Льготники: лекарства или деньги?
3688
Здоровому человеку проблемы инвалидов незнакомы. Это тот случай, когда говорят: сытый голодного не разумеет. А сложностей хватает. В Чугуевской ЦРБ Приморского края 411 пациентов, получающих льготное лекарственное обеспечение. Каждый из них не хуже врача знает, какие препараты входят в перечень льготных. Для льготников эти медикаменты - цена, если не здоровья, то хотя бы удовлетворительного самочувствия. Заместитель главного врача по поликлинической работе КГБУЗ «Чугуевская центральная районная больница» Евгений Ромашко рассказал корр. портала VladMedicina.ru, с какими проблемами приходится сталкиваться при лекарственном обеспечении этой категории граждан.
Жизнь или кошелек?
Наталья Ивановна - пенсионерка, а кроме этого, инвалид III группы. Проблемы со здоровьем у женщины начались давно: избыточный вес, высокое давление, диабет, потом присоединилось заболевание суставов. Дали инвалидность. Когда был принят закон о монетизации льгот, решила от них не отказываться из-за возможности бесплатно получать лекарства по рецептам. Но каждый раз это – целое испытание для нее. Сначала нужно попасть к врачу на прием, что непросто. В Чугуевской центральной районной больнице на амбулаторном приеме всего два терапевта, нагрузка на них колоссальная. С раннего утра возле дверей скопление людей. Даже если талон на прием в кармане, все равно то и дело в кабинет к врачу пытается прорваться кто-то без очереди. Пенсионерка смеется: «Как на передовой, держим оборону». А идти на прием нужно, так как иначе не получить рецептов на необходимые лекарственные препараты.
- Бывает звоню в регистратуру, а мне сразу говорят: талонов нет, – жалуется Наталья Ивановна. – Мол, запись с такого-то числа на следующий месяц, а сейчас все расписано. Понятно, что при плохом самочувствии терапевт примет, но не хочется дотягивать, когда совсем скверно станет. И что доказывать, что завтра я, возможно, с кровати встать не смогу от головокружения, тошноты, головной боли, что при моем давлении случается регулярно?Все равно иду, занимаю очередь и жду приема, чтобы получить свои рецепты. Может можно отдельно время приема для выписки лекарств отводить, хотя бы час в неделю, но именно для льготников?
А отказаться от льготных рецептов для некоторых инвалидов, например, сомнительная альтернатива. Существуют заболевания, наличие которых ставит человека перед явным выбором: жизнь или кошелек? Ведь ежемесячно, чтобы не допустить обострения хронического заболевания или просто поддерживать даже не хорошее, а сносное самочувствие, нужно оставить в аптеке не одну тысячу рублей. А если месячный доход не превышает 10 – 15 тысяч рублей, а то и меньше, это ощутимо бьет по карману льготника.
Как в советском мультфильме
На первый взгляд кажется, какие могут быть параллели между выпиской льготных рецептов и старым советским мультиком, в котором из одной шкурки кот-скорняк сшил много-много малюсеньких шапочек, а его клиент-пес остался жутко недоволен. Вот с льготниками приблизительно та же история.
В Чугуевском районе 411 граждан не отказались от льготного лекарственного обеспечения. Льготники бывают двух категорий: федеральные и региональные. Для простоты примера речь пойдет о федеральных.
- В сентябре за выпиской льготных рецептов в поликлинику обратилось более 200 человек, - комментирует заместитель главного врача по поликлинической работе Евгений Ромашко. – Рецепты выписываются через единый информационный ресурс «Модуль лекарственного обеспечения». Если лекарственного средства нет на аптечных складах в Приморье, программа просто не даст его выписать. Такие ситуации периодически возникают по разным причинам. Например, торги на приобретение льготных лекарственных уже состоялись, но контракт, заключаемый по их итогам, еще не вступил в силу, а имеющиеся лекарства, часто выписываемые льготникам в крае, уже «съели». Пациенту приходится, либо ждать, когда препарат поступит в аптеки, либо покупать за личные средства.
Раньше было больше конфликтных ситуаций, связанных с выпиской рецептов. Причины невозможности выписки бланка пациенты в большинстве своем понимают правильно. Но есть проблема, которая остается насущной годами –препараты, которые пациент сможет получить по рецептам. Перечень лекарств утвержден, и с этим не поспоришь, но утверждена и сумма денежных средств в месяц, исходя из которой происходит формирование общего объема льготного лекарственного обеспечения, а вот этого многие больные понять никак не хотят.
- Арифметика простая, - поясняет Евгений Юрьевич. - В 2018 году расчет обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми по льготным рецептам, производится из расчета 807,20 рублей в месяц на одного льготника. В 2019 эта сумма увеличится до 823,4 рублей. Если учесть, что за рецептами обращается много людей с такими заболеваниями, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, то стоимость лекарств, выписываемых этим пациентам, превышает утвержденную сумму. Медикаменты действительно дорогие, и льготные категории граждан нуждаются в мерах государственной поддержки.
Например, есть пациенты, которым показан ботулотоксин в дозировке 300 ЕД, стоимость месячного лечения этим препаратом доходит до 3000 рублей. Есть пациентка с диагнозом «эпилепсия», краевым эпилептологом ей рекомендован прием лакосамида. Терапевт обязан соблюсти рекомендации краевого специалиста и не может назначить более дешевый аналог. Упаковка препарата в дозировке 200 мг стоит около 9000 рублей. Да и нет аналога этого препарата, который бы можно было бы приобрести за 800 рублей на месячный курс. А мы помним, что у нас 411 льготников, и на каждого в месяц предусмотрено 807 рублей, на всех в год выходит 3 981000 рублей. Получается, что некоторые пациенты получают рецепты на препараты, стоимость которых превышает норматив, и с этим ничего не поделаешь. Многим их них эти лекарства жизненно необходимо, а собственное финансовое положение не позволяет их приобретать – спасают льготные рецепты.
Как выходим из ситуации?! Все очень индивидуально. Кто-то не приходит за льготными рецептами регулярно, кому-то нет клинической необходимости выписывать льготные рецепты каждый месяц, а кто-то нуждается в дорогостоящих препаратах.
Вот и получается история, как в советском мультике - сумма в почти четыре млн растягивается на год и делится, делится, делится… Не все пациенты понимают это, требуют выписать рецепты на определенные препараты. Кто-то хочет получить не то, что рекомендовано врачом, а то, что «соседка принимает» - оно подороже, а значит, лучше. Приходится объяснять, рассказывать, успокаивать.
- Врач – профессия гуманная, - Евгений Ромашко не сомневается, что льготные рецепты должны быть в медицинской практике. - Всем нашим пациентам мы желаем здоровья и еще раз здоровья. Особенно особым категориям граждан – льготникам, ведь это люди с заболеваниями, которые серьезно усложняют им жизнь. Но хочется, чтобы и они не требовали от врача невозможного. Имея право на льготное лекарственное обеспечение, пациенты вряд ли задумывались, что это только мера господдержки. То есть государство взяло на себя обязательство в определенной мере помогать людям с инвалидностью, с заболеваниями, включенными в перечень «7 высокозатратных нозологий»,- это уже региональные льготники. Это те болезни, лечение которых требует серьезных финансовых затрат: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз, рассеянный склероз.
Мера государственной поддержки, но не полное обеспечение пациентов всем необходимым для лечения, поддержания определенного образа жизни. Почти четыре миллиона на 411 человек с разными заболеваниями, каждый из которых больше всего хочет быть здоровым.