Медицинские контуры цифрового будущего

5245
ГАУЗ «Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр» на протяжении последних лет выступал генератором передовых идей, эффективным инструментом и практической площадкой для внедрения актуальных IT-технологий в региональное здравоохранение. Произошел пусть не глобальный, но прорыв информатизации приморской медицины на всех уровнях, который обеспечил условия для еще более масштабных,но в то же время тщательно продуманных маневров с целью объединения достоверных сведений на единой платформе и их использования для успешного решения стоящих перед отраслью задач.

ИТ в медицине, Мария Волкова, ПК МИАЦ, Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр
 
Системы регионального уровня
 
Как рассказала корр. портала VladMedicina.ru директор ПК МИАЦ Мария Волкова, с 2013 года произошел большой прорыв в разработке и внедрении качественных информационных продуктов в сферу медицинской деятельности с активным вовлечением в эту работу всех организаций здравоохранения Владивостока и Приморья.
 
- Безусловно, это переход на автоматизированный сбор ежегодной отчетной статистической информации от ЛПУ края, - акцентирует Мария Викторовна. – Главное, что на сегодняшний    день такой формат работы адекватно воспринимается и сотрудниками МИАЦ, и ответственными за предоставление сведений в самих лечебных учреждениях. Не скрою, на первых порах ощущалось определенное сопротивление с обеих сторон, но сегодня схема полностью отработана и вопросов не возникает. Конечно, в учреждении продолжается традиционная ежедневная работа по составлению мониторингов, но и она оптимизирована – сегодня благодаря полной автоматизации сведение и анализ информации занимает гораздо меньше времени, чем пять лет назад. 
 
Также за этот период создано несколько информационных систем регионального уровня. Часть из них функционирует уже полноценно, какие-то находятся на этапе доработки и внедрения. Так, с 2015 г. начала функционировать ИС «Демография», в которой все медучреждения выписывают свидетельства о смерти в электронном виде, а в этом году запущен модуль рождаемости. На следующем этапе мы добавим в систему данные о населении, и она будет использоваться для всестороннего анализа демографических тенденций и показателей. 
 
В ПК МИАЦ успешно внедрена информационно-аналитическая система «БАРС.Web-Своды», которая позволяет проводить централизованный анализ и мониторинг данных в медицинских организациях. С февраля этого года в рамках проекта «Развитие информационных технологий в здравоохранении Приморского края на 2017-2021 годы» был запущен единый портал записи на прием к врачу Приморского края er25.ru. С этого момента все жители региона получили возможность воспользоваться электронной услугой при помощи нового сервиса взамен выведенной из работы старой системы, которая располагалась по адресу registratura25.ru.
 
Единое хранилище актуальной информации
 
Специалисты ПК МИАЦ проделали масштабную работу при проектировании данного сервиса, который в следующем году будет расширен и дополнен. Также благополучно реализуется важный блок  проекта по подключению лечебных учреждений края к центральному архиву медицинских изображений (ЦАМИ) с возможностью обмениваться рентгеновскими снимками в сети интернет по защищенным каналам связи между ЛПУ разного уровня с целью получения по ним квалифицированных заключений профильных специалистов. Еще в перечне рабочих и действующих систем – мониторинг беременных, теле-ЭКГ.
 
- Все это – верхушка айсберга, видимый аспект нашей работы, регулярно транслируемый во внешнюю среду и понятный врачам и пациентам, - делится руководитель ГАУЗ «ПК МИАЦ». – Но и есть и подводная, скрытая и не менее глобальная часть. Так, сейчас идет активное наполнение уже внедренной системы «Ресурсное обеспечение сферы здравоохранения Приморского края», которая выступает в роли единого информационного хранилища управленческого уровня. Это регистры медицинских работников, лечебных учреждений, изделий медицинского назначения, и сведения об IT-структуре ЛПУ. Это очень объемная система, она была специально написана под нас, и интегрирована с федеральным регистром медработников и паспортом. В начале года мы выгрузили все сведения из ФРМР на региональную платформу, и теперь медицинские организации занимаются их актуализацией.
 
Раньше мы не могли в полном объеме работать с федеральным регистром, и в процессе передачи данных выяснилось, что есть достаточно много неточностей и несоответствий. На сегодняшний день мы можем видеть эту информацию и продуктивно работать с ней, цель - сократить до минимума временные затраты на создание мониторингов и запросов и черпать актуальные данные о сотрудниках, оснащении медицинских организаций непосредственно из системы. Тем самым обеспечивается принцип централизации и создания единого источника достоверной нормативно–справочной информации, который облегчит ручной труд для ЛПУ, позволит нам выполнить поставленную Минздравом России задачу по ведению регистров  и станетполезным инструментом для руководителей органов власти  при принятии управленческих решений.Вся информация в единообразном виде будет передаваться в департамент здравоохранения и дальше на федеральный уровень.
 
Держать руку на пульсе времени
 
По наблюдению Марии Волковой, за пять лет информатизации приморской медицины существенно возросло понимание важности этого аспекта деятельности со стороны главных врачей бюджетных учреждений здравоохранения:
 
- Сегодня большая часть руководителей ЛПУ поменяли свое отношение к новым информационным технологиям, и что особенно радует – многие начинают осознавать собственную потребность в их успешном внедрении. Такое изменение сознания и восприятия самым положительным образом способствует нашему общему поступательному движению вперед. Сегодня я уже не вижу откровенного сопротивления этим процессам, которое имело место быть раньше. И даже те отдельные и немногочисленные  главврачи, которые в душе выступают их противниками, уже не могут открыто и публично в этом признаться. Они просто не вникают в суть данных информационных проектов, полностью перекладывая их реализацию на IT-специалистов. А те, кто понимает их важность и значимость, не остаются в стороне, принимают в этом активное и непосредственное участие. И таких современных грамотных руководителей, в прямом смысле держащих руку на пульсе времени, становится все больше.
 
Можно поставить дорогую цифровую аппаратуру, сложное программное обеспечение, провести каналы связи, но если не будет понимания руководителя учреждения, ничего с мертвой точки не сдвинется. Пожалуй, я не буду озвучивать аутсайдеров, но ЛПУ, находящихся в авангарде информатизации, думаю, назвать стоит. Это Владивостокские поликлиники №1 и №6, «первая» клиническая больница Приморья, Краевая клиническая больница №2, Приморский краевой онкодиспансер, ВКБ №1, перинатальный центр, Спасская, Уссурийская и Арсеньевская городские больницы.
 
В связи с этим хочу отметить еще одну тенденцию, связанную с изменением в лучшую сторону взаимоотношений IT-специалистов медицинских учреждений. Путем проведения совместных мероприятий, создания общего чата и службы техподдержки, работы в единой связке по реализации проектов постепенно возникла устойчивая коммуникативная связь между сотрудниками ПК МИАЦ и работниками профильных отделов медицинских организаций. Такие коммуникации систематизируют и упрощают нашу совместную деятельность, облегчают взаимодействие для решения общих системных задач. В результате можно говорить оформировании своего рода «айтишного» братства, профессионального сообщества IT-специалистов, работающих в лечебных учреждениях.
 
А доля у них непростая – зачастую их воспринимают как универсальных мастеров на все руки, которые должны уметь настраивать, чинить и устанавливать все, что связано с компьютерами. Между тем в данной сфере, как и собственно в медицинской, существует четкое разделение по профилям и специализациям. Кто-то занимается техникой и железом, кто-то пишет программы, кто-то сопровождает информационные системы, и т.д. С одной стороны, такое отношение свидетельствует об их высокой востребованности, с другой – нередко препятствует и мешает выполнению своих прямых обязанностей. И я хочу выразить огромную благодарность IT-специалистам, которые за небольшие деньги тянут воз этой непростой работы, на местах обеспечивая процесс информатизации здравоохранения. 
 
На пути к реализации национальных проектов
 
Как подчеркивает Мария Викторовна, в настоящее время существуют объективные трудности при реализации всех вышеуказанных проектов. И связаны они с недостаточной технической оснащенностью ключевого звена – самих лечебных учреждений.
 
- Если сравнить информатизацию в здравоохранении края с деревом, то, когда мы говорим о предоставляемых пациентам сервисах, возможностях для медицинских организаций обмениваться информацией между собой в региональной МИС,- это крона, но мы нередко забываем про базис, корни, - поясняет директор ПК МИАЦ. -  Каждое лечебное учреждение должно быть оснащено автоматизированными рабочими местами, защищенными в соответствии с требованиями законодательства и медицинскими информационными системами. Нужно, чтобы все это работало в полном объеме и без сбоев, только тогда можно оттуда брать все необходимые сведения и говорить о реализации заявленных сервисов.
 
На самом деле мы растим дерево, а у внушительной части корней оказывается слабая подпитка, недостаточное техническое оснащение. Не хватает АРМ, нет сетей и полноценно функционирующей информационной системы. В результате приходится постоянно искать какие-то подпорки, дополнительные технические решения, чтобы крона этого дерева жила. Поэтому сейчас крайне важно дооснастить ЛПУ и выстраивать систему снизу, начинать от корней, чтобы действительно обеспечить прорыв в данной области.
 
В 2013 году завершилась программа модернизации здравоохранения, которая стала базовой,и, по сути, заложила основу для дальнейшей информатизации приморских ЛПУ. В период с 2014 по 2016 г. в условиях очень незначительного финансирования из краевого бюджета нам удалось обеспечить внедрение таких ИС, как «Демография» и «Web-Cводы», создать региональную «шину», которая по различным протоколам интегрируется с другими информационными системами и позволяет МО осуществлять свою деятельность на портале госуслуг. В 2017-2018 г. появилось финансирование на краевом уровне, мы начали региональные проекты по мониторингу беременных, ЦАМИ.
 
А с 2019 по 2024 г. наступит период реализации федеральных национальных проектов, в частности, «Цифрового контура». По большому счету это базовый, обеспечивающий остальные проект, который окончательно поставит на информационные рельсы все заявленные направления. Это позволит довести до логического завершения начатые инициативы и завершить формирование единой государственной информационной системы и общего цифрового пространства в сфере здравоохранения.




  Рейтинг: 5, Голосов: 9



Поделиться
5245
Личный кабинет