На острие информационных технологий
8588
ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» во Владивостоке непрерывно совершенствует работу подразделений по всем направлениям. Внедрение передовых IT – важный аспект деятельности медучреждения. Заместитель главного врача по развитию информационных систем (ИС) Павел Дьяченко начинал работу в КНД в 2003 году инженером-программистом. Он практически стоял у истоков информатизации ЛПУ, принимал участие в разработке и адаптации ИС как в диспансере, так и в кабинетах районных наркологов Приморья. В интервью порталу VladMedicina.ru специалист рассказал о применяемых сегодня в медучреждении IT и озвучил дальнейшие планы по внедрению качественных информационных продуктов в рабочий процесс.
Формирование единого информационного пространства
- Павел Анатольевич, расскажите об истории становления и нынешнем состоянии информатизации Краевого наркологического диспансера?
- Внедрение информационных технологий и систем имеет в учреждении довольно большую историю. Формирование и наполнение базы данных производится с начала 2000-х годов. Начиналось все, конечно, с инициативы главного врача. Разработка велась, как говорится, снизу, собственными силами, да и на тот период не было готовых решений. Бюджетных средств на развитие не выделялось. В развитии программы принимали активное участие как заведующие отделений учреждения, так и врачи.
- Внедрение информационных технологий и систем имеет в учреждении довольно большую историю. Формирование и наполнение базы данных производится с начала 2000-х годов. Начиналось все, конечно, с инициативы главного врача. Разработка велась, как говорится, снизу, собственными силами, да и на тот период не было готовых решений. Бюджетных средств на развитие не выделялось. В развитии программы принимали активное участие как заведующие отделений учреждения, так и врачи.
Возможно, со стороны может показаться, что данный подход не выглядел профессиональным, поскольку не было поставлено конкретных технических условий, не сформировано внятного технического задания. Но здесь есть очевидные положительные стороны. Во-первых, работа велась в тесном взаимодействии с пользователями данной системы, что позволяло практически на этапе разработки отбросить наименее выгодные или неудачные варианты и выявить для дальнейшего развития более удачные решения. В процесс был вовлечен и средний медперсонал, что в целом повышало уровень компьютерной грамотности сотрудников, подготавливалась почва для внедрения продвинутых технологий, ломались стереотипы, устоявшиеся в медицине.
ГБУЗ «КНД» - одно из пионеров в крае среди медучреждений, внедривших в рабочий процесс оформление карты в электронном виде. Сейчас даже сложно представить работу без применения современной техники, так как уже само понятие рабочее место врача/медсестры амбулатории и стационара подразумевает наличие компьютера и принтера. Конечно, от бумажного варианта медицинской документации отказаться пока нельзя, но в учреждении практически полностью искоренен рукописный принцип работы.
На тот момент задачи стояли сложные – обслуживание по профилактическим осмотрам и лечебным случаям до 500 посещений в день. Со стороны сотрудников, помимо прочего, требовалась подготовка ответов на запросы различных ведомств (отделы полиции, прокуратура, суды и пр.). Каждого пациента необходимо было проверить по базе, ввести его данные, выдать нужный бланк. Немыслимо все это решать старым способом с применением бумажной картотеки. Ко всему еще добавлялось поддержание работы кабинетов медосвидетельствования водителей, органов наркоконтроля, круглосуточных постов приемного отделения.
- Какие мероприятия были разработаны в целях повышения доступности оказания наркологической помощи на территории края?
- Во исполнение пункта «д» указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и протокола решения Антинаркотической комиссии Приморского края от 21 марта 2013 года №22 был разработан план мероприятий, ориентированных на создание единой системы наркопомощи в крае. Внедрениеэтого информационного продукта позволит:
- повысить оперативность информационного взаимодействия специалистов наркологической службы Приморского края;
- получать оперативную статистическую информацию о процессах медицинской реабилитации наркологических больных на территории края;
- привести в соответствие с текущим законодательством и к единому стандарту всех форм и бланков медицинской документации и отчетности, используемых в учреждении;
- сформировать гибкую систему управления краевой наркологической службой.
Следует отметить, что жителям Приморья это даст очевидные преимущества. Для иногородних граждан, проходящих наркологические осмотры в рамках медкомиссий, плюсом станет отсутствие необходимости делать запрос по месту прописки. То есть человек без ожидания (которое может затянуться на более чем две недели), сразу получает услугу. Очевидная польза и для пациентов КНД. Информация о лицах, направленных на госпитализацию из района, будет доступна в принимающем стационаре, а это контроль свободных мест и регулирование очереди на госпитализацию.
Направления на лабораторные исследования из районных кабинетов (несколько сотен в месяц) также будут обрабатываться оперативнее, результат будет доступен в системе онлайн сразу по мере готовности.
В качестве основной информационной системы было принято решение использовать уже имеющуюся в краевом диспансере ИС, так как программа содержит актуальные сведения о пациентах, состоящих на наблюдении. В целях соблюдения законодательства в сфере обработки и передачи персональных данных требовалось организовать информационный обмен на базе защищенной сети. Для реализации поставленной задачи из бюджета края были выделены целевые средства, в том числе направленные на модернизацию серверной инфраструктуры и построение сети на основе широко применяемой в регионе VipNet. На полученные средства была модернизирована серверная инфраструктура, закуплено и введено в строй необходимое оборудование, криптошлюзы.
Поскольку кабинеты при районных больницах не входят в состав структурных подразделений краевого диспансера, требовалось получение лицензии ФСБ на осуществление обмена с ними шифровальных (криптографических) средств. Для выполнения требований были обучены специалисты, проведено дооснащение программно-техническими средствами, и на сегодня учреждение обладает данной лицензией, что позволяет подключать к системе не только районы Приморья, но и учреждения любого субъекта РФ.
В течение 2018-2019 г. были завершены мероприятия по настройке и подключению к информационной системе городов - Владивосток, Артем, Находка, Дальнегорск, Спасск-Дальний, Лесозаводск, Партизанск, а также Хасанского, Пограничного, Хорольского, Черниговского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Лазовского, Надеждинского, Красноармейского, Шкотовского, Октябрьского и Михайловского муниципальных районов.
К 2021 году планируется подключить остальные территории Приморья. К сожалению, во многих районах сохраняется нехватка профильных специалистов, а также отсутствует соответствующее оснащение рабочими местами.
Приблизить медпомощь к населению
- Что представляет собой ИС и каковы ее возможности?
- Программа предназначена для сбора и концентрации в единой базе данные обо всех пациентах, находящихся на диспансерном наблюдении края, а также лицах, состоящих в группе риска по наркологическим заболеваниям. Цель программы – доступ к актуальной информации о состоянии, местонахождении пациента, его наркологическом маршруте, упрощение отслеживания граждан, которым назначено прохождение обязательного лечения по суду. Для обратившихся с целью прохождения наркологического медосмотра, это возможность без дополнительного запроса по месту прописки, сроки ответа на который могут достигать одного месяца, получить услугу в тот же день.
Предполагается, что к этой системе будут подключены все наркологические кабинеты края, наркологи на местах будут иметь круглосуточный доступ к достоверной информации. Учреждением, курирующим все данные, будет выступать Краевой наркологический диспансер Приморья. Система позволяет получить полную информацию о пациенте, с момента его первого обращения в ГБУЗ «КНД» и до дня фактического снятия его с наблюдения.
В чем суть работы программы? Как только пациент поступает в стационар или проходит медицинское освидетельствование на состояние опьянения, сведения о нем заносятся в единую электронную базу данных. С этого момента в его персональной амбулаторной онлайн-карте фиксируются диагнозы, видны абсолютно все этапы лечения, проведенные манипуляции, назначения препаратов.
В электронный документ заносятся результаты проведенных диагностических и лабораторных исследований, в том числе подробная информация о том, в каком объеме пациенту оказана консультативная, амбулаторная, лечебно-диагностическая и социально-психологическая помощь. Учетная информация будет регистрироваться в системе на протяжении всего времени, пока человек находится под наркологическим наблюдением.
- Какие достигнуты результаты в настоящее время?
- Основная цель на сегодня - закончить внедрение ИС в районных ЛПУ края. Но уже благодаря внедренной и развиваемой ИС, все подразделения ГБУЗ «КНД» (амбулаторное отделение, кабинеты медосмотров и медосвидетельствования, стационар (в т.ч. дневной), кабинеты профилактики и обслуживания детского населения, лаборатория), а также кабинеты наркологов районных ЛПУ, имеют доступ к единой электронной карте больного и могут работать с ней совместно - вдеть актуальную информацию и участвовать в ее обновлении. Пациент не потеряется и сможет своевременно получить помощь. Граждане могут получить услугу медосмотра без длительных ожиданий.
Администрация и главный врач Краевого наркологического диспансера Аркадий Юхименко. стремятся сделать более доступным получение услуг. В связи с этим расширен перечень видов проводимых медосмотров в других подразделениях ЛПУ во Владивостоке, расположенным по адресам: пр-т 40-лет ВЛКСМ, 19; ул. Успенского, 72. Действуют дополнительные кабинеты медосмотров в поликлинике №1 на Комсомольской, МЦ «Асклепий» на Гамарника и в планах открыть еще в нескольких учреждениях столицы Приморья и в других городах региона - Артеме, Находке.
Активно внедряется в КНД система управления электронной очередью, особенно это актуально для загруженного большим количеством посетителей, основного отделения по адресу: ул. Станюковича, 53. Как известно, моральный износ компьютерной техники происходит быстрее физического. Применительно к информационным системам это устаревание происходит еще стремительнее. Срок жизни программного обеспечения исчисляется не десятилетиями, а годами. Мы стараемся не упускать этот факт из внимания. Поэтому в ближайшей перспективе планируется постепенное обновление и перевод системы на более современную платформу.