На пороге больших перемен
15097
Повышение качества высшего и дополнительного медицинского образования - взаимосвязанные процессы, которые сегодня идут бок о бок. Новые правила аккредитации и системы НМО активно обсуждаются в медицинском сообществе. Проректор по дополнительному образованию и аккредитации ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Сергей Лебедев обсудил с порталом VladMedicina.ru некоторые спорные моменты в совершенствовании образовательного процесса, а также рассказал о реалиях и перспективах последних нововведений.
Строгий отбор
- Сергей Васильевич, что нового в этом году ждет выпускников?
- Ежегодно повышаются требования к качеству прохождения этапов первичной аккредитации (ПА). Учитывая практически трёхлетний опыт ПА,изменения коснулись в первую очередь условий предварительного тестирования. Если раньше в свободном доступе были базы тестов, которые выпускники могли изучать, то на сегодняшний день Минздравом РФ принято решение в открытом доступе огромное хранилище данных из 4000-5000 тестов не публиковать, добиваясь того, чтобы выпускник мог показать свои истинные знания во время тестирования.
Несомненно, подавляющее большинство выпускников «заходило» и будет «заходить» в аккредитацию честным путем, пользуясь своими знаниями, напряженно готовясь и к самому тестированию, и к сдаче практических навыков. Но, как всегда, находятся и те, кто хочет обойти установленные правила. Это решение принято в конце 2018 года и опубликовано на специализированном сайте (Методический центр аккредитации).
При этом по-прежнему доступен репетиционный экзамен. Через личный кабинет, зайдя на платформу репетиционного экзамена, выпускник, завершающий обучение по программам среднего и высшего профессионального образования, может сколь угодно тестировать себя и проверять знания. В ходе каждой попытки вопросы (их порядка 60) выбираются случайным способом, если человек получает результат на 85-90% и выше, это означает, что он владеет необходимым объемом знаний для сдачи экзаменационного теста. Выпускники пользуются этим ресурсом с большим энтузиазмом, и это понятно: метод репетиционного тестирования удобен, прост и позволяет наглядно увидеть пробелы в знаниях и своевременно их актуализировать.
Второе изменение, которое будет в этом году в ходе ПА, – это добавление шестой (ранее их было пять) станции к перечню уже существующих практических станций по широкому перечню специальностей. Ее целью является попытка определить, насколько выпускник владеет коммуникативными навыками и насколько легко ему удается находить нужный контакт с пациентом. В работе врача, помимо профессионализма и знаний, есть еще один важный компонент – умение общаться с пациентом и его родственниками, умение правильно излагать свои мысли. Это способствует не только формированию доверия к врачу, но и дает возможность пациенту чувствовать себя полностью защищенным и удовлетворенным в плане человеческого общения. Если в прошлом году такая пилотная станция была создана только для лечебного факультета, и лишь 20% выпускников могли ее пройти (просто показать себя), то сегодня ввиду того, что был накоплен весьма положительный опыт, практическая станция по определению умения общаться с пациентами добавлена еще для ряда специальностей выпускников.
В целом следует отметить, что процедура первичной аккредитации выпускников независимой аккредитационной комиссией становится все более привычной и проходит в рабочем стабильном режиме.
А вот что касается первичной специализированной аккредитации (для специалистов, которые заканчивают ординатуру, либо проходят такую форму повышения квалификации как профессиональная переподготовка), тоздесь прошли большие изменения.
В 21 декабря 2018 г. вышел приказ Минздрава России №898-н, который внес изменения в сроки и этапы первичной специализированной аккредитации (ПСА) разных групп специалистов. Согласно этому документу, в 2019 году через процедуру ПСА пройдут выпускники ординатуры и курсов профессиональной переподготовки по шести специальностям: «Неврология», «Кардиология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия» и «Терапия».
Как понимаете, все новое, особенно в сфере медицинского образования, всегда воспринимается тяжело. Но те специалисты, которые в 2019 пойдут под ПСА, это прежде всего ординаторы, которые два года назад проходили ПА. То есть для данного контингента обучающихся это привычная и понятная процедура. Немного сложнее придется врачам, которые впервые попали на циклы профессиональной подготовки. Чтобы не было паники и ложной неуверенности среди врачей, мы – представители ТГМУ – будем им подробно объяснять, как выглядит процедура, проводить мастер-классы, отвечать на все вопросы. Система в принципе мало чем отличается от классического сертификационного экзамена.
Конструкция аккредитации та же самая. Первый этап – тестирование, второй – набор практических испытаний, третий – собеседование. Но поскольку к любому новшеству нужна адаптация, мы постараемся сделать все, чтобы врачи максимально комфортно чувствовали себя на этапе аккредитации. Уверен, что представители независимой аккредитационной комиссии занимают такую же взвешенную и объективную позицию.
Конструкция аккредитации та же самая. Первый этап – тестирование, второй – набор практических испытаний, третий – собеседование. Но поскольку к любому новшеству нужна адаптация, мы постараемся сделать все, чтобы врачи максимально комфортно чувствовали себя на этапе аккредитации. Уверен, что представители независимой аккредитационной комиссии занимают такую же взвешенную и объективную позицию.
На вооружение ТГМУ - мировые тренды
- Приходилось ли что-либо менять в работе симуляционно-тренингового центра медуниверситета, чтобы соответствовать обновленным условиям аккредитации?
- Стратегия по развитию института симуляционных аккредитационных технологий, которая в свое время была четко сформулирована и претворяется в жизнь ректором вуза Валентином Шуматовым, полностью себя оправдала. Когда мы получили перечень того, что нужно для аккредитации ординаторов и выпускников профподготовки, мы с гордостью отметили, что полностью соответствуем всем поставленным требованиям. Поэтому никаких экстренных попыток что-то чем-то заменить ввиду нехватки оборудования, не будет. Мы подошли к предстоящей аккредитации на очень высоком уровне.
Важно добавить, что в плановом режиме Министерством здравоохранения Российской Федерации были выделены значительные финансовые средства для доукомплектования аккредитационных центров. Требования к условиям прохождения испытаний по сдаче практических навыков предъявляются медвузам страны сегодня самые жесткие. По сути дела, нужны не просто наборы манекенов, а сложнейшие автоматизированные комплексы. У нас все это имеется.
Важно добавить, что в плановом режиме Министерством здравоохранения Российской Федерации были выделены значительные финансовые средства для доукомплектования аккредитационных центров. Требования к условиям прохождения испытаний по сдаче практических навыков предъявляются медвузам страны сегодня самые жесткие. По сути дела, нужны не просто наборы манекенов, а сложнейшие автоматизированные комплексы. У нас все это имеется.
Институт симуляционных и аккредитационных технологий Тихоокеанского государственного медицинского университета оснащен передовым учебным и тренинговым оборудованием от ведущих мировых производителей. Он включает в себя тренажеры мануальных навыков, инструментальных методов диагностики, эндоскопических вмешательств, родовспоможения, учебные компьютерные 3D-технологии и т.д. Все это позволяет достоверно моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности врачей. И потому мы готовы провести ПСА на должном уровне.
Если посмотреть на 6-8 лет назад, на то, что собой представляли манекены в мире и в нашем конкретном учебном центре – это небо и земля. В прошлом, это были обычные механические изделия, на которых можно было просто изобразить какую-то манипуляцию.Сегодня же, в частности, в ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, многие симуляторы представляют собой сложнейшие автоматизированные комплексы, которые в режиме настоящего времени позволяют отследить качество проводимых манипуляций. Вот это принципиально важно. Манекены очень похожи на человеческие тела, ни них можно зафиксировать звуки, дыхание, пульс и т.д. Причем сегодня это мировой тренд - сделать манекен/симулятор идентичным пациенту, который можно запрограммировать так, чтобы воспроизвести любой самый сложный клинический случай.
Если человек уверенно срабатывает на манекене во время экзамена, то у аккредитационной комиссии не возникает сомнений в том, что он также уверенно будет чувствовать себя в реальной врачебной ситуации. Ведь в этом и заключается главная идея аккредитации: на фоне вот таких испытаний подготовить специалиста к непосредственной работе с пациентами. Аккредитация заканчивается получением Свидетельства об аккредитации,а это знак равенства к допуску к практической медицинской деятельности. Планомерно улучшая свои позиции, вуз шагает в ногу с едиными мировыми стандартами медицинского образования и контроля.
- Успевают ли медики подстраиваться под новые требования?
- Отличный вопрос. Конечно, худший вариант был бы, если все новые манекены лежали спрятанные под замками, и доставались исключительно в момент аккредитации,и выпускник бы «шарахался» от них, не понимая, как все это использовать. Но у нас в вузе абсолютно другой подход: все, что закупается, немедленно вводится в учебный процесс как раз для того, чтобы в ходе всего обучения (шесть лет специалитетаи два года ординатуры) будущие доктора могли в совершенстве отточить любые навыки. Аккредитация не есть сама для себя, это не самоцель.
Все делается для того, чтобы выпустить профессионала.Качественно подготовленный специалист совершенно спокойно и уверенно сдает ту самую первичную или специализированную аккредитацию. Такой расклад, я считаю очень правильным. Суть не заставить выпускника или ординатора наизусть вызубрить тесты,она в том, чтобы дать возможность обучающемуся получить такие знания, чтобы он мог легко сдать любые тесты. Выпускник должен настолько хорошо владеть навыками, выработанными на симуляторах в ходе практики, изучения материала, чтобы потом так же уверенно и эффективно повторять ихи в ходе аккредитации, и в ходе работы с пациентами во «взрослой» медицинской жизни.
Все делается для того, чтобы выпустить профессионала.Качественно подготовленный специалист совершенно спокойно и уверенно сдает ту самую первичную или специализированную аккредитацию. Такой расклад, я считаю очень правильным. Суть не заставить выпускника или ординатора наизусть вызубрить тесты,она в том, чтобы дать возможность обучающемуся получить такие знания, чтобы он мог легко сдать любые тесты. Выпускник должен настолько хорошо владеть навыками, выработанными на симуляторах в ходе практики, изучения материала, чтобы потом так же уверенно и эффективно повторять ихи в ходе аккредитации, и в ходе работы с пациентами во «взрослой» медицинской жизни.
Новые модели взаимодействия
- Какие изменения происходят в системе НМО?
- Как я уже отмечал, система аккредитации своим последствием имеет переход на непрерывное медицинское и фармацевтическое образование. Как только специалист получает свидетельство об аккредитации, к нему меняются квалификационные требования.
Вместо устоявшегося и привычного всем многие десятилетия такого выражения «надо пройти повышение квалификации не реже одного раза в пять лет», формулировка у тех, кто уже проходит аккредитацию, звучит совсем по-другому. Сейчас требование – это непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности. В общем-то, в этих словах нет ничего удивительного. Хороший врач, медицинский работник действительно всегда непрерывно самообразовывался. Потому как суть медицинской жизни – это непрерывное самосовершенствование своих профессиональных качеств. Сегодня это просто обрамляется в некий набор нормативно-правовых подходов, в механизмы предоставления этого постоянного потока знаний. И благо есть система, которая дает возможность эффективно повышать свой профессиональный уровень. Это и есть система НМО.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав университета, специалисты института дополнительного образования и аккредитации прикладывают большие усилия для информирования врачей Дальнего Востока о необходимости вступления в НМО, нормативно-правовой базе, регулирующей этот процесс, задачах, поставленных национальным проектом «Здравоохранение» и федеральным проектом «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
Конечно, сейчас все медицинское сообщество находится на острие перемен в вопросах медицинского образования. Это новые модели, новые образовательные технологии, изменение баланса и появление новых источников финансового обеспечения повышения квалификации врачей. В связи с этим резко повышается роль и значимость взаимодействия представителей вуза и работодателей в лице главных врачей, а также эффективного сотрудничества на уровне университета – департамента здравоохранения Приморского края – Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Всем нам надо привыкать работать в новых условиях организационного и финансового обеспечения программ дополнительного профессионального образования.
Со своей стороны ТГМУ находится в постоянном контакте и взаимодействии с практическим здравоохранением. Уже несколько лет мы анализируем ситуацию и говорим о необходимости более активного вовлечения врачей в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования, важности изучения и привлечения разных финансовых источников, включая средства системы ОМС. Мы ведем свою статистику, отслеживаем какие учреждения успешно работают в этой системе, для того чтобы передать этот положительный опыт другим медорганизациям. Стараемся использовать любые каналы (личное общение, конференции, открытые встречи), для того чтобы довести эту информацию для работодателей в лице главных врачей, их заместителей и кадровых служб.
На протяжении последних полутора лет мы наращиваем усилия по внедрению электронных технологий в систему дополнительного профессионального образования и НМО для того, чтобы сделать процесс повышения квалификации максимально удобным и качественным.
В заключение хочется отметить, что руководство, профессорско-преподавательский состав и сотрудники Тихоокеанского государственного медицинского университета сделают все для создания системы предоставления самых современных востребованных теоретических знаний и практических навыков врачам Дальнего Востока и Приморского края.