Галина Павлова: терапия – это всегда головоломка!
7520
Людей¸ искренне любящих свою профессию, видно сразу. Эта любовь проскальзывает в каждой фразе, жесте и взгляде, становится спасительным маяком и надежным якорем среди жизненных бурь и невзгод. Заместитель главного врача по медицинской части медицинского объединения ДВО РАН Галина Павлова посвятила этой благородной профессии более 40 лет. По собственному богатому опыту она знает, что все самое сложное и непонятное достается терапевту, который обязан думать, искать значительно шире, чем специалист других лечебных профилей.
В интервью порталу VladMedicina.ru доктор рассказала о своем пути и наставниках в профессии, непростых и увлекательных вехах работы, коллегах и пациентах, реализованных проектах и источниках сил и энергии.
- Галина Григорьевна, в вашей семье были медицинские работники?
- Я выбрала этот путь первая, но после меня в нашей родне появились еще два врача, мои племянницы (офтальмолог и педиатр). Медицина увлекала меня с детства так, что после окончания школы выбора передо мной не стоялою. Я целенаправленно поступила на лечебный факультет Владивостокского государственного медицинский института (ныне ТГМУ).
- Вы родом из Владивостока?
- Да, родилась во Владивостоке, на Седанке и сейчас живу там же. С любовью и ностальгией вспоминаю школьные годы, до сих пор поддерживаю теплые дружеские отношения со своими одноклассниками. Моя лучшая подруга, с которой вместе поступали в институт, долгие годы работала главным врачом одной из поликлиник. Как вышли из одного класса, так и прошагали вместе по жизни как врачи.
- А почему терапия?
- Практически каждый пациент начинает свой поход в поликлинику с приема у врача-терапевта. Если плохо и нужно вызвать врача на дом, это опять же терапевт. После окончания института, я более10 лет работала в поликлинике: сначала участковым терапевтом, позже заведующей терапевтическим отделением, и затем заместителем главного врача по медицинской части. Терапия - это всегда головоломка, где нужно думать значительно шире, чем в других медицинских профилях. Все самое сложное и непонятное достается терапевту.
- С какого года вы пришли в медицинское объединение ДВО РАН?
- Я начала работать в МО в 1986 г. в должности заместителя главного врача по поликлинической работе. Мне тогда исполнилось 34 года. Было немного сложно, прежде всего потому, что это было ведомственное лечебное учреждение со своей спецификой - серьезное, академическое, в штате было много опытных врачей с солидным стажем, с высоким профессиональным уровнем.
- Какие задачи ставились перед вами в то время? Что удалось реализовать?
- Сначала это была организация медицинской помощи по узким направлениям. Я пришла из городской поликлиники, где ощущалась острая нехватка многих специалистов, поэтому было проблематично реализовывать подобные проекты. В МО ДВО РАН все это было создать гораздо легче, так как в структуре учреждения был еще и стационар. Можно отследить весь путь лечения пациента, передать «из рук в руки», получить обратно, увидеть результат и наблюдать за процессом дальше. Еще одним важнейшим направлением деятельности была организация диспансеризации населения. Преимуществом нашего учреждения было то, что мы вели работу с прикрепленным контингентом из академических институтов. Эта работа выстраивалась и развивалась на протяжении нескольких десятилетий. У нас была прекрасная обратная связь с администрацией институтов и профсоюзными комитетами. Мы в буквальном смысле боролись за здоровье каждого пациента. Подходили к этому вопросу без формализма – читали различные лекции, проводили санпросветработу, организовывали различные школы здоровья, выходили на рабочие места; были в тесном контакте с администрацией, профсоюзными комитетами.
- А лекции читались кому - докторам или пациентам?
- Эта деятельность была направлена на пациента. А вот обучение персонала – и врачей, и среднего медицинского персонала процесс непрерывный. Если человек не учится, не совершенствуется в профессиональном плане, он не может стать настоящим врачом. Это аксиома. Лекции, семинары, круглые столы, консультации, курсы повышения квалификации и, конечно, самообразование.
- Галина Григорьевна, как изменились за прошедшие десятилетия болезни и сами пациенты? Какие проблемы сегодня наиболее актуальны?
- Я окончила медицинский университет достаточно давно, конечно, рывок в медицине за это время произошел колоссальный. То, что сейчас мы имеем, не оценивается населением по достоинству. Возьмем, например, высокотехнологичную медицинскую помощь, которую пациенты получают по разным направлениям бесплатно. Я считаю это мощнейшим прорывом в медицине. Практически на потоке идут операции по эндопротезированию суставов, и это доступно любому человеку. А создание сети сосудистых центров по лечению инфаркта миокарда, инсульта - это вообще революция! Сколько за этим спасенных жизней… И это не высокие слова! Стала значительно выше и квалификация врачей, среднего медицинского персонала, ведь обучение идет постоянно и непрерывно. Новые лекарственные препараты, новейшие технологии, методики, специальности, направления – это то, что характерно для современной медицины.
Появилось много инновационного оборудования. И здесь у нашего медучреждения действительно высокая планка. Конечно, есть и негативные тенденции. В частности, очереди в поликлиниках, потребительское отношение к врачам, вследствие чего страдает доступность медицинской помощи. Плюс огромная нагрузка на специалистов. К сожалению, организационно мы данную проблему решили, может быть не в полной мере. Отмечу, что данная проблема присуща многим другим развитым странам (Японии, Канаде и др.), там тоже есть сложности с доступностью к врачам – и записываться нужно заблаговременно, и долго сидеть в очереди возле кабинета, но пациенты психологически готовы терпеливо ожидать, потому что понимают - доктор работает.
Тем не менее только за последнее время мы сделали очень многое, у нас практически нет кадрового дефицита, как врачебного, так и медсестринского персонала. Мы ввели разные виды записи на прием к врачу: по телефону, непосредственно при приходе в поликлинику, электронная запись через портал Госуслуги, сайт медобъединения и буквально неделю назад заработал call- центр. Все это направлено для создания удобств пациента, на экономию его времени.
- Какие программы вы развивали в медицинском объединении?
- В 2002 г. была создана программа охраны здоровья ученых, детально проработаны ее различные аспекты. Для обывателя ученый человек с блокнотом и ручкой или сидящий за компьютером. А на самом деле это по-настоящему тяжелый и самоотверженный труд: работа в лабораториях с вредными веществами и токсическими препаратами, или сложные экспедиции в высокогорье, тайгу, море.
Мы знали, в каких условиях работают наши ученые, какое оборудование используют, в каких экспедиции участвуют, а, следовательно, понимали, какие системы организма в этих ситуациях могут пострадать. У нас были сформированы группы специалистов, которые разрабатывали данную программу. Это пример серьезного и масштабного коллективного труда. Такая профилактическая направленность для нашего лечебного учреждения была и остается очень важной и актуальной.
Мы учитывали при разработке программы, и всегда относились к своей работе предельно ответственно и скрупулезно. Например, если узнавали, что в одном из научных институтов два человека из 250-ти не прошли медосмотр, звонили директору, руководителю и отслеживали, чтобы сотрудник посетил медучреждение. Мы всегда тщательно проводили профилактические осмотры. Если у человека выявлялись проблемы со здоровьем, то тут же лечили, кого надо проводили через стационар, отделение восстановительного лечения. Сейчас эта программа остается базовой, но меняются ее направления, наиболее актуальными в данный момент являются:
- онкология,
- кардиология,
- медицинская реабилитация,
- офтальмология,
- проблема женского здоровья.
Мы разработали новые подходы к решению проблем по этим направлениям; в штате работают все врачи специалисты по указанным профилям; приобретается новое оборудование; осваиваются новые виды диагностики и лечения. Жизнь не стоит на месте, она вносит свои коррективы. Конечно лечебное учреждение такого уровня как наше, должно видеть стратегию развития, своевременно определять приоритеты, и коллектив должен это четко понимать, именно поэтому мы в октябре 2018 года утвердили концепцию развития медицинского объединения на 2019-2025 г. Это опять же плод коллективной работы врачей, заведующих и администрации.
- Когда стали заместителем главного врача по медицинской части, каким еще приоритетным направлениям уделялось внимание?
- Во-первых, гинекологии. У нас сильная гинекологическая служба как в поликлинике, так и в стационаре. Если появляются прогрессивные технологии, новые виды и методы лечения, то мы обязательно их внедряем.. Важно и то, что мы смогли добиться тесного и успешного взаимодействия и преемственности между поликлиническим и стационарным звеном гинекологической службы. Очень трепетно работают наши врачи с беременными. Такое отношение к женщинам, ожидающим рождение малыша, у нас традиционно.
То же самое могу сказать о терапевтической службе. Мы усилили возможности кардиологического направления. И у нас сейчас на первом месте - кардиологические больные. Также значительно развили возможности и подняли на уровне стационара неврологическую службу, организовали Центр медицинской реабилитации. Меньше года, как мы начали оперировать в стационаре пациентов оториноларингологического направления. В октябре 2018-го мы первыми в Приморском крае начали лечение пациентов по профилю гериатрия в условиях круглосуточного стационара.
Еще и еще раз возвращаюсь к медицинской реабилитации, это сложнейшее и тяжелое направление, в которое мы вошли. За 3-4 года мы сделали нереально много, мы восстанавливаем тяжелейших больных, перенесших инфаркты, инсульты, операции по замене суставов.
- Вы работаете только с бюджетными пациентами?
- У нас прекрасный больничный комплекс, в составе которого и поликлиника, и стационар. Это очень удобно и врачам и пациентам. Возможны любые виды консультаций, медосмотров, исследований, не входящих в стандарты по обязательному медицинскому страхованию. Кроме того, мы предоставляем и высокую сервисность палат с отдельным санблоком, соответствующей обстановкой, телевизором, интернетом.
- Как вы оцениваете профессиональный уровень работающих в МО специалистов?
- Мы всегда высоко ценили и привлекали в наше медобъединение опытных и талантливых специалистов. У нас работает заведующая отделением терапии Ирина Корнеева - врач высшей категории, оптимист, наше солнышко и большая умничка, которую больные просто обожают. Заведующая отделением медицинской реабилитации Марина Распевина - очень вдумчивая, ответственная, с огромным опытом работы, врач высокой квалификации. Трудятся и молодые доктора, для которых она является мудрым и требовательным наставником. В стационаре это заведующий отделением анестезиологи и реанимации Александр Титов, в поликлинике - заведующая отделением медицинской реабилитации и диспансеризации ученых Елена Ришко, офтальмолог Яна Пестрякова, заведующий отделением эндоскопии Евгений Добряков, врачи гинекологи Ольга Степанова, Анастасия Горовая, Галина Костеша, хирург Наталья Горшеева, опытнейший специалист УЗД Юрий Пономаренко.
Не могу не отметить наш средний медицинский персонал, без которого мы вообще не можем работать: главную медицинскую сестру Анну Кулеш, старшую медсестру Светлану Петрову. Замечательных и грамотных специалистов много - кардиолог Анастасия Рыбинская, эндокринолог Ирина Трифонова, всех не перечислишь. В настоящее время столкнулись с тем, что в стационаре практически каждый второй больной страдает сахарным диабетом. Это проблема, которая в последние годы становится все более серьезной. Поэтому подбор препаратов без эндокринолога – крайне сложная задача.
- Что или кто в вашей сложной и напряженной работе помогает восстанавливать силы, возвращает энергию?
- Всегда задаюсь вопросом: как члены семьи нас, медиков, терпят? Ведь мы постоянно в чужих заботах. И в воскресенье, и в праздничные дни, и по вечерам обязательно кто-то звонит, обращаются со своими проблемами и тревогами, и рабочий процесс в стационаре тоже 24 часа, поэтому вопросы появляются в любое время суток. И когда есть такой надежный семейный тыл – все тревоги, волнения и напряжение можно выдержать, пережить. А еще я очень люблю природу, где я отдыхаю душой, у меня много цветов, которые выращиваю; люблю музыку, чтение, встречи с друзьями. У нас хорошая и дружная семья.
- Чему стараетесь научить молодое поколение врачей? На что в первую очередь нацеливаете молодого специалиста?
- Любить свое дело. Это первое и самое главное. Нужно сопереживание и бесконечный процесс самообразования; коллегиальность, необходимость вместе «думать»- это тоже одна из основ медицины. Пациента нужно понимать и относиться к нему с душой. Такое неформальное человеческое отношение приносит свои плоды. Можно быть экипированным с ног до головы, иметь полный набор инструментов, самое современное оборудование, но если у тебя нет контакта с пациентом, если он тебя не слышит и не доверяет – результата не будет. Сердце радуется, когда идешь по коридору и слышишь, как сотрудники где-то пожалеют пациента, приободрят, похвалят, вернут ему бодрость духа. Люди оставляют много хороших отзывов о нашем медучреждении, благодарностей коллективу. Я считаю, что в любом лечебном процессе душевное общение играет не менее важную роль, чем профессиональный медицинский подход.