На волне взаимообогащающего опыта
3118
Эффективное взаимодействие со страховой компанией, актуальные вопросы экономической деятельности, «правовой конструктор» лечебного учреждения – эти и многие другие вопросы звучали на повестке трехдневного семинара «Инструменты развития медицинской организации», который проходил с 17 по 19 сентября в Казани. В совещании приняли участие ведущие российские эксперты в области здравоохранения, представители органов исполнительной и законодательной власти. Приморскую региональную медицину представляла, в частности, заведующая поликлиникой КГБУЗ «Артемовская детская больница» Светлана Мансурова.
Взять лучшее
По словам Светланы Геннадьевны, семинар стал эффективной площадкой для обмена передовым опытом в области инновационных подходов к развитию медицинской организации и позволил каждому участнику получить подробные исчерпывающие ответы на возникающие вопросы, обрести понимание перспектив в профессиональной деятельности.
- Интересен и познавателен был опыт коллег из Новосибирской областной больницы по организации платных медицинских услуг на основе изучения рынка при помощи инструментов маркетинга, - поделилась с корр. портала VladMedicina.ru заведующая поликлиникой. – Там выделили целую должность заместителя главного врача по коммерческой деятельности, взяли в штат опытного маркетолога, и в больнице эта деятельность поставлена очень хорошо, на крепком профессиональном фундаменте.
Главный врач окружного кардиологического диспансера «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии»(г. Сургут) Ирина Урванцева рассказала об успешном опыте организации кардиологической помощи жителям округа. В клинике на протяжении многих лет успешно применяют инновационную концепцию социальной политики. Она включает не только реализацию обязательных программ, касающихся охраны труда, специальной оценки условий труда или коллективного договора. Кардиоцентр – это учреждение, в котором эффективно применяются современные образовательные технологии, развиты система наставничества и концепция деловой этики, а также разработана программа поощрений. Там успешно используется санитарная авиация и телемедицинские технологии, благодаря этому в округе снизилась смертность от инфарктов. И нам есть чему поучиться у этих ЛПУ, взять лучшее из их опыта. На семинаре также активно обсуждали актуальные вопросы работы со страховыми медицинскими организациями.
Изучая правовые аспекты
Как подчеркивает Светлана Мансурова, большой интерес вызвало выступление ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», консультанта комитета по охране здоровья Государственной думы РФ Ирины Петровой:
- Ирина Михайловна доступно и грамотно объяснила многие юридические аспекты взаимодействия между медицинской организацией и пациентами. Этому вопросу уделили самое пристальное внимание, и он действительно для многих медицинских работников является проблемным и больным. В настоящее время в правовом поле этих отношений устраняют перекосы, стараются привести к общему административному знаменателю права и обязанности врачей и пациентов. К примеру, принцип справедливости необходим в ситуации, когда наши действия и решения принимаются касательно людей разных наций, социальных групп, профессий. Данный принцип раскрывается в ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан», где в статье 71 приводится клятва врача: «… торжественно клянусь … внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Принцип правдивости заключается в необходимости сообщать пациенту всю информацию, которой владеет врач, и также обеспечить ее понимание. Это является обязательным условием при получении согласия на медицинское вмешательство. Данный принцип также регламентируется ФЗ РФ №323 «Об основах охраны здоровья граждан» в статье 22: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
Не только права, но и обязанности
- Пациент в свою очередь также должен соблюдать принцип правдивости, особенно это касается случаев заболевания ВИЧ, инфекций, передающихся половым путем и другими патологиями, когда при сокрытии правды возникает угроза распространения инфекционного заболевания в обществе, - акцентирует Светлана Геннадьевна. - Доктор и больной – две равноправные стороны одного процесса, но, к сожалению, далеко не все наши споры и тяжбы разрешаются справедливо. Мы как раз прорабатывали моменты, на какие услуги пациент имеет право в рамках системы госгарантий, т.е. что он может требовать от лечебного учреждения, а что нет. Сейчас у большинства жителей отношение к медицине потребительское, без понимания принципа ответственности за собственное здоровье и сохранение здоровья своих детей.
Пациент не всегда прав, он имеет не только права, но и обязанности. Эти установки в обществе необходимо менять. Нам было рекомендовано доводить до сведения своих медработников все эти нюансы, проводить специальные обучающие циклы, обеспечивать их разработанными в НИИ юридическими памятками и необходимой методической литературой. В настоящее время мы готовимся к проведению таких обучающих правовых тренингов на базе нашей больницы.
Самой Артемовской детской больнице тоже было, что продемонстрировать коллегам из других регионов России в плане передового успешного опыта ведения маленьких пациентов.
Пример другим
- Я много общалась с главными врачами детских лечебных учреждений, и на некоторые наши ноу-хау глаз у них загорелся, - отмечает Светлана Мансурова. – В частности, коллеги заинтересовались порядком прохождения нашими детками профилактических осмотров, они проводятся по принципу ромашки, когда в декретированные сроки ребят осматривают специалисты определенных профилей. Суть системы в том, что на профилактические осмотры детишки приглашаются определенными возрастными группами. Мы укладываемся в полтора часа – с интервалом в 15 минут они проходят каждого врача. При этом не нужно записываться предварительно и несколько раз ездить в поликлинику. Карты готовятся заранее, родителям выдается маршрутный лист, где расписано, каких докторов и в какой очередности они должны пройти. Получается, что все рассредоточиваются по разным кабинетам, затем меняются местами и заканчивается прием у педиатра. Никаких очередей и нервотрепки, все происходит тихо и спокойно.
Семинар «Инструменты развития медицинской организации» не ограничился только теоретическими занятиями и тематическими лекциями – заведующая поликлиникой из Артема побывала в детской неврологической больнице Казани, которая принимает маленьких пациентов со всей России. Это современный специализированный стационар, где ежедневно и круглосуточно оказывают высококвалифицированную плановую и неотложную стационарную и амбулаторную медицинскую помощь детям с заболеваниями нервной системы, а также психологическую помощь и поддержку их родителям.
- На их базе расположена клиническая кафедра неврологических заболеваний, они двигают науку в медицину, и мы со своими специалистами обязательно обсудим, что каких-то своих пациентов они смогут направлять в эту замечательную больницу, - подчеркнула Светлана Геннадьевна. – Поэтому, приняв участие в межрегиональном практическом семинаре в Казани, я из общего объема информации выделила для себя рациональные зерна, которые пригодятся в дальнейшей работе. Пообщавшись с представителями других территорий, выделила свои минусы и свои плюсы. Да и просто новые впечатления и эмоции дают заряд энергии и мотивируют к продолжению профессиональной деятельности по улучшению условий и качества оказания медицинской помощи в родном лечебном учреждении.