Когда порядок бьет стереотипы

3401
Жалобы на очереди, дефицит талонов к узким специалистам, забитые пациентами с утра холлы поликлиник - картина знакомая каждому муниципалитету Приморья. Как с этим справляться? Опыт Михайловского района – одного из самых протяженных и больших по количеству населенных пунктов в крае – показывает, что в одночасье ситуацию не исправить, но определенных успехов медики в этом вопросе добились. Здесь используют эффективную форму работы, когда руководство администрации и думы, руководители учреждений и ведомств, проводят серию информационных встреч с жителями территории и обсуждают то, что предстоит сделать.
 
В марте 2018 г. во многих населенных пунктах остро стоял вопрос записи к врачу, причем чем дальше от райцентра, тем острее. Однако в этом году таких вопросов у жителей территории практически не возникало. За счет чего за столь короткий срок удалось упорядочить процесс и добиться доступности получения медпомощи, в интервью порталу VladMedicina рассказала заместитель главного врача КГБУЗ «Михайловская центральная районная больница» Приморского края по медицинскому обслуживанию населения Татьяна Виштак.

Михайловская центральная районная больница, Михайловская ЦРБ, Татьяна Виштак, ФАП
 
Новые возможности
 
- За три года у нас сложилась новая административная команда, которая задействовала все возможные ресурсы для повышения качества оказанных медуслуг жителям территории и, главное, доступности, - отмечает Татьяна Анатольевна. - И сейчас порой трудно бывает попасть на прием к терапевту, но исключительно по причине того, что врачей не хватает. А раньше это было практически невозможно. Живая очередь состояла из людей, которые приезжали их всех сел района, и между автобусами старались попасть к доктору. Эту ситуацию нам удалось исправить и прием к врачам упорядочить. Сейчас записаться можно через Интернет или через инфомат, который установлен в фойе поликлиники. Пациент сможет самостоятельно выбрать удобное для него время посещения того или иного специалиста. У человека есть возможность записи по телефону. В регистратуре есть несколько номеров, и жители отдаленных поселений всегда могут дозвониться.
 
Широко используем возможности фельдшеров. Когда человек обращается в ФАП по месту жительства, при необходимости заведующий медпунктом связывается или с регистратурой, или с врачом напрямую, чтобы обеспечить взаимодействие основной поликлиники, где сосредоточены все специалисты. Нам удалось упорядочить и организовать поток остро нуждающихся и просто нуждающихся пациентов в условиях поликлиники. Эта не та единая очередь, когда со всего района скапливались люди. Сейчас все фиксируется талонами с указанием даты, времени приема. 
 
Жители не сразу приняли эту систему, им надо было обязательно попадать к врачу день в день. Этот стереотип живуч и сейчас. Но мы из месяца в месяц объясняем и доказываем необходимость таких мер, и сейчас по утрам если и бывает очередь в регистратуре, то только из экстренных больных или тех, кто пришел на профилактический осмотр по направлению работодателя.
 
- Как повлияло на ситуацию кабинета доврачебного приема?
 
- Это не наше ноу-хау, а довольно распространенное управленческое решение, но мы ввели его в поликлинике полтора года назад. В условиях дефицита специалистов, когда талонов уже нет, если человек приходит в регистратуру и говорит, что ему плохо, то его обязательно примут медсестра или  в доврачебном кабинете, и при необходимости за руку отведут на прием к специалисту по нужному профилю. Таких больных принимаем безотлагательно. Кроме того у нас еще определено два места, где людям оказывается неотложная помощь. Это у врача дневного стационара, и у кардиолога, которые также имеют сертификаты терапевта и тоже принимают пациентов, нуждающихся в неотложной медицинской помощи.
 
Разные звенья одной цепи
 
- Какова роль фельдшерско-акушерских пунктов в организации приема населения?
 
- Я бы сказала, что первостепенная. Если раньше они выполняли довольно узкие функции, занимаясь в основном профилактикой в пределах своих поселений и выполнением рекомендаций врачей для жителей, то сейчас в условиях дефицита врачей, ФАПы стали важным звеном первичного приема жителей.  В нашем районе применяются и новаторские методы работы фельдшеров. К примеру, он собирает у себя группу из 24 человек на диспансеризацию, звонит в поликлинику и говорит, что нужен терапевт.  С одной стороны, собрать на профосмотр людей непросто, но когда они узнают, что будет терапевт, к которому не надо записываться и ехать в райцентр, то с удовольствием приходят. С приема врача поликлиники мы не снимем, поэтому в такой работе участвую и я и другие заместители, у которых есть сертификаты терапевтов. По результатам медосмотра мы решаем, куда людей отправлять дальше, если выявляются признаки заболеваний. Кого к маммологу, кого к кардиологу на дополнительное обследование. Так что сейчас ФАПы - наша правая рука в организации первичного приема, что очень важно при ограниченном ресурсе врачей. 
 
- Как обстоят дела в больницах в Ивановке и Новошахтинске?
 
- Ивановская больница  – сейчас наше самое слабое звено. Там у нас не стабильно с врачами - нет педиатра и терапевта. Там работала семейная пара. Муж хирург и главврач, жена – педиатр. Сейчас супруга заболела, и работать дальше не может. Раз в неделю организовали выездной прием терапевта, остальное население едет в поликлинику в райцентр. С другой стороны, в Ивановском поселении работает акушер, все беременные у него наблюдаются. Там же открыт смотровой кабинет для женщин и для мужчин. Кроме того, в Ивановке есть кабинет неотложной помощи, где работает фельдшер СМП, который в течение суток оказывает неотложную помощь жителям всего поселения. Хоть и наблюдается дефицит врачей, мы не забываем о техническом оснащении. В Ивановской больнице мы открыли процедурный кабинет, обучили медсестру. Планируем поставить флюрограф, что важно для отдаленного от райцентра поселения.
 
В последние годы ходит очень много слухов относительно будущего больницы, поэтому, пользуясь случаем, хочу подчеркнуть, что планов по её закрытию не было, нет и не может быть. Коллектив работает ровно и стабильно с новым руководителем. В Новошахтинске из трех необходимых врачей работают два, открыт кабинет доврачебной помощи, планируется открытие смотрового кабинета, одной из функций которого будет диагностики рака на ранних стадиях. Это вторая причина смертности после болезней органов кровообращения, и нам важно, чтобы работа была эффективной.
 
- Насколько известно, вы ведете и большую информационную работу в этом направлении. Какие ресурсы для этого задействованы?
 
- Все, помогающие донести до населения наши инициативы. Районная газета, наш сайт, социальные сети. Но самое главное - это непосредственный контакт с жителями. Администрация нашей больницы часто выезжает в поселения и на местах проводим собрания и рассказываем людям о всех способах, как попасть к врачу, проводим дни открытых дверей непосредственно в больнице, где обсуждаем предложения михайловцев. Постепенно ситуация упорядочилась, а с приходом новых специалистов, а рано или поздно это обязательно случится, повысится не только доступность, но качество медицинских услуг во всех подразделениях нашего учреждения.




  Рейтинг: 3.67, Голосов: 6



Поделиться
3401
Личный кабинет