Сокровищница мирового опыта в лечении малюток
12512
Консультативно-диагностическое отделение динамического наблюдения и реабилитации для детей раннего возраста в структуре ГБУЗ «Приморский краевой перинатальный центр» играет одну из ключевых ролей. По сути, это поликлиническое отделение третьего этапа, куда малыши направляются после реанимации и интенсивной терапии (первый этап), отделения патологии новорожденных и недоношенных детей (второй этап). Таким образом, в учреждении обеспечивается преемственность оказания эффективной лечебно-реабилитационной помощи, основанной на использовании самых современных медицинских технологий.
- Первоочередная задача перинатальных центров во всем мире – сохранение жизни недоношенным детям, - акцентирует заместитель главного врача по педиатрии ГБУЗ «Приморский краевой перинатальный центр» Елена Ахтанина. – При их выхаживании используются сложнейшие перинатальные технологии, парк современного оборудования и дорогостоящие лекарственные препараты, этими крохами занимаются отлично подготовленные высококвалифицированные специалисты. По такой же схеме работают и российские профильные центры, построенные по всей стране в рамках президентской программы и ориентированные на сохранение каждой детской жизни в целях улучшения демографических показателей.
Раньше рождение недоношенного ребенка в неправильных условиях и не на должном уровне приводило или к его смерти, или к инвалидности. Врачи не имели ни соответствующей техники, ни практических навыков выхаживания крох с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня ситуация совершенно иная. Наша главная задача - сгруппировать на своей базе женщин с риском преждевременных родов, помочь им пролонгировать беременность и родить ребеночка в учреждении третьего уровня, т.е. в специально созданных для этого достойных условиях с последующим оказанием квалифицированной на уровне мировых стандартов.
Если малыш появляется на свет недоношенным, на сроке менее 32 недель, он еще не умеет сам дышать, нет навыка одновременного дыхания и глотания – ему эти функции протезируются в отделении реанимации. Когда ребенок научился дышать без аппаратов, чтобы у него выработался сосательный рефлекс, его переводят на второй этап, в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей, и только после этого направляют на третий этап.
- На каждом этапе мы проводим абилитационные мероприятия – развиваем еще не до конца сформированные функции и навыки, т.е., грубо говоря, «донашиваем» ребенка, - рассказала корр. портала VladMedicina.ru Елена Александровна. – Когда он выписывается со второго этапа выхаживания, абилитацию необходимо продолжать. В этих целях и создана крупная многопрофильная детская поликлиника, как еще называют консультативно-диагностическое отделение. Здесь проводится раннее вмешательство для полноценного развития данных функций, созревания нервной и других систем маленького человечка, а также лечения характерных для этого возраста патологий.
Поликлиника рассчитана на 90 посещений в смену, есть пять коек дневного стационара, когда малюткам не требуется нахождение в круглосуточном стационаре.
Маленькие шаги к познанию мира
При этом администрация перинатального центра в лице главного врача Татьяны Курлеевой не остается в рамках стандартных направлений и форматов оказания профильной помощи, постоянно находясь в поиске новых, самых передовых лечебных методик и технологий и успешно внедряя их в ежедневную клиническую практику родного ЛПУ. Так, по инициативе руководителя ПКПЦ за счет средств внебюджетной деятельности было закуплено дорогостоящее оборудование для дополнительной абилитации детишек.
Малышей приводит в полный восторг оснащение сенсорной комнаты - сенсорная тропа, сухие бассейны, светящиеся нити - «звездный дождь», развивающие панно, доски и игрушки, пузырьковая колонна, детские музыкальные инструменты, сортеры, и др. Развивающее обучение происходит по системам Марии Монтессори, Масару Ибука, Надежды Жуковой, Дарьи Колдиной, и др.
С родителями и детьми с шести, а иногда и с четырех месяцев занимается медицинский психолог Светлана Третьякова. Занятия проходят циклами, и оценивается уровень развития ребенка до и после применения развивающих методик. Причем мама тоже им обучается и продолжает заниматься с малышом самостоятельно дома, в течение одного-трех месяцев находясь на постоянной связи со специалистом. По истечении такого курса снова тестируются способности маленького пациента, и результаты достигаются поистине впечатляющие и удивительные.
- Построение цикла занятий ведется с учетом результатов обследования уровня общего, психического, а также речевого и физического развития детей раннего возраста, - поясняет Светлана Константиновна. - На этих занятиях у ребенка стимулируется сенсорное восприятие, общая и мелкая моторика, координация движений, речь, эмоциональное воспитание. Играя, малыш познает свойства предметов, у него развивается внимание, память, речевая активность, способность к общению и эмоционально-чувственная сфера. Родители играют с детьми в пальчиковые игры, вместе разучивают и исполняют потешки с использованием музыкальных предметов. Детишкам также предлагаются задания на развитие зрительного восприятия, наглядно-действенного мышления и активного внимания. Так они делают маленькие шаги к познанию мира, учатся жить в нем гармонично и счастливо.
По «правилу трех Т»
Также в перинатальном центре успешно применяется лечебно-реабилитационная кровать КМ-07 «САТУРН-90» с автоматическим поддержанием заданной температуры псевдокипящего слоя и эффектом плавучести и длительным массажем для новорожденных и грудных детей с неврологической патологией.
По словам заместителя главврача, она предназначена для лечения больных детей с парезами, параличами, перинатальным поражением центральной нервной системы и ДЦП методом сухой иммерсии. Данное оборудование позволяет смоделировать условия частичной невесомости, где на человека действуют несколько факторов одновременно. Прежде всего, это снижение действия сил гравитации, вызывающее уменьшение деформации клеток, органов и тканей. В результате уменьшается гидростатическое давление крови, снимается нагрузка с костно-мышечной системы, что проявляется в изменении позы и тонуса мышц, уровня двигательной активности.
Сухая иммерсия особенно ценна в комплексе реабилитационных мероприятий для недоношенных детей, которые преждевременно попадают из внутриутробного окружения в условия действия сил тяготения. В процессе проведения сеанса сухой иммерсии отмечается положительная динамика неврологической симптоматики и стабилизируется ряд гемодинамических показателей: повышается активность клеточных ферментов, что оказывает положительное влияние на гомеостаз и процессы клеточного метаболизма. К тому же образующиеся пузырьки на поверхности псевдожидкости оказывают мягкое равномерное механическое воздействие на периферийные нервные окончания кожи и мышц, и происходит тонизирующее влияние на центры дыхания и кровообращения младенцев с пораженной нервной системой, способствуя быстрому восстановлению функций организма.
- Мы такое оборудование называем космическим –его изначально использовали для реабилитации космонавтов, долгое время проведших в состоянии невесомости, - делится Елена Ахтанина. – И это закономерно – метод сухой иммерсии как раз моделирует эффект невесомости и вызывает релаксацию, мягкое тонизирование периферических нервных окончаний и улучшение микроциркуляции в тканях. Детишки начинают получать такую терапию еще на втором этапе, и после выписки назначаем ее курсами. Мы как бы временно возвращаем ребеночка во внутриутробную жизнь, о которой у него остаются очень приятные и радостные воспоминания, что помогает ему лучше адаптироваться в этой. Ведь рождение – огромный стресс для любого малыша, особенно недоношенного. Из теплого и уютного мирка он попадает в абсолютно чуждую среду. Именно поэтому в реанимации новорожденных действует «правило трех Т» – тепло, темно и тихо.
А с начала наступившего года в детской поликлинике организован прием врача-реабилитолога, мануального терапевта, к.м.н. Ирины Вавиловой, включающий комбинированное использование современных мануальных мягкотканых методик, лечебной гимнастики, остеопатии и массажа. Они позволяют проводить эффективную терапию при различных проявлениях перинатальной патологии.
Для оказания полного спектра профильной помощи в отделении выполняются все виды необходимых исследований – ультразвуковая диагностика любых органов и систем, эхокардиография (УЗИ сердца), электроэнцефалография, ЭКГ, нейросонография, холтеровское мониторирование, биохимические исследования, ПЦР-диагностика, ИФА-исследования, иммунограмма, микробиологические исследованияи др.
Консультативный прием ведут педиатры, неврологи, офтальмологи, детский хирург, оториноларинголог, ортопед-травматолог, врачи функциональной и ультразвуковой диагностики.
К гармоничному развитию личности
Как подчеркивает Елена Александровна, вышеперечисленные методики благополучно и в полном объеме используются для успешной абилитации появившихся на свет раньше срока младенцев. Данные услуги оказываются рожденным в перинатальном центре и по направлению из поликлиники по месту жительства маленьких пациентов по полису ОМС. И они же могут применяться в отношении доношенных детей, перенесших те или иные заболевания на раннем сроке жизни, но на платной основе. Причем их стоимость намного демократичней и доступней, чем в частных медцентрах.
- При обращении к нам любой приморской семьи мы предлагаем полный перечень видов консультативно-лечебной и реабилитационной помощи, имеющихся в нашем арсенале, - обращает внимание заместитель главного врача по педиатрии. –Особенно я бы рекомендовала занятия в сенсорной комнате – любой ребенок является вдумчивым наблюдателем и великим имитатором, и для всестороннего развития малыша нужно всячески поощрять его желание познавать этот мир. Тяжело развиваться, просто лежа в кроватке или коляске и глядя в потолок. Многие мамы знают, что ребенок часто просится на руки, чтобы его носили лицом вперед – это не блажь, а потребность знакомиться с окружающим миром, постоянно входить с ним в контакт. Если он будет слышать хорошую музыку, смотреть на красивые предметы, то и восприятие действительности сформируется соответствующее. Наши мудрые бабушки не зря насыпали крупу в кастрюли, чтобы малыш с ней играл – в результате развивается мелкая моторика, ведь на кончиках пальцев умещается весь головной мозг. В сенсорной комнате все условия для этого есть – разнообразные развивающие доски, стенды, и пр., детки учатся застегивать замочки, пуговички, липучки на кроссовках.
У меня накоплен богатый опыт в педиатрии, я по выражению лица ребёнка могу понять, в какой – благоприятной или не очень - домашней обстановке он растет и воспитывается. Даже у новорожденной месячной крохи на личике написано, комфортно ему живется в этой среде или нет. А если ребёночку полгода и больше, то все это читается очень легко – когда малыш счастлив, он постоянно улыбается, не боится громких звуков. И мы как раз предлагаем родителям прийти и научиться воспитать радостного малыша даже, к примеру, в не совсем подходящих бытовых условиях. Нередко родители убеждены, что обучение по системе Монтессори можно пройти только в частных центрах, но это не так. При этом, во-первых, там есть ограничения по объему и количеству посещений, а во-вторых, прейскурант в коммерческих клиниках с нашим не сравнить, и эти услуги у нас намного доступней. Также важно, что после консультации и обучающего цикла клинический психолог поддерживает дистанционную связь с мамой, консультирует ее по всем возникающим вопросам.
Таким образом, в перинатальном центре аккумулированы все последние достижения мировой научно-медицинской мысли в плане ранней и эффективной абилитации малышей. При этом применяемые методики щадящие, доставляют массу приятных ощущений маме и ребенку и благотворно воздействуют не только на физическую, но и психоэмоциональную сферу.