Стратегический подход к образованию врачей
5330
В октябре в Москве состоялась IX международная конференция и выставка «РОСМЕДОБР-2018. Инновационные обучающие технологии в медицине» при поддержке Министерства здравоохранения РФ, Европейского общества по симуляции в медицине (SESAM) и Международной ассоциации по медицинскому образованию (АМЕЕ). Также в рамках мероприятия прошел VII съезд Российского симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2018». В качестве экспертов на мероприятие были приглашены сотрудники Тихоокеанского государственного медицинского университета. Среди них был - проректор по дополнительному образованию и аккредитации ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Сергей Лебедев.
На волне всеобщего прогресса
- Сергей Васильевич, поделитесь своими впечатлениями о прошедшем мероприятии.
- РОСМЕДОБР - это большая конференция международного уровня, где ежегодно собираются представители медицинских образовательных организаций России и зарубежных стран. В практику организаторов буквально с первых съездов вошло приглашение ведущих специалистов в сфере образовательных технологий из-за рубежа. Готовят это мероприятие высокие профессионалы, работающие в гуще событий. Подчеркну, что конференция не для «начинающих»: каждый год там собираются специалисты со стажем преподавания порою в несколько десятилетий, и вопросы обсуждаются самые насущные, отвечающие актуальным проблемам современного медицинского образования!
Последние годы РОСМЕДОБР процентов на 60 посвящается острым вопросам аккредитации специалистов – эта тема сегодня активно развивается, крайне востребована и во многом вызывает интерес у практического здравоохранения. В этой области есть еще неурегулированные аспекты, поэтому большая часть секций была посвящена этой теме. Много говорилось о развитии симуляционных технологий в обучении как студентов, так и врачей на последипломном этапе образования. И, конечно, IX предъюбилейная международная конференция не обошлась без обсуждения вопросов непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Первый день был посвящен осмотру симуляционного центра Боткинской больницы – крупнейшего многопрофильного медучреждения г. Москвы.
Каждый из участников подобных конференций, как правило, представляет свой симуляционный центр, знает и гордится достижениями родного вуза. К примеру, Институт симуляционных и аккредитационных технологий ТГМУ, оснащенный передовым учебным и тренинговым оборудованием, по праву считается одним из лучших в АТР. Он включает в себя тренажеры мануальных навыков, инструментальных методов диагностики, эндоскопических вмешательств, родовспоможения, учебные компьютерные 3D-технологии. Все это позволяет достоверно моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников.
Но, посмотрев на симуляционно-тренинговый центр Боткинской больницы, мы для себя вынесли много полезного. В первую очередь, благодаря практически полной направленности на симуляционное образование врачей, это немножко другой взгляд на построение тренировочных зон. Ключевая концепция обучающего центра - сделать тренировки максимально приближенными к условиям оказания помощи. К примеру, если речь идет об отработке навыков на хирургических симуляторах-манекенах, то все должно быть построено так, как будто ты находишься в настоящей операционной. По такому же принципу в идеале должна быть выстроена работа в симуляционном родильном зале, кабинете врача общей практики, эндоскопическом отделении и т.д. Несмотря на то что, в отличие от коллег Боткинской больницы, мы работаем и со студентами, и с врачами в рамках системы дополнительного медицинского образования. Безусловно, некоторые элементы того, что мы увидели в симуляционом центре Боткинской больницы, мы планируем внедрять и у себя. Это как раз и есть составляющие полезного практического выхода от посещения таких конференций. На сегодняшний день мы имеем приглашение побывать в ГКБ им. С.П. Боткина уже с рабочим визитом, для того чтобы более предметно ознакомиться с техническими нюансами по организации работы центра.
Второй и третий день мероприятия были построены больше по классическому принципу – это была интерактивная конференция с возможностью участвовать, голосовать, задавать вопросы в режиме реального времени. Интересно наблюдать, как быстро входят современные технологии в практику. Если в прошлом это были бумажные программы и общение посредством микрофонов, при помощи которых можно было задавать вопросы (но до кого дойдет микрофон, до кого нет - неизвестно), то в этот раз участники пользовались удобными мобильными приложениями - со схемами, с расписанием, с возможностью задать вопрос в режиме онлайн. Все это очень оживляло дискуссию. Мы слушаем лекцию, тут же пишем вопрос, он автоматически появляется на экране, и лектор сразу его комментирует. И вот эти элементы электронного взаимодействия применяются сегодня в образовании. Симуляционные технологии – это работа руками, дистанционные электронные технологии - это возможность работать глаза в глаза с очень большой аудиторией людей, одновременно устанавливая личный электронный контакт с каждым.
Все секции и мастер-классы были чрезвычайно насыщены и интересны. «Менеджмент симуляционного центра», «Использование виртуального пациента для формирования клинического мышления у обучающихся», «Опыт применения авторской методики КЛАСС для профилактики синдрома профессионального выгорания и стресса, управления психоэмоциональным состоянием в жизни и работе врача», «Инновационные разработки, методики и технологии в симуляционном обучении» - лишь некоторые из представленных тем.
В обсуждениях участвовали специалисты из-за рубежа, в частности, выступали известные доктора как Сев Перельман (Канада), Анжело Сальвуччи (США), Робин Уоттен (США), Илья Шехнер (США) и др. Из России представили свои доклады: Всеволод Лыхин, Олег Кныш, Александр Чиндясов, Зульфия Зарипова и т.д. Сегодня в медицинском образовании нет границ, и, к счастью, нет политических дискуссий и споров. И можно сделать вывод, что российское симуляционное образование в медицине практически по всем позициям идет вровень с лучшими международными практиками. Наша общая цель – это подготовить высококлассного врача. Для этого мы и обмениваемся опытом, ничего не скрывая друг от друга, и работаем в тесном содружестве.
НМО – траектория профессионального развития
- Какие сегодня прогнозы дают эксперты в отношении системы НМО? Этот вопрос долгое время был открытым…
- С трибуны высокого уровня звучит прямо и однозначно: дискуссию о том имеет ли право на существование непрерывное медицинское образование надо считать закрытой. Система НМО в России будет, более того - она уже есть. Это состоявшийся признанный всеми факт.
Поэтому все споры по поводу того, быть или не быть системе НМО, перешли в другую плоскость, что на «РОСМЕДОБР – 2018. Инновационные обучающие технологии в медицине» было четко продемонстрировано. Теперь главная задача состоит в том, чтобы понять, как правильно сформировать траекторию этого обучения: иными словами мы перешли к разбору технических и практических аспектов. В медицинском сообществе пока есть разные точки зрения на то, как это делать. Но мы для себя убедились в одном – 1,5 года назад мы пошли совершенно правильным путем. Мы предлагаем всем врачам, кто выбирает наш вуз как приоритетную организацию – тем, кто верит нам и готов у нас учиться в режиме НМО – индивидуальную траекторию обучения. Речь идет, по сути, о персональной пятилетней программе образования.
Забегая вперед, скажу, что сейчас в здравоохранении Приморского края начинает реализовываться пилотный проект по отработке механизма создания и утверждения индивидуальных траекторий медобразования в системе НМО. Над проектом работает ТГМУ, департамент здравоохранения АПК и несколько крупных медицинских организаций. Один из участников соглашения – ПК МИАЦ – специалисты центра включены в рабочую группу для того чтобы перевести все на язык программного обеспечения.
Итоговый документ будет закрепляться с трех сторон – работник (его позиция однозначно учитывается, приветствуется и берется за основу), работодатель, и образовательная организация в лице медуниверситета. При этом каждая из сторон будет в выигрыше. Врач защищен, он учиться ровно тому, чему надо, и это согласовано с работодателем. Работодатель знает, сколько времени надо выделить на его образование: требуется ли привлечь какие-либо источники для образовательной деятельности, можно ли претендовать на бесплатное, в рамках госзадания обучение и т.п. В свою очередь медуниверситет четко понимает, как спланировать свою работу. Оптимальные расходы финансовых и временных ресурсов на образование врача позволят качественно улучшить сам подход к системе НМО.
Значительная часть «РОСМЕДОБР-2018» была посвящена аккредитации. Согласно приказам Минздрава России в 2019 году в аккредитацию впервые войдут врачи-ординаторы, которые оканчивают вуз по узким специальностям, и доктора, которые проходят профессиональную переподготовку. До сих пор возникает немало вопросов по этому поводу. К примеру, только наш университет осуществляет подготовку более чем по 70 специальностям ординатуры.
В Москве было озвучено, что планируется поэтапный ввод специальностей в систему первичной специализированной аккредитации. Первые 13 уже известны. Это значит, что врачи-ординаторы, которые оканчивают ординатуру по этим специальностям вместо сертификационного экзамена и сертификата (привычного документа в системе здравоохранения) в следующем году пройдут аккредитацию и получат свидетельство об аккредитации по узкой (выбранной ими) специальности. Так они вступят в систему НМО, и затем в течение жизни будут непрерывно повышать квалификацию, каждые 5 лет подтверждая аккредитацию.
Но конференция не была бы конференцией, если бы это были лишь декларативные заявления. Нам были подготовлены и показаны станции практического экзамена – это самая сложная часть аккредитации, заключающаяся в определении уровня подготовки по практическим навыкам. Нужно сказать, что Российское общество симуляционного обучения в медицине (Росомед) провело большую работу по разработке паспортов станций для первичной специализированной аккредитации.
И почти по всем специальностям, которые планируются в 2019 году вывести на аккредитацию, нам в живом режиме были показано, как проходит доктор все испытания. Что для этого нужно, как ведет себя испытуемый, как ведет себя эксперт, как функционируют манекены, какие навыки нужно проверять. По каждой специальности будет минимум шесть станций, в перспективе их будет не меньше чем 12 – это мировая тенденция, и РФ к этому придет.
Сверив позиции нашего университета по основным представленным на конференции направлениям (симуляционное образование, симуляционные технологии, НМО и аккредитация), мы поняли, что идем верным путем и не отстаем. Мы также обозначили для себя ресурсы, которые нам нужны для дальнейшего роста и развития. Так что заряд положительных эмоций получен, и нам предстоит активная работа в грядущем нелегком 2019 году.
Образование для всех
- Сергей Васильевич, а как сегодня продвигается дистанционное обучение в университете?
- В прошлом году наш вуз вступил в эру дистанционного электронного образования – в 2017 году многолетняя работа с попытками обозначить этот вопрос закончилась принципиальным решением ректора Валентина Шуматова, что электронным технологиям в образовании в ТГМУ быть.
По результатам этого решения был создан дистанционный портал, были разработаны основные нормативные и методические документы, подготовлен и проведен один 18-часовой электронный модуль по специальности «Организация здравоохранения» (раздел «Анализ общественного здоровья»). Модуль прослушали 224 врача из Приморья и Сахалинской области, и согласно внутренней системе учета мы реализовали 4 032 человеко-часа образовательных программ в электронном виде.
За восемь месяцев этого года уже разработано 20 модулей по дополнительному профессиональному образованию, причем длительность каждого из них составляет до 108 часов! На этих 20 развернутых полноценных модулях прошло обучение 306 слушателей – это 32 500 человеко-часов образовательной подготовки. Сегодня в модулях представлены многие клинические дисциплины: кардиология, хирургия, эпидемиология, онкология и пр. В структуре высшего образования разработаны 32 электронные образовательные программы (модули) разной длительности и направленности для студентов. Только сравните эти показатели: одна программа в прошлом году и свыше 50 - в текущем!
Сегодня много говорится о том, каково должно быть место электронных образовательных программ в медицинском образовании. На профильных университетских комиссиях и заседаниях Ученого совета ТГМУ эта дискуссия также не раз возникала. Итоги активных размышлений о перспективах и особенностях электронного образования в медицине подвел ректор ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России Валентин Шуматов. Он подчеркнул явную необходимость продолжать развитие этой образовательной технологии, учитывая стремительное развитие электронных информационных потоков в современном обществе и медицине, новые ресурсы мотивации студентов и специалистов к освоению знаний, принципиально более высокие возможности контроля сформированных компетенций. Вместе с тем, по мнению ректора, внедрение электронного образования не должно подменять или нарушать баланс с практической подготовкой в современнейшем симуляционном центре университета и на базах практической подготовки. В итоге сегодня мы активно внедряем подход 3 к 1. Это значит, что ¾ части образовательных программ в рамках теоретической подготовки уводится в электронную систему. Тогда как ¼ часть - это напряженные очные интенсивные тренировки.
Таким образом, мы пытаемся максимально оптимизировать учебный процесс, повысить его качество и дать новые знания врачам. Это принципиально иное качество усвоения материала. От теории никуда не уйти, но она должна быть в электронном виде, в удобное для пользователя время, на любом устройстве. Мы также экономим время преподавателя. Но когда учащиеся приходят на очную часть, то уже никаких теоретических рассуждений быть не должно - это уже подготовленная группа, она прослушала электронный весь компонент, и это реальная отработка практических знаний. Ученый совет полностью поддержал данное направление, и теперь на ближайшую перспективу мы видим однозначное повышение активности в переводе наших теоретических программ в электронную форму.
Таким образом, мы пытаемся максимально оптимизировать учебный процесс, повысить его качество и дать новые знания врачам. Это принципиально иное качество усвоения материала. От теории никуда не уйти, но она должна быть в электронном виде, в удобное для пользователя время, на любом устройстве. Мы также экономим время преподавателя. Но когда учащиеся приходят на очную часть, то уже никаких теоретических рассуждений быть не должно - это уже подготовленная группа, она прослушала электронный весь компонент, и это реальная отработка практических знаний. Ученый совет полностью поддержал данное направление, и теперь на ближайшую перспективу мы видим однозначное повышение активности в переводе наших теоретических программ в электронную форму.
В целом реакция положительна со стороны слушателей. Мы не встречаем противодействия или какой-то негативной оценки. Многие говорят, что освоение программ стало более интенсивным, даже в плане теоретической части. Да, есть трудности где-то с каналами связи, но это объективная ситуация – все-таки хороший электронный контент требует скоростного интернета: видеосъемку той же операции нужно смотреть в отличном качестве.
Слушатели также отмечают, что серьезная система оценки качества усвоения информации вызывает необходимость более активно изучать материал. В модули включены сложные, многоступенчатые тесты и ситуационные задачи. Но так как в здравоохранении Приморья работают специалисты, приученные усердно трудиться и все время повышать свой профессиональный уровень, это не вызывает негативной реакции. Наоборот – люди концентрируются, мобилизуются и справляются со всеми этими испытаниями. За весь период 2018 года не было тех, кто не справился с электронной образовательной системой. И не было тех, кто был отчислен за неуспеваемость или ушел сам по своему желанию. Это весомый показатель. Все справились, и все вышли на очную часть. Важно и то, что модули насыщены новой информацией, и врач, изучив весь объем, действительно может быть уверен в том, что он получил передовые знания по теме. Причем в отличие от старых систем преподавания переход на электронные методики стимулирует не только слушателей более активно заниматься и все время проверять свои знания, но он и не в меньшей степени побуждает и создателей циклов вносить туда новые знания. Так что это обоюдовыгодный процесс.
В завершении хочется привести слова ректора Тихоокеанского медицинского университета Валентина Шуматова, сказанные на Ученом совете: «Сегодня реализация федеральных проектов, посвященных развитию здравоохранения Российской Федерации, решению вопроса повышения квалификации врачебных кадров, является важнейшей задачей, стоящей перед коллективом вуза. Успешное и последовательное внедрение и развитие современных электронных образовательных технологий, системы аккредитации специалистов и принципов непрерывного медицинского и фармацевтического образования, умноженное на принципиальное значение персонального вклада каждого сотрудника ТГМУ в реализацию стратегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее!