. Главное – все, что делается сегодня, складывается в маленькую научную копилку, из которой в перспективе могут увидеть свет большие научные открытия.
Ольга Иунихина связывать себя узами брака не спешит, но «синим чулком» от науки ее точно не назовешь – очень обаятельная, улыбчивая, со светящимися глазами она просто пока не встретила своего единственного и неповторимого спутника жизни. Зато есть любимый кот, многочисленные друзья и единомышленники из разных научных отраслей, а также собственная двухкомнатная квартира, приобретенная на льготных условиях по федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы - ее уютная домашняя гавань. Воспитывает молодую смену ученых, работает с энтузиазмом, увлеченно и много, но без ортодоксального фанатизма – любит и умеет отдыхать, с удовольствием проводит свободное время в фитнесс-зале и на живописных морских побережьях. Еще одна отдушина – книги. Нет, не научная литература, от которой в отпуске старается держаться подальше, а хорошая добротная классика: бальзам на душу, пища для ума и сердца. И личная копилка профессиональных ценностей Ольги Иунихиной с каждым новым днем пополняется новыми идеями, смыслами и достижениями, которые ведут врача и ученого по нескончаемому пути познания и самосовершенствования.