Когда лучшая награда - счастливые детские улыбки
6111
Краевая детская стоматологическая поликлиника Приморья совсем не похожа на место, где маленьким пациентам могут причинить хоть какие-то страдания. Яркие рисунки на стенах, приветливые улыбки на лицах врачей и медсестер, солнечная атмосфера, всюду живой ребячий гомон и смех. Сразу заметно, что и к лечебному процессу здесь подходят не формально, а творчески и с душой. Каких профессиональных высот и социальных успехов медучреждение достигло к сегодняшнему дню, и в каком направлении лежит путь его дальнейшего перспективного развития, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала главный врач ГБУЗ «Краевая детская стоматологическая поликлиника» Елена Андреева.
Без кадрового дефицита
- Елена Васильевна, представьте для начала структуру вашего лечебного учреждения.
- В состав Краевой детской стоматологической поликлиники входят два отделения - на Суханова, 1, и Чапаева,14 во Владивостоке. Там ведется терапевтический, хирургический и ортодонтический приемы, а на Суханова еще проводится рентгенологическое обследование. Все службы поликлиники работают по шестидневной рабочей неделе с 08.00 до 20.00, в субботу с 08.00 до 15.00. Также у нас расположена кафедра терапевтической стоматологии и стоматологии детского возраста Тихоокеанского государственного медицинского университета. Студенты пятого курса стоматологического института проходят на базе нашего учреждения производственную практику по стоматологии детского возраста.
- Если говорить о кадрах - традиционный для отрасли здравоохранения дефицит специалистов испытываете?
- По врачам, к счастью, нет, определенная нехватка только среди медсестер, которые предпочитают частные структуры. В настоящее время у нас работают 23 врача-стоматолога, 11 зубных врачей, два зубных техника и 10 медицинских сестер. Штат на 100% укомплектован стоматологами общей практики, детскими стоматологами, стоматологами-хирургами и ортодонтами. При этом обеспеченность детского населения врачами, оказывающими стоматологическую помощь, с 2016 года и по сегодняшний день у нас даже выше, чем по рекомендуемому нормативу Минздрава РФ. К примеру, должно быть восемь специалистов на 10 тысяч детишек, а у нас получается 9,5. Хотя наши доктора на месте не сидят - каждые 10 дней кто-то согласно утвержденному до конца года графику уезжает в рабочие командировки по краю в составе детского автопоезда «Здоровье», два зубных врача работают в районных военкоматах, и один стоматолог по своей доброй воле участвует в проведении профосмотров в детских поликлиниках, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации.
У меня замечательный коллектив - это преданные профессии люди, настоящие подвижники, они любят свою работу, гордятся тем, что приносят пользу подрастающему поколению.
- Сегодня зубных врачей со средним медицинским образованием уже не выпускают?
- Совершенно верно, поэтому мы особенно бережем своих ценных специалистов, зубных врачей, некоторые из которых трудятся у нас не один десяток лет. Так, с 1969 г., когда было только детское отделение при взрослой поликлинике, на хирургическом приеме работает Надежда Алексеевна Швальбойм, она проводит довольно сложные оперативные вмешательства. Это чудесный и чуткий высококвалифицированный специалист, который даст фору многим стоматологам с высшим медицинским образованием. Хочу сказать, что до 2000-х годов работали в основном зубные врачи, именно на них держалась вся детская стоматология города и края. Вообще, повышение доступности и качества медицинской помощи детям в значительной степени определяется кадровым потенциалом поликлиники, профессиональным уровнем и качеством подготовки специалистов.
- Кадровый запас себе готовите?
- В прошлом году мы заключили договор с КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж» о подготовке медицинской сестры - там проходит обучение на платной основе уборщица служебных помещений нашего учреждения. Таким образом, в 2022 году у нас будет дипломированный специалист, учится сотрудник на вечернем отделении, оплату производим за счет коммерческой деятельности. Кроме того, детский врач-стоматолог и заведующий отделением в этом же году будут проходить повышение квалификации по своим специальностям - стоматологии детского возраста и организации здравоохранения и общественному здоровью. Еще две медицинские сестры и четыре зубных врача повысят свою квалификацию во Владивостокском базовом медицинском колледже за счет средств ОМС.
На волне санитарного просвещения
- На какую стоматологическую помощь может рассчитывать маленький пациент в рамках госгарантий?
- На всю необходимую, это длинный перечень услуг на нескольких листах, с которым может ознакомиться любой желающий. Кстати, сейчас по полису ОМС можно даже поставить световую пломбу, правда отечественного производства - за импортный материал с нужным оттенком придется заплатить из своего кармана. Также с 2017 г. все карпульные анестетики у нас бесплатные. Хотя, конечно, тарифы ТФОМС необходимо повышать, стоматологическое сообщество добивается этого давно, мы постоянно ведем переговоры с территориальным фондом.
- Плановые показатели и объемы госзадания выполняете?
- Даже перевыполняем - в прошлом году было запланировано 122 200 посещений, по факту принято 271 286 детей, таким образом, государственное задание мы выполнили на 222%. Конечно, это происходит и за счет приема ребят из территорий края, где оказываются далеко не все виды стоматологических услуг. Всего же в 2018 г. мы вылечили 23 662 зуба, провели свыше 4 500 рентгенодиагностических исследований, удалено 10 817 зубов, ортодонтическое лечение получили 4 093 ребенка, выполнено 1 574 операции в полости рта и челюстно-лицевой области. И этих цифр следует, что все наши врачи работают на эффективный конечный результат.
- О каких операциях идет речь?
- В хирургическом кабинете проводятся амбулаторные операции - пластика уздечки языка, удаление ретинированных зубов, доброкачественных новообразований на губах и деснах с обязательной последующей сдачей материала на гистологическое исследование. Конечно, бывают и челюстно-лицевые травмы в результате ударов и падений, и здесь тоже иногда без хирургического вмешательства не обойтись. Такие пациенты принимаются в экстренном порядке.
- А санитарно-просветительская работа ведется?
- Конечно, это одна из важных задач нашей поликлиники. Гигиеническим воспитанием и просвещением пациентов в области медицинской грамотности занимаются все врачи, каждый из них посвящает этой работе четыре часа в месяц. В рамках данной работы в прошлом году прочитано 45 лекций, проведено 85 групповых бесед и 12 кино- видеодемонстраций, оформлено 12 санитарных бюллетеней. Тематика мероприятий различная - гигиена полости рта, вред курения, здоровое питание, профилактика и ранняя диагностика стоматологических заболеваний. Также мы регулярно проводим анкетирование о степени удовлетворенности пациентов нашими услугами и условиями. В последнем анкетировании приняли участие 61 респондент - родители детей и подростков.
- Каковы результаты?
- Так, техническим состоянием, ремонтом, площадью помещений удовлетворены 95% опрошенных, оснащением поликлиники современным медицинским оборудованием - 96%, организацией записи на прием к врачу довольны 91% пап и мам, нет нареканий к времени ожидания медицинских услуг после записи у 92% респондентов, доступность диагностических исследований устраивает 98%, а доступность помощи врачей - 95% родителей, нет претензий к работе докторов у 91% респондентов, а в целом удовлетворены качеством медицинской помощи, полученной в учреждении, 99% респондентов. Кроме того, и на Суханова, 1, и на Чапаева, 14 есть «Книга жалоб и предложений».
Сохранить и преумножить
- На что в основном жалуются?
- К примеру, что врач не сообщил о поездке в поезде «Здоровье», так как ребенок хочет лечиться только у этого доктора, что врач не принял, так как они родители и пациент опоздали на час. Но там же пишут и немало благодарностей - что обошли все учреждения города, иногда и края, и только наш специалист нашел подход к ребенку, благодарят врача, который лечил еще родителей ребенка, а сейчас лечит их детей, говорят спасибо за открытие рентген-кабинета, поздравляют с праздниками, и это всегда приятно. В любом случае я лично знакомлюсь с каждым обращением, и ни одно из них не остается без внимания и ответа - устного или письменного.
- Елена Васильевна, а в организационно-техническом плане за последнее время какие-то улучшения произошли?
- Одно из главных достижений - получение лицензии и введение в строй рентгенологического кабинета, куда мы приобрели современную рентген-установку стоимостью свыше 300 тысяч рублей. В этом году открыли дополнительный кабинет терапевтической стоматологии в отделении на Суханова,1, создано два дополнительных рабочих места, оснащенных в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи, финансирование осуществлялось за счет приносящей доход деятельности. Также с начала года здесь же произведен текущий ремонт помещений, сделали удобную и красочную навигацию по кабинетам, повесили новые информационные стенды и указатели.
- А формат «Бережливой поликлиники» на ваше медучреждение распространяется?
- Да, в этом году мы переходим к новой модели поликлиники - у нас в двух отделениях в ближайшее время будет создана открытая регистратура по типу ресепшен, проект готов и утвержден. Осталось сломать перегородку в регистратуре, поменять пол, потолок и установить стойку. В результате освободится и расширится пространство холла. Также уже организовано отдельное картохранилище.
- Лечение зубов, несмотря на современную технику - процесс не из приятных, как-то детишек перед приемом развлекаете?
- В настоящее время в поликлинике установлены ЖК-телевизоры, мы показываем мультфильмы, ролики о стоматологических профилактических мероприятиях, демонстрируем видеоуроки по правильному поведению при пожаре, гигиене полости рта и т.д. Они отвлекают внимание маленьких пациентов, снимают психоэмоциональное напряжение. Также в планах организовать развлекательную зону, которая будет крепиться к стене в виде лабиринта с различными игровыми задачами.
- Какие вы ставите цели на ближайшие годы?
- У нас разработан и утвержден план развития ГБУЗ «Краевая детская стоматологическая поликлиника» на 2019-2021 г., в соответствии с которым мы должны сохранить и преумножить свои достижения. В частности, увеличить процент санированных от числа первично обратившихся с 87,1 до 87,3, сохранить обеспеченность докторами на 10 тысяч населения на уровне 9,5 должности врачей, сохранить достигнутые показатели средней заработной платы сотрудников, внедрять меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников, и пр. И все же главное в нашей работе - не плановые цифры и показатели, а реальная помощь приморским детишкам, чувство морального удовлетворения от выполненного врачебного долга, когда родители и маленькие пациенты покидают поликлинику со словами благодарности персоналу и счастливыми улыбками на лицах.