Пациенты как на ладони

3388
К концу 2019 года в России планируют запустить систему единой диспетчеризации. По задумке Министерства здравоохранения РФ, в каждом регионе страны будет создан оперативный центр, где в режиме онлайн отразится ситуация, связанная с оказанием медицинской помощи. Предполагается, что это сделает работу «скорой» более оперативной, эффективной и прозрачной. Главное, для чего затевается проект, - сократить время прибытия к пациентам, грамотно и в короткий срок решить вопрос с маршрутизацией, спасти и продлить жизнь человеку. Единая диспетчерская служба объединит на территории скорую медицинскую помощь и санитарную авиацию, которая часто требуется жителям отдалённых районов.

Пилотные проекты единой диспетчеризации уже работают в Москве, Санкт-Петербурге и Туле. О том, как готовятся к переходу на новую прогрессивную систему в Приморье, корр. портала VladMedicina.ru рассказали специалисты КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока».
 
Требуются вертолеты
 
Северный поселок Агзу Приморского края. Добраться в этот отдаленный уголок можно лишь двумя способами - по своенравному течению реки Самарги и вертолетом. Районная поликлиника и больница находятся на «большой земле», в посёлке Терней. В самом Агзу - фельдшерско-акушерский пункт. А теперь представим вполне житейскую ситуацию: у местного жителя случился инфаркт. Есть ли шанс его спасти? Часто при оказании помощи пациентам из далёкой глубинки возникает множество препятствий. Во-первых, это транспортная составляющая. Специально приспособленный для медицинских целей воздушный транспорт находится в ведении КГКУЗ «Территориальный центр медицины катастроф».

Елена Пшенникова, Олег Сорокин, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
 - ТЦМК выполняет задачи, связанные с оказанием консультативной помощи медицинским учреждениям края, - объясняет и.о. главного врача Станции скорой медицинской помощи г. Владивостока Олег Сорокин. -  Осуществляет медицинскую эвакуацию пациентов в региональные сосудистые центры и травматологический центр третьего уровня, в том числе и с использованием санитарной авиации. Скорая помощь является внештатным формированием центра медицины катастроф, мы совместно отрабатываем навыки оказания экстренной помощи при ДТП с большим числом пострадавших, чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, где есть угроза жизни людей.
 
В рамках проведения мероприятий по единой диспетчеризации в Приморье отрабатываются вопросы объединения скорой медицинской помощи и ТЦМК в единое информационное пространство. Создание этой системы позволит оперативно получать информацию о пациентах, нуждающихся в эвакуации в региональные центры оказания медицинской помощи.
 
- Мы стремимся к тому, чтобы сократить время прибытия бригады «скорой» на место вызова, а пациентов, которым требуется эвакуация, сразу направить в лечебное учреждение по правильному маршруту, - включается в разговор начальник оперативного отдела КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока» Елена Пшенникова. - В тот стационар, где ему гарантированно помогут, спасут жизнь, не доведут до инвалидности.
 
Для реализации идеи планируется создать единый центр контроля и управления, где будет собрана информация по всему краю. Диспетчеры будут видеть на мониторе полную картину происходящего в системе оказания скорой медицинской помощи региона.
 
Первые шаги сделаны
 
В Приморском крае во всех станциях и отделениях скорой медицинской (всего 31 учреждение) установлено единое программное обеспечение СПО «ИСТОК-СМ», позволяющее принимать и регистрировать вызовы бригад СМП в единой системе.

Во Владивостоке отработано взаимодействие «скорой» с медучреждениями первичного звена, оказывающими неотложную медицинскую помощь (НМП). Неотложные вызовы, поступающие в диспетчерскую СМП, в электронном формате по единой системе передаются на исполнение в поликлиники по месту нахождения пациента. Эта система работает больше года и показала хорошие результаты. Бригада НМП поликлиники приезжает к пациенту и оказывает необходимую помощь, в результате заболевший сразу попадает в поле внимания участковой службы ЛПУ.

Елена Пшенникова, Олег Сорокин, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
Другая часть информационного взаимодействия скорой медицинской помощи и стационаров находится в процессе отработки и в ближайшее время начнёт фукционировать в пилотном режиме со стационарами, оказывающими медицинскую помощь при остром коронарном синдроме и острых нарушениях мозгового кровообращения.
 
 - Если раньше в больницах не знали, что к ним везут пациентов на «скорой», то сейчас медицинский работник бригады СМП в единой системе отправляет данные в стационар, а это позволяет предварительно подготовиться к приёму пациента, - говорит Олег Сорокин. - На электронной карте врачи больницы в режиме онлайн видят - через какое время он будет доставлен.
 
В ближайших планах - объединение всех учреждений стационарного профиля, работающих со скорой медицинской помощью на территории Владивостока, в единую информационную систему на базе СПО «ИСТОК-СМ».
 
Без промедления
 
Создание системы единой диспетчеризации скорой медицинской помощи позволит перейти к следующему важному этапу развития. Данные о пациентах можно будет хранить в единой информационной базе. Получать информацию в режиме реального времени иногда очень важно. Допустим, приехавшая на вызов бригада «скорой» сняла электрокардиограмму человеку, а сравнить не с чем. Ему в помощь - электронная карточка из базы данных, где хранятся ранние исследования ЭКГ этого пациента. Для возможности такого обмена информацией, нужна защищённая единая система обмена данными.
 
- Уже сегодня каждое учреждение, оказывающее скорую медицинскую помощь в крае с использованием навигационной системы ГЛОНАСС, в режиме реального времени видит местоположение своих бригад, - отмечает Олег Сорокин. - Оператор линии «03», которому дозванивается пациент, заводит электронную карту с указанием адреса вызова, данных о человеке и сути обращения за скорой медицинской помощью. По мере выполнения вызова вносится информация о времени направления бригады СМП, ее прибытии к месту вызова, принятии решения о транспортировке в стационар, времени начала движения и доставки в больницу. Всё по минутам. В г. Владивостоке реализовано решение, в котором все временные параметры исполнения вызова фиксируются электронной системой СПО «ИСТОК-СМ» на базе данных системы позиционирования ГЛОНАСС.
 
Использование системы единой диспетчеризации скорой медицинской помощи Приморья позволит увидеть обстановку и объём работы бригад СМП по краю в каждый момент времени. Как только появится пациент, нуждающийся в дополнительных видах медицинской помощи или в медицинской эвакуации авиационным транспортом, эта информация будет сразу доступна в системе, и решение можно принимать по факту. Сложные вызовы «скорой» планируется держать на едином контроле.
 
- По статистике, в большинстве случаев, когда пациенты находятся на грани жизни и смерти, это ситуации связанные с сердечно-сосудистыми заболеваниями, инсультами и тяжелыми травмами, - добавляетЕлена Пшенникова. - Медлить нельзя. Допустим, у человека произошёл такой случай и ему требуется специализированная медицинская помощь. Задача диспетчерского центра - организовать своевременную доставку пациента, учитывая все детали.
 
Сегодня каждая станция скорой помощи Приморья работает обособленно, сложные ситуации, связанные со срочной транспортировкой больных, обсуждаются по телефону иногда на уровне департамента здравоохранения. Сколько драгоценного времени при этом теряется!
 
- Единая диспетчерская служба скорой медицинской помощи Приморского края поможет выявить наиболее проблемные районы, - уверена начальник оперативного отдела ССМП Владивостока. - Чтобы люди из любого уголка Приморья могли дозвониться до ближайшей «скорой», и ни один звонок не потерялся. По сути, к единой диспетчеризации мы шли в Приморье все эти годы.
 
Ясно, что ответственность на специалистов ЕДС СМП будет возложена колоссальная. Безусловно, они должны иметь медицинское образование, иметь навыки консультирования, диагностики, знания по логистике.
 
Пока пилотные проекты единой диспетчерской скорой медицинской помощи работают в нескольких регионах страны. По словам Елены Пшенниковой, перенимавшей опыт коллег, идеальной модели нет, поэтому Приморью предстоит выработать свои тактику и стратегию на месте, учитывая региональную специфику.
 


  Рейтинг: 5, Голосов: 6



Поделиться
3388
Личный кабинет