Сквозь призму времени
3629
Совсем недавно город Артём в Приморском крае отметил 80-летний юбилей. За годы многое менялось: статус, облик, люди. Происходили значительные преобразования и в медицинской сфере. Свидетелем тому является Ирина Сенотрусова, много лет возглавлявшая управление здравоохранения г. Артёма, а ныне – отдел по организации охраны здоровья администрации АГО. Каковы были эти изменения, и пошли ли они на пользу городу и его жителям, специалист разбиралась вместе с корр. портала VladMedicina.ru.
- Ирина Васильевна, на какие годы пришлось ваше руководство городским управлением здравоохранения?
- Начальником управления я была с 1997 по 2015 годы. Но уже с 2012 года началась процедура передачи муниципальных полномочий в системе здравоохранения на краевой уровень. С 2015 года мы приняли статус отдела по организации охраны здоровья населения, и функции наши стали носить профилактический характер. Главная наша задача – научить население, если для этого есть предпосылки, жить с заболеваниями так, чтобы они не прогрессировали.
- Давайте поговорим о передаче полномочий по организации работы ЛПУ на уровень края. Потеряли от этого жители города, или нет? Ведь раньше можно было для решения любого спорного или конфликтного вопроса прийти в городское управление, и всё решить на месте. Теперь артёмовцы вынуждены обращаться в краевой департамент. Руководство - там, мы – здесь: хорошо ли это для простого населения?
- Для города есть сложности. Несмотря на то, что существуют приказы о маршрутизации, согласно которым выстроена схема доставки больных в то или иное медучреждение, нет чёткости порядка преемственности. Например, есть вызов СМП по поводу неотложной помощи. И чтобы больной дальше не «потерялся», он должен «передаваться» в поликлинику, потому что не всегда он сам вызывает врача на дом. А случившееся обострение хронического заболевания требует уже внимания участковой службы поликлиники. И вот конкретного такого приказа о взаимодействии нет. То же самое и при выписке из стационара. Пациента выписали, но ведь он и дальше должен продолжать лечение. На деле о нём никто ничего не знает до следующего обострения или ухудшения состояния. Хронические больные требуют постоянного наблюдения. Если этого не происходит, то эффективность стационарного лечения снижается. И вот эта преемственность сегодня ушла, к большому сожалению.
- Как же было раньше?
- Когда полномочия по организации работы ЛПУ принадлежали муниципалитету, мы собирались с руководителями, проводили анализ обращений, заболеваний, определялись, как улучшить доступность медицинской помощи, какие принять меры по снижению смертности, осложнений заболеваний и формировали приказ. Поэтому у нас всё было чётко отработано: пациент не «терялся», его передавали по службам, и участковый терапевт, к примеру, всегда знал, что его больного приняли по «скорой», или выписали из стационара.
- Получается, что теперь одной из задач вашего отдела является как раз научить людей следить за своим здоровьем…
- Да, научить их быть более щепетильными и педантичными. Ведь чаще всего бывает: как только человеку полегчало, он успокаивается, и думает, что так будет всегда. Но хронические заболевания никуда не исчезают, за ними просто нужно следить, чтобы они не прогрессировали.
- Ирина Васильевна, недостаток медицинских кадров был и в прошлые годы. Понятно, что сейчас у пациентов есть широкий выбор частных клиник, и если в государственной поликлинике нет какого-то специалиста, можно найти ему замену на рынке платных услуг. Но ведь раньше не было такого количества коммерческих лечебных учреждений. Как тогда решались подобные вопросы?
- Решалось так: например, в одной больнице нет данного узкого специалиста, и мы через край закрепляли своим приказом часть населения за таким же доктором, имеющимся в другой поликлинике. Сегодня это прерогатива главных врачей. Но, к большому сожалению, либо финансирования не хватает, либо вообще наблюдается отсутствие данного специалиста на территории города, и больным приходится в этом плане тяжело. Не все могут во Владивосток доехать, не все могут ещё куда-то попасть. И жаль, что решать вопросы оперативно – невозможно.
- Появилась ли разница в обслуживании социальной группы населения, не имеющей полисов, прописки?
- С этим сейчас есть сложности. Даже скорая помощь работает по полису. Но помогать этим людям надо: оказывать экстренную помощь, проводить флюорографическое и динамическое обследования. Раньше город выделял средства на работу с такой группой населения, сегодня с этим тоже есть сложности. Да, главные врачи идут навстречу, но каждый случай рассматривают индивидуально: разбираются, решают. А системной работы нет.
- Давайте теперь озвучим положительные моменты, если они есть...
- Положительная сторона вопроса в том, что больницы стали более самостоятельными. Оказание медицинской помощи им оплачивается по линии Фонда обязательного медицинского страхования, оснащение, ремонт – из краевого бюджета. У края большевозможностей,чем у муниципалитетов, и он может больше выделить финансирования на укрепление основных фондов больниц.
- Ирина Васильевна, а что-нибудь осталось неизменным?
- Неизменным осталось то, что люди продолжают идти к нам по старой памяти с жалобами и проблемами. Наш отдел поддерживает связь со всеми руководителями ЛПУ г. Артёма, и по мере возможности мы стараемся всё-таки решать вопросы здесь и помочь человеку на месте, не отсылая его в краевой департамент. Ведь лечебные учреждения созданы для населения, во благо людей, и ни один руководитель нам не отказывает. Мы практически всегда находим способ, как человеку помочь.