Счастливая жизнь для необычных деток

2533
С апреля 2019 года в Детском оздоровительном реабилитационном центре «Лео», работающим совместно с Приморским институтом вертеброневрологии и мануальной медицины, открылась комната сенсорной интеграции (СИ), где проводятся бесплатные занятия для детей с особенностями развития: синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, аутизмом и ДЦП, и др. Сенсорная интеграция предлагает новое понимание причин поведенческих нарушений ребенка и знакомит с разными стратегиями повышения концентрации внимания, мотивации и коммуникации.
 
При реализации проекта«Мир без ограничений»в комнате сенсорной интеграции в реабилитации детей с особенностями развития» используются средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта президента РФ на развитие гражданского общества, представленного Фондом президентских грантов (договор № 18-2-009110), а также субсидия из краевого бюджета от департамента внутренней политики администрации Приморья.

О том, что такое сенсорная интеграции, и как она помогает особенным деткам адаптироваться в сегодняшнем сложном мире, корр. портала VladMedicina.ru рассказала руководитель АНО «Детский оздоровительный реабилитационный центр «Лео» Ольга Богушева.

Анатолий Беляев, Детский оздоровительный реабилитационный центр Лео, Ольга Богушева, Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины, реабилитация
 
Всё как было в нашем детстве
 
Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, вестибулярную и проприоцептивную.
 
- Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью, - поясняет Ольга Сергеевна. - Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Ежесекундно огромное количество сенсорных импульсов передаются от внешних и внутренних органов к мозгу еще до момента появления малыша на свет, а после рождения их количество возрастает во много раз.
 
Если ребенок рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды - его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться - то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
 
- Ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром, - подчёркивает специалист. - Копаться с утра до вечера в песочнице, лазать по деревьям, играть со сверстниками в «казаков-разбойников», «прыгалки-резиночки» и другие активные игры. Шлепать босиком по грязи и лужам, набивать шишки и ссадины… Все это было в нашем детстве, детстве наших родителей, бабушек и дедушек.И это то, чего катастрофически не хватает современным детям.
 
Именно отсюда - рост как снежный ком проблем со вниманием и обучением у школьников. Моторная неловкость, быстрая истощаемость нервной системы, эмоциональная неустойчивость…
 
Дети неправильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.

Анатолий Беляев, Детский оздоровительный реабилитационный центр Лео, Ольга Богушева, Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины, реабилитация
 
- Сенсорная интеграция- это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта, - говорит Ольга Богушева. - Того самого опыта, который не дает им среда современного социума.СИ – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
 
Придать смысл увиденному и услышанному
 
Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен известным американским психологом, эрготерапевтом Джин Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Она считала, что:
 
  • Прежде чем научиться читать и считать, мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств.
 
  • Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации.Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями. Они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют чаще мышечную, или двигательную природу, поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития.
 
Родители должны обратиться к специалисту по сенсорной интеграции, если у ребенка есть проблемы с восприятием внешнего мира.

Анатолий Беляев, Детский оздоровительный реабилитационный центр Лео, Ольга Богушева, Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины, реабилитация
 
Так, дети при нарушении обработки слуховой информации боятся громких звуков; не переносят некоторых видов музыки и пения (или музыку вообще); тембры голоса; часто закрывают уши руками или голову подушкой или, напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются; не любят шумного окружения, улицы; выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
 
О нарушениях зрительной сенсорной системы можно говорить, когда ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
 
При нарушении тактильного восприятия дети не любят играть с пластилином, песком, красками; боятся испачкаться клеем или грязью;избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам;резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки; не терпят ходьбы босиком. Также у них нередко отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
 
О нарушениях моторных и вестибулярных дисфункций ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво.
 
- Основное отличие детей с подобными нарушениями - сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны, - отмечает руководитель реабилитационного центра «Лео». - Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).
 
Проводник во взрослую жизнь
 
Специалист по СИ на основании наблюдения за ребёнком, опроса родителей и тестирования определяет характер трудностей и прописывает стратегию терапевтического воздействия. В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.
 
Анатолий Беляев, Детский оздоровительный реабилитационный центр Лео, Ольга Богушева, Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины, реабилитацияТерапия сенсорной интеграции рекомендована всем детям с задержкой психоэмоционального развития, детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивностью), особенно с РАС (расстройством аутистического спектра), у которых часто наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации. Необходимы регулярные занятия по СИ и маленьким пациентам с ДЦП, синдромом Дауна, а также с нарушением зрения и слуха.
 
- Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов, - считает главный специалист по медицинской реабилитации Минздрава России по Дальнему Востоку, директор Приморского института вертеброневрологии и мануальной медицины, д.м.н., профессор, заслуженный врач России Анатолий Беляев. - Особенности сенсорных нарушений нельзя перерасти, но в отличие от взрослых, нервная система детей поддается тренировке и может компенсировать недостающие навыки. Это значит, что чем раньше начнется коррекционная работа, тем быстрее ребенок сможет социально адаптироваться. При системном и последовательном подходе, которым владеет специалист, детей можно научить общаться с окружающей средой. Из огромного количества простых упражнений психолог выберет те, которые помогут конкретному ребенку, и составит программу сенсомоторного развития.
 
Дети с особенностями в развитии смогут пройти курсы реабилитации с посещением индивидуальных уроков по сенсорной интеграции в Детском оздоровительном реабилитационном центре «Лео» с апреля и до конца ноября 2019 года. Занятия проводятся бесплатно.
 
- Дети растут, и их родители не смогут всегда быть рядом. И от того, насколько сейчас мы сможем подготовить их ко взрослой жизни, настолько они смогут стать самостоятельными, автономными, успешными – счастливыми взрослыми людьми! – акцентирует Ольга Богушева.
 
Приходите, и жизнь вашего ребенка заиграет новыми красками.
 
Адрес детского реабилитационного центра:
 
г. Владивосток, ул.Пологая, 60. Телефон регистратуры: +7(423)240-29-20.
Сайт: www.inmanmed.ru  электронный адрес: inmanmedp@mail.ru
 
 
 


  Рейтинг: 4.56, Голосов: 9



Поделиться
2533
Личный кабинет