На пороге революции в онкологии
8159
Иммунотерапия злокачественных опухолей на сегодняшний день является наиболее многообещающим направлением в онкологии. В 2013 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США (FDA) официально присвоила ей статус прорывной терапии. Благодаря данному методу смертность пациентов в течение одного года с момента постановки диагноза снижается, а в сравнении со стандартной химиотерапией, которая при отдельных опухолях дает 5% положительных результатов, иммунотерапия обеспечивает уже до 42% таких результатов при сохранении стойкой ремиссии свыше трех лет. В связи с этим сегодня интерес к иммунотерапевтическим подходам в лечении рака колоссальный,и он продолжает стремительнорасти. В Приморье иммунотерапия доступна в трех учреждениях – краевом онкодиспансере, медцентре ДВФУ и ДВОМЦ ФМБА России.
Все гениальное – просто
По словам врача-онколога и специалиста по борьбе с метастатическими опухолями,к.м.н. Гранта Гуляна, более 100 лет ученые пытались подтолкнуть иммунную систему человека к борьбе с раком. Было испробовано большое количество стратегий, но только одна из них – блокирование иммунных контрольных точек – оказалась эффективной при различных вариантах онкологических заболеваний. Иммунные контрольные точки являются специальными белками, которые действуют на иммунную систему как тормоз, позволяя иммунитету работать, когда нужно и сколько нужно. Бурное развитие клинических исследований в этой области, началось с 2011 года, когда первый онкоиммунотерапевтический препарат «Ипилимумаб» (США) продемонстрировал удивительные результаты в лечении меланомы кожи.
- На сегодняшний день мы имеем целых ряд таких препаратов – «Ниволумаб», «Атезолизумаб», «Пембролизумаб», «Ипилимумаб» и дополнительные лечебные опции в лечении немелкоклеточного рака легкого, опухолей головы и шеи, уротелиального рака, рака желудка, рака кишечника, лимфомы Ходжкина и меланомы, - обращает внимание Грант Самсонович. - Но, несмотря на множество плюсов иммунотерапии, многие из пациентов с этими опухолями либо не отвечают на такую терапию, либо она дает лишь кратковременный эффект. Что, безусловно, является основанием продолжать дальнейшие клинические исследования с целью понять, почему половина больных на лечение все-таки не реагирует.
В ноябре этого года в рамках XXII Российского онкологического конгресса было представлено множество докладов и результатов крупных международных клинических исследований, посвященных иммунотерапии.
- При этом 90% докладов были связаны исключительно с иммунотерапией! – акцентирует врач-онколог. - Для сравнения - еще в прошлом году на предыдущем конгрессе докладам по данной теме посвятили только порядка 40% сессий. Что еще раз подтверждает тот факт, что на сегодняшний день мы с вами являемся свидетелями и участниками настоящей революции в онкологии! Возникает закономерный вопрос: доступна ли иммунотерапия в Приморском крае? Да, доступна. Во Владивостоке - по крайней мере в трех медучреждениях. Это Приморский краевой онкологический диспансер, Дальневосточный окружной медицинский центр и медицинский центр ДВФУ, где есть те или иные препараты, и где их активно и успешно применяют. В некоторых клиниках с прошлого года даже начали работать исследовательские программы по данному направлению. Надеюсь, что в наступившем году в связи с принятой национальной онкологической программой, обеспечение инновационными препаратами в нашем регионе улучшится, и мы сможем назначать ингибиторы иммунных контрольных точек большему числу пациентов.
Грант Гулян уточняет, что иммунотерапия все же не является панацеей и основным методом лечения. Это вспомогательное средство, химио- и таргетную терапию пока никто не отменял. Каждый препарат подбирается под конкретного больного, здесь очень важны индивидуальные особенности иммунитета и биология опухоли, с которой предстоит бороться.
- Но в целом научное сообщество настроено более чем оптимистично, иммунотерапия действительно показывает хорошие результаты и позволяет спасать жизни пациентам, которым не помогают другие средства, - подчеркивает специалист. - Сама идея проста и гениальна: ничто так не справится с болезнью, как собственный иммунитет. С помощью фармпрепаратов нужно лишь направить его и поддержать.Наиболее яркие успехи в иммуноонкологии достигнуты в области лечения метастатической меланомы. В этом году мы начали терапию пациентов с запущенными формами данного заболевания, которым не помогали стандартные методы. У каждого из них мы добились стойкого иммунного ответа, характеризующегося гибелью всех отдаленных метастазов в жизненно важные органы. Лечение ни у одного из больных не сопровождалось развитием интоксикационного синдрома и хорошо переносилось, даже у граждан старшей возрастной группы. Это показывает нам возможность применения данного вида лечения у весьма широкой когорты пациентов с метастатическими раками вне зависимости от общего состояния и возраста.
Атаковать и уничтожить рак
Чтобы не быть голословным, Грант Самсонович приводит конкретные случаи из собственной клинической практики в ДВОМЦ ФМБА России:
- К нам обратились пациенты с метастатической меланомой, меланомой глаза, раком желудка, раком мочевого пузыря и раком кишечника. Каждый из них уже ранее получал в нашей клинике, а также в других медцентрах России и Южной Кореи различные виды противоопухолевой помощи. Больным с раком желудка, головы и кишечника ранее проводилась комбинированная химиотерапия с таргетными препаратами («Авастин», «Вектибикс», «Эрбитукс», «Залтрап», «Цирамза»), к которым у них со временем развилась резистентность, и у опухоли появился потенциал для дальнейшего распространения.
Кроме того, на фоне такой интенсивной терапии у многих пациентов появилась токсическая непереносимость к цитостатикам, которая не позволяла продолжать химиотерапию. Мы стояли перед выбором:или прекратить какое-либо противоопухолевое лечение, либо попробовать самые современные иммунные препараты. Учитывая желание пациентов и родственников продолжить борьбу с заболеванием, мы начали анти PDL- терапию. Ее суть заключается во внутривенном введении иммунного препарата каждые две недели минимум 4,8 месяца.За это время у больного должны появиться собственные Т-лимфоциты, которые начнут распознавать опухолевые клетки, и иммунная система станет уничтожать опухоль и ее метастазы. Мы отметили хорошую переносимость, отсутствие выраженного токсического воздействия препаратов. Иногда отмечалось повышение температуры тела, но легко купировалось назначением Аспирина.
У всех пациентов была отмечена стабилизация процесса, отсутствие дальнейшего прогрессирования основного заболевания. Некоторые из них продолжают назначенную терапию. Учитывая столь потрясающий и весьма обнадеживающий результат, мы планируем значительно увеличить число пациентов, которым будет проведена иммунотерапия во второй линии. Тем более государство в настоящее время выделяет значительные средства для оказания высокотехнологической онкологической помощи по квотам за счет федерального бюджета.
Кстати, видя очевидные успехи в освоении приморскими онкологами новой технологии лечения, некоторые фармакологические компании заинтересовались сотрудничеством с медицинским центром ДВФУ, предлагая программы раннего доступа к самым современным препаратам, которые только начинают выходить на российский рынок.
- Таким образом, у наших пациентов теперь есть возможность апробировать самые передовые схемы лечения в рамках данной программы, что является уникальным для Дальнего Востока России случаем, - делится Грант Гулян. - Это позволяет нам быть в числе мировых лидеров, которым доступны новейшие препараты одновременно со всеми международными противораковыми центрами. В настоящее время мы являемся свидетелями революции в лечении метастатических раков, все больше и больше приморских пациентов будут получать иммунную терапию, и это значительно увеличит продолжительность их жизни с сохранением ее высокого качества. Сбывается мечта человечества – научить собственный иммунитет атаковать и уничтожить свою же опухоль!