Задача одна — помочь больным людям

5599
За помощью к психиатру по той или иной причине обращаются до 40% населения. Почему столь востребована сегодня психиатрическая служба, как справляется с возложенной на неё задачей коллектив ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №2», расположенной в г. Спасске-Дальнем, рассказал корр. портала VladMedicina.ru главный врач медицинского учреждения Дмитрий Дзевановский.

Дмитрий Дзевановский, КПБ №2, Краевая психиатрическая больница №2, Психиатрия и наркология, Спасск-Дальний
 
- Дмитрий Борисович, в прошлом году ГБУЗ «КПБ №2» исполнилось 30 лет. За это время ЛПУ не раз меняло свой статус. Расскажите, что оно представляет собой сейчас?
 
- Мы являемся специализированным медицинским психиатрическим учреждением с коечным фондом на 235 мест. У нас довольно обширная территория обслуживания. Она включает в себя Спасский городской округ, Спасский, Черниговский и Яковлевский районы, а также город Лесозаводск, где расположен наш филиал на 110 коек. За больницей закреплено 246 тысяч человек населения Приморского края.
 
За 30 лет работы нашего учреждения его статус и правда менялся. Раньше это был межрайонный наркологический диспансер, затем он преобразовался в психиатрическую больницу № 3, потом № 2. Но все эти годы мы были и остаёмся социально-значимым медицинским учреждением, в услугах которого нуждается до 40% населения, в том числе и психически здоровые люди.
 
- Какие именно услуги вы предлагаете?
 
- Прежде всего, это предварительные и периодические осмотры. Также в наши обязанности входит освидетельствование состояния опьянения. Обнаружив неадекватно ведущих себя людей, нарушителей общественного порядка, сотрудники полиции, ГИБДД везут их к нам. Сюда обращаются за лечебной помощью, консультативной. Кто-то нуждается в осмотре, скажем, для допуска к вождению автотранспорта, работе с оружием, трудоустройства, ведь сейчас та или иная сфера деятельности требует определённого допуска психиатра.
 
- В чём разница между осмотром и освидетельствованием?
 
- Когда врач даёт заключение, и оно имеет юридические последствия, это освидетельствование. А когда специалист осмотрел, провёл клиническую беседу, применил набор диагностических мероприятий и вынес суждение о наличии или отсутствии психической патологии, это осмотр.
 
- Каково, на ваш взгляд, психическое состояние населения на территориях, подответственных вашему учреждению?
 
- Ситуация с психической заболеваемостью - первичной и общей - достаточно стабильная, но есть и тенденция к снижению её уровня. Первичная - это когда человек заболел впервые в жизни и попал в сферу деятельности специализированного психиатрического учреждения. Ему была оказана помощь, оформлена медицинская документация, определён вид наблюдения – диспансерное либо консультативное. Так вот, показатель первичной заболеваемости у нас за последние три года в среднем составляет 300 случаев на 100 тысяч населения, что соответствует общероссийскому уровню (в РФ за 2017 г. - 290,7 случая на 100 тысяч населения).
 
Есть ещё показатель общей заболеваемости психическими расстройствами. Год назад он составлял почти 3 000 случаев на 100 тысяч населения. В 2018-м – 2 800 случаев на 100 тысяч населения, снижение очевидное.
 
- Насколько тяжело психически болеют сейчас люди?
 
- Есть разный уровень психических расстройств. Они бывают психотические и непсихотические. Психотический уровень – это галлюцинации, бред, очевидные даже не для специалистов нарушения поведения. Другое проявление психотических форм – когда человек не следит за собой, становится безразличен к условиям существования: где спит, что ест, во что одет.
 
Существует уровень непсихотических или по-другому – пограничных, невротических расстройств. Это иной регистр, и он достаточно разнообразен. Есть астенические проявления: слабость, разбитость, утомляемость. Есть эмоциональные расстройства: депрессии, дистимии, эпизодически возникающее злобное напряженное состояние и др. Так вот, непсихотических расстройств среди населения гораздо больше.

Дмитрий Дзевановский, КПБ №2, Краевая психиатрическая больница №2, Психиатрия и наркология, Спасск-Дальний
 
Важно отметить, что психическое состояние часто влияет на телесное. Нередко причиной гипертонии, бронхиальной астмы, болезней желудочно-кишечного тракта является психическая напряжённость, стресс, какая-то неудовлетворённость. Человек это не осознаёт, идёт к терапевту, долго и упорно лечится, но без особого успеха, потому что это функциональное расстройство, которое определяется психикой. И таких невротических расстройств сейчас очень много не только у нас, но и во всём мире. Существует прогноз Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о том, что уровень депрессии растёт, цивилизация оказывает давление.
 
На здоровье подрастающего поколения особенно негативно влияют избыточная увлеченность компьютером, гаджеты, которые погружают подростка в виртуальный мир, препятствуют формированию навыков общения, страдает коммуникация. А это потенциальный риск приобщения подростков к психо-активным веществам, попадания в секту, суицида, поиска замены «тягостной», как им кажется, реальности через игроманию…
 
- Какой вам видится выход из этого положения?
 
- Могу ответить только за свою область деятельности. Выход - в дальнейшем развитии психиатрической службы с учётом новых направлений: медицинская экология, безопасность при ЧС, предупреждение психического терроризма. Необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, воспитывать в людях позитивное мировоззрение, формировать саногенное мышление (направленное на управление своими эмоциями).
- Вы сказали, что показатель общей заболеваемости психическими расстройствами снижается. За счёт чего?
 
- Один из факторов – депопуляция, уменьшение народонаселения. Когда я приехал в Спасск в 1990 году, здесь жило порядка 60 тысяч человек. Сегодня – 40. Меньше людей, ниже уровень заболеваемости.
 
Другой фактор – это наша работа. Представьте, что человек попадает в больницу с первичным психотическим эпизодом. Если его вовремя подхватили специалисты, начали комплексное лечение: с пациентом работают врач, психолог, социальный работник, применяются современные препараты с хорошей доказательной базой, то в итоге достигается стойкая ремиссия. Пациент не замкнулся, не уединился, может продолжать учёбу, работу. Да, у него был страшный эпизод в жизни, но ему вовремя оказали помощь, и теперь он живёт нормально. Побыл какое-то время на диспансерном учёте, и если за этот период социальная функция не нарушалась, мы расстаёмся и делаем вид, что никогда не встречались.
 
- Много ли таких случаев?
 
- У нас есть две группы учёта: консультативная и диспансерная. В первой пациентов чуть больше, процент излечения в ней высок. Проводим лечение по симптоматике. Если слабость, разбитость и раздражительность, с пациентом работает клинический психолог, назначается укрепляющая терапия, антидепрессанты. Человек восстанавливается. В группе диспансерного наблюдения процент стойкого излечения ниже - до 20, но это стабильная цифра, несмотря на тяжёлые диагнозы.
 
Если к нам на учёт попадает пациент с умственной отсталостью, другого статуса он, конечно, уже не приобретёт. Но упорядочить его поведение, снять избыточную раздражительность, возбудимость, скорректировать поведение с помощью лекарств мы можем. И это тоже большой плюс.
 
- Совершенствуются ли методы лечения в психиатрии, и применяете ли вы их?
 
- Да, мы стараемся внедрять инновационные методы. Фарминдустрия не стоит на месте, появляется что-то прорывное, лекарства, которые действуют на мышление, эмоциональную сферу, шизофренические дефекты. Эти препараты позволяют человеку вернуться к повседневной жизни. Лечение, безусловно, длительное, непростое, возможны срывы и обострения. Но ремиссия от применения современных лекарств – вполне достижимый результат.
 
- А как обстоят дела с лечением нарко- и алкозависимых в вашей больнице?
 
- Нарко- и алкозависимость – это тоже психические заболевания, но со своей спецификой. Впервые выявленных случаев наркозависимости в 2017 году у нас было 270,8 на 100 тысяч населения, в 2018-м – 240,8. Случаев хронического алкоголизма в 2016 году регистрировалось 156,2 на 100 тысяч, в 2018-м – 134,2. Незначительное, но снижение.
 
- Хорошо ли снабжается больница?
 
- Да, но хотелось бы большего. Больной человек нуждается во всестороннем обследовании. По стандартам, многим пациентам необходимо ещё рентгенологическое и энцефалографическое обследования, а всё это требует специального оборудования. Кому-то, в силу сопутствующих заболеваний, нужно дополнительное обследование. При необходимости мы покупаем его в других лечебных учреждениях. У нас есть договоры на оказание консультационных услуг: нейрохирурга, невролога, онколога. Помимо основного заболевания мы лечим и все остальные хвори нашего больного.
 
- Какова средняя стоимость курса лечения ваших пациентов?
 
- Один случай госпитализации - больше 100 тысяч рублей. Дорого, что бы там ни говорили про вторичность психиатрических служб. Раньше было скромнее, но в последние годы финансирование увеличивается.
 
- Приходят ли к вам пациенты сами, подозревая у себя психиатрическое заболевание?
 
- Конечно, и процент таких больных достаточно высок. Слава богу, люди понимают, что существуют психологические проблемы, что они – не вина, а беда, стечение каких-то роковых обстоятельств. Зачем лежать, страдать дома, если можно получить качественную помощь без каких-либо негативных последствий в социальном плане?
 
Я могу поручиться, что у нас исполняются все юридические нормы в плане сохранения врачебной тайны. Никакого клейма на всю жизнь после обращения к психиатру в наше время не может быть. У нас единственная задача – помочь больным людям. Одна из целей этого интервью – убедить наших граждан не ходить к гадалкам и знахарям, а обращаться в специализированные учреждения с проверенными лечебными методами, где есть контроль за лечебным процессом, процедуры которого стандартизированы, а клинический результат гарантирован. Репутация для нас - не пустой звук.
 
 - Возможно, кому-то мешает сложившееся в прежние годы представление о психиатрии как о карающем и репрессивном органе?
 
- Это надо преодолевать. Мы сочувствуем нашим больным и следим за тем, чтобы права пациентов не нарушались, чтобы никто не пользовался их беспомощностью. Всякая грубость со стороны персонала чревата увольнением. Чаще всего люди, которые к нам обращаются, довольны оказанной помощью. По результатам независимой оценки наша больница занимает второе место среди однопрофильных учреждений края по доступности, качеству обслуживания, доброжелательности персонала и ряду других критериев.
 
В настоящее время у нас по большому счету только одна проблема – недостаток кадров. Но она решается. Буквально на днях в штат был принят клинический психолог. На дальнейшее пополнение врачебных рядов позволяет надеяться на меры социальной поддержки молодым врачам.


 


  Рейтинг: 4.33, Голосов: 6



Поделиться
5599
Личный кабинет