Вылечить нельзя, но можно реабилитировать
26818
Медицина считает алкоголизм и наркоманию неизлечимыми болезнями. Но при этом вполне возможно их обуздать, научившись обходиться в жизни без психоактивных веществ. Специалисты наркологического отделения ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №2» в Спасске-Дальнем Приморского края помогают своим больным бороться с пагубным пристрастием путём вовлечения пациентов в программу реабилитации алко- и наркозависимых граждан.
О том, каких успехов достигло ЛПУ в этом направлении, и какие проблемы мешают добиться большего, специалисты медучреждения рассказали корр. портала VladMedicina.ru.
О том, каких успехов достигло ЛПУ в этом направлении, и какие проблемы мешают добиться большего, специалисты медучреждения рассказали корр. портала VladMedicina.ru.
По-прежнему актуальны
Врач высшей категории, человек с огромным профессиональным опытом Александр Геня заведует наркологическим отделением ГБУЗ «КПБ №2» уже более 25 лет. Свою трудовую деятельность он начал в 1985 году в наркологическом отделении Спасской городской больницы, где проходил интернатуру. После неё по распределению работал в Лечебно-трудовом профилактории №2.
- Существовала такая форма перевоспитания пьяниц, - вспоминает Александр Борисович. - Только в нашем городе тогда было два ЛТП. По решению суда в советское время туда направляли людей с алкогольной зависимостью на срок от шести месяцев до двух лет. Попасть в лечебно-трудовой профилакторий могли те, кто злостно не желал лечиться от зависимости, вёл асоциальный образ жизни, нарушал общественный порядок. В 90-х годах в свете демократических перемен и борьбы за права человека ЛТП упразднили, и какое-то время алкозависимыми гражданами государство не занималось.
К счастью для Спасска, ещё в 1987 году по инициативе Александра Бехтера (ныне он - депутат Законодательного собрания Приморского края) здесь открылся Межрайонный наркологический диспансер. В последствии это учреждение не раз реорганизовывалось для повышения эффективности в решении задач по предоставлению гражданам специализированной помощи. Сегодня это Краевая психиатрическая больница №2.
Прошли годы, десятилетия, а подобные услуги по-прежнему актуальны, в том числе и наркологическая помощь.
- Отделение рассчитано на 55 коек, которые у нас никогда не пустуют, - сообщил заместитель главного врача по клинико-экспертной работе КПБ №2 Константин Акулов, - Бывают сезонные всплески, обычно это холодное время года, когда мест в палатах не хватает. Летом число пациентов немного снижается.
Ехал, пил, очнулся в больнице
Зона обслуживания наркологического отделения больницы довольно обширна. Помимо Спасска и Спасского района в неё входят города Дальнереченск, Лесозаводск, Арсеньев с прилегающими территориями, а также Черниговский, Кировский и Яковлевский районы.
- Основных путей поступления граждан к нам на лечение несколько, - говорит заведующий отделением. - Первый - это самостоятельное обращение больных за помощью. Другой, когда их в состоянии алкогольного психоза привозят на скорой помощи. Бывают и спорадические случаи: человек ехал поездом на заработки, всю дорогу злоупотреблял алкоголем. Допился «до чёртиков», в результате высадили в Спасске. Нам доставляли пациентов с алкогольным психозом с хабаровской, красноярской пропиской и из других отделённых населённых пунктов.
Учитывая их тяжёлое состояние и угрозу, которую они представляли для себя и окружающих, в помощи им не отказывали. Но если лечь в отделение собирается пациент из входящих в зону обслуживания соседних территорий, для этого потребуется направление от врача-нарколога по месту жительства.
И это не чья-то прихоть и не излишние бюрократические препоны.
- Суть нашей работы не только в том, чтоб облегчить страдания больных путём снятия у них алкогольной или наркотической интоксикации. За время лечения мы формируем у пациентов настрой на последующую реабилитацию, - объясняет доктор Геня. - После этого мотивированный больной обязательно должен попасть под наблюдение своего врача-нарколога.
От стационара к амбулатории
С местными пациентами, которых в отделении большинство, всё именно так и происходит. Ещё на этапе стационарного лечения с ними проводит работу клинический психолог Светлана Катарова. Каждому больному обязательно предлагается заключить с больницей контракт на реабилитацию.
- Нельзя сказать, что они легко соглашаются, - делится специалист. -Зависимость от психоактивных веществ - болезнь с ярко выраженной анозогнози́ей - отсутствием критической оценки больными своего заболевания. Что угодно придумывают, чтоб оправдать себя. Говорят: отравился, подмешали таблеток, выпил палёной водки. И никак не хотят признать, что пережитая ими белая горячка - результат глубокого, продолжительного запоя.
После стационара, где больных с зависимостью хорошо пролечили, пациенты чувствуют себя вполне здоровыми. В этот момент им кажется, что и с зависимостью они распрощались тоже.
- К сожалению, в нашей практике полного выздоровления не бывает, - отмечает психолог. - Как, впрочем, и при других заболеваниях. Если с кем-то случится гипертонический криз, это значит, что ему придется теперь всё время следить за давлением, хоть болезнь его не тревожит. Так и с зависимостью. Может начаться бессонница, возникнуть тревога, развиться депрессия - всё это признаки вновь обострившегося влечения к психоактивному веществу.
Это очень тяжёлое состояние, и срыв, как правило, неизбежен, поясняет доктор. Подтолкнуть к нему могут и сложные жизненные обстоятельства: отсутствие работы, семейные неурядицы. Тут-то и вспомнится, что раньше возникшее напряжение легко снималось алкоголем или наркотиками.
- Задача психолога - подвести человека к тому, чтобы он осознал реальные причины своего положения, объяснить, как на самом деле, он дошел до него, постепенно снимать и разрушить все придуманные им защиты, добиться того, чтоб он сам захотел повести решительную борьбу с недугом. Без этого никакие усилия врачей, даже самые колоссальные, не дадут эффекта, - считает Светлана Катарова.
Несколько лет назад на базе наркологического отделения КПБ №2 была создана группа поддержки пациентов, которые прошли здесь стационарное лечение. Основная цель - научить их жить без психоактивных веществ и вернуть в социум.
Участие в программе реабилитации способствует предотвращению рецидива. Пациент продолжает находиться на связи с врачами, которые ему помогли в стационаре. Теперь их встречи проходят амбулаторно в отделении или на базе наркологического кабинета, расположенного в центре города Спасска по адресу: ул. Советская, 94). Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. План посещения оговаривается заранее, но если у бывшего пациента вдруг возникнет кризисная ситуация, он может получить психологическую и медикаментозную поддержку тогда, когда в ней нуждается.
Российские парадоксы
Обращаться за консультативной помощью в стационар наркологического отделения больницы или в наркологический кабинет могут все граждане, кто почувствует в этом необходимость.
- Это вовсе не означает, что страдающий зависимостью человек будет тут же поставлен на учёт, а затем о его проблемах узнает весь город. Врачебную тайну ещё никто не отменял, - подчеркивает Константин Акулов, куратор амбулаторной группы реабилитации.
Константин Борисович напоминает, что в западных странах принимать помощь специалистов наркологического профиля - признак хорошего тона. Там не стыдно сказать, что ты состоишь, к примеру, в обществе анонимных алкоголиков. У нас другой менталитет: компрометировать себя в пьяном виде в общественном месте - не стыдно. А признать, что ты болен, и лечиться от этого недуга, почему-то зазорно, неловко, не комильфо.
Парадокс!
Социальная помощь
Наряду с лекарственной и психологической помощью, пациенты в наркологическом отделении получают и социальную. Эти функции возложены на специалиста по социальной работе Анну Лушину.
Объём решаемых ею вопросов столь же велик, как и список инстанций, с которыми ей приходится взаимодействовать. Это полиция, инспекция по делам несовершеннолетних, органы опеки, пенсионный фонд, центр занятости, МФЦ.
- Нам приходится восстанавливать пациентам их документы, которые либо утеряны, либо украдены, либо находятся у кого-то в залоге. Раньше этот процесс занимал много времени, но с появление МФЦ он ускорился. Ещё одно направление — помощь в постановке на учёт в Центре занятости. Даже с банками приходится работать, сообщать, к примеру, что их клиент в настоящее время лечится, а не скрывается от уплаты кредита, - рассказывает соцработник.
В последнее время у Анны много забот со страдающими алкогольной зависимостью неблагополучными мамами. Лечение в стационаре длительное - 45-60 суток. За это время дома может возникнуть много разных проблем, в том числе и с детьми.
Почти у всех проходящих лечение женщин есть стабильный доход в виде детских пособий. Когда нужно что-то купить ребёнку, мамы прямо в стационаре пишут доверенность на имя социального работника, чтобы она сделала необходимые приобретения.
Однажды вместе с органами опеки Анна Геннадьевна покупала детскую мебель и обставляла ею жилище одной многодетной семьи, в котором ничего не указывало на то, что в доме есть дети. Очень горько осознавать, что средства, отпущенные государством на детей, родители пропивают.
Приобретать по доверенности одежду, бельё и предметы личной гигиены нередко приходится и для самих больных, попадающих в стационар в непотребном виде.
Работает Анна Лушина не только с пациентами, но и их родственниками. Приближается выплата пенсий, детских пособий, и у стационара выстраивается очередь: тёти, дяди, сожители, соседи - все хотят от своих больных какие-то деньги. Приходится разбираться, насколько их претензии обоснованы.
Кадровый голод
У каждого вида деятельности существует свой показатель качества. Есть такой и для службы наркологической помощи.
- У нас это - ремиссия. Чем она длительней у пациента, тем показатель лучше. Ремиссия отслеживается в наркологическом кабинете, - поясняет заведующий отделением. - Качество нашей работы определяется и по повторной госпитализации пациентов в течение года. Есть пороговые цифры, превышение которых говорит о плохой работе.
В 2016-м году в отделение повторно пришло 57 человек из 379 поступивших, в 2018-м - 47 на 372 пациента. На уровне края это очень приемлемый результат. Он покажется ещё значительней, если учесть, что сегодня наркологическое отделение испытывает дефицит врачебного медицинского персонала. По нормам вместе с заведующим здесь должны работать два психолога и шесть врачей. В реальности только один психолог и два врача, включая заведующего.
- Один врач, будь он хоть семи пядей во лбу, шестерых не заменит, - констатирует Александр Геня. - Если бы кадры были укомплектованы, эффект от работы по лечению и реабилитации больных был бы ещё внушительней.
Но вот беда, не хотят молодые специалисты ехать сюда работать. Выход из положения заведующий наркологическим отделением видит в поиске и применении более действенных рычагов мотивации для такого выбора со стороны федеральных, региональных и местных властей.