Портрет на фоне больницы
2940
Что бы ни говорили, а облик у нашей медицины преимущественно женский. Практически в каждой больнице или поликлинике представительницы прекрасной половины человечества из числа врачей и медицинского персонала составляют большинство. Они лечат, осуществляют уход, занимаются профилактикой заболеваемости, решают организационные проблемы, руководят подразделениями и даже большими лечебными учреждениями. За более чем 40 лет в медицине Ольга Силонова прошла все эти ступени. Еще будучи студенткой, подрабатывала медицинской сестрой. А в КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница», где трудится по сей день, начинала когда-то цеховым врачом, затем была в должности заместителя руководителя учреждения по амбулаторно-поликлинической работе, главным врачом, и вот уже 18-й год руководит отделением скорой помощи.
В Дальнегорск - по распределению
Люди в белых халатах окружали Ольгу с детства. Мама, по образованию фельдшер, работала в больнице п. Шкотово (сегодня Большой Камень – прим. ред.). И к окончанию школы девушка определенно видела себя в будущем врачом. После успешной сдачи вступительных экзаменов, она была зачислена на лечебный факультет Владивостокского государственного медицинского института (сейчас ТГМУ). Будучи студенткой, стала женой и мамой, причем семья образовалась тоже медицинская – с мужем они учились на одном курсе. Вскоре родились сыновья-двойняшки, но юные родители с помощью бабушек и дедушек обошлись даже без академических отпусков. На распределении, внимательно посмотрев перечень мест, где требовались специалисты, семья Силоновых выбрала Дальнегорск.
- Для нас решающим фактором было предоставление жилья, а в ДЦГБ обещали обеспечить благоустроенной квартирой в течение трех лет, - поделилась с корр. портала VladMedicina.ru Ольга Дмитриевна. – К тому же это была одна из лучших районных больниц в крае. Здесь внедрялись передовые на тот момент технологии, работали сильные специалисты, для сотрудников создавались хорошие условия. Так в 1977 году произошло наше знакомство с поселком и районной больницей. Здесь же прошли интернатуру. Откровенно говоря, думали, что через какое-то время переедем ближе к краевому центру, но так и остались в Дальнегорске. Поселок был уютный, с хорошо развитой социальной инфраструктурой. И что особенно важно - работа интересная, коллектив сильный, профессиональный. Главным врачом больницы в то время была Полина Ивановна Пухаленко, ее многие знают и помнят: строгая, требовательная, но прекрасный организатор, искренний человек, она дорожила сотрудниками, и стремилась сделать всё, чтобы медицинская помощь населению была качественной, доступной, на высоком уровне. Учреждение в те годы было большое, стационар насчитывал более 900 коек.
В ЦГБ Дальнегорска Сергей Силонов поступил на работу в хирургическое отделение. Позже, когда повсеместно стало внедряться эндоскопическое оборудование, прошел специализацию и стал совмещать работу хирурга и врача-эндоскописта. Ольга Силонова, выбравшая еще в институте специальность терапевта, начала трудовую деятельность цеховым врачом. В штатном расписании современных лечебных учреждений такая должность уже практически не встречается. А тогда цеховая служба была такой же приметой времени, как первомайские демонстрации, социалистическое соревнование и портреты Ленина на почетных грамотах. Посредством цеховой службы медицинская помощь была максимально приближена к работникам промышленных предприятий.
- Меня определили на участок треста «Дальметаллургстрой», там на пять тысяч работающих приходилось два цеховых врача – Александр Шомполов и я, - рассказывает Ольга Силонова. - Мы проводили профосмотры и прием больных, назначали обследования, лечили. Помимо этого, контролировали соблюдение санитарных условий: чтобы в цехах было тепло, без сквозняков; соблюдался питьевой режим; чтобы набор продуктов в столовых соответствовал нормативам и многое другое. В районе создавались специальные врачебно-инженерные бригады, которые бывали на предприятиях, осматривали рабочие места, выявляли проблемы, требующие решения. В тресте «Дальметаллургстрой» в подразделениях с тяжелыми условиями труда были организованы кабинеты физиопроцедур, которые работники могли посещать практически без отрыва от производства. Проводились заседания постройкома, где рассматривалось состояние заболеваемости, медицинского обслуживания. Руководители производств были настроены, чтобы заболеваемость среди работников была минимальной. И такие цеховые службы существовали на всех промышленных предприятиях района. Был двойной метод обслуживания работающих – и по месту жительства, и по месту работы. Соглашусь, что сейчас это выглядит фантастикой.
Карьеру не выбирают
Цеховым врачом Ольга Силонова проработала 10 лет. А потом ей поступило предложение возглавить в поликлинике терапевтическую службу. Тогда в первую очередь она подумала о том, что большинство коллег, которые окажутся у нее в подчинении, старше и опытнее, как она сможет делать им замечания и чему-то учить? Но всё сложилось, работа оказалась по-своему интересной, хотя и с большим бумажным «оттенком» и уймой отчетности. Следующей должностью, куда Ольгу Дмитриевну назначили через пять лет, стала должность зам. главного врача по амбулаторно-поликлинической работе. Поле деятельности расширилось, поскольку ей были вменены обязанности организовывать и контролировать работу поликлиник и амбулаторий по всему району. А в 1996 году она была назначена главным врачом Дальнегорской ЦГБ.
- Никогда не стремилась к руководящим должностям, карьера складывалась как-то сама собой, - отмечает врач. - Не жалею, что прошла все эти ступени. Но, думаю, если бы работала участковым врачом, это было бы спокойнее и лучше для жизни. Период, когда возглавляла больницу – с 1996 по 2001 год - сам по себе был тяжелым. Медицина финансировалась тогда из местного бюджета, ФОМС только начинал свою деятельность. Задержки зарплаты достигали полугода. Нечем было лечить и кормить, доходило до того, что больным в отделении давали кипяток и кусочек хлеба. Не было топлива на заправку автомобилей. При этом была установка: минимизировать расходы. Сокращалось количество коек в стационаре, в сёлах вместо поликлиник стали делать амбулатории. А тут еще и ЧП – вспышка вирусного гепатита в одной из школ, комиссия из Москвы. Каждый день возвращалась домой поздно вечером и думала: завтра утром напишу заявление, уйду с должности. Но утром вставала и шла на работу. Несмотря ни на что, мы тогда сделали много нового: открыли офтальмологическое отделение и стали проводить операции, внедряли дневные стационары. Коллектив ведь оставался прежний - работоспособный, молодой.
Поскольку в те годы городская больница имела статус муниципальной, учреждение вольно-невольно втягивали в политику: так повелось, что каждый новоизбранный глава города менял главного врача ЦГБ. После очередной смены градоначальника, Ольге Силоновой последовало предложение уйти с должности. Прекрасно понимая, что работать в таких условиях все равно не дадут, она написала заявление по собственному желанию. В 2001 году возглавила отделение скорой медицинской помощи.
Скорая и неотложная
Когда рассказывают о работе врачей, медицинских сестер, часто используют слова из военного лексикона (борьба за жизнь, сражаться с недугом). Если продолжать эти ассоциации, то скорую помощь можно сравнить с разведкой или с передовой. Что бы ни случилось с человеком, СМП прибудет к нему первой. И неважно будни это или выходные, день или ночь.
Центральный пост скорой помощи расположен в Дальнегорске на территории горбольницы и обслуживает помимо города также сёла Краснореченский, Тайга, иногда случаются вызовы в деревню Черемшаны. Еще один пост СМП располагается в Рудной Пристани, отсюда бригада выезжает по вызовам также в сёла Каменка, Сержантово, Мономахово. В соответствии с нормативными документами, автомобили скорой помощи также при необходимости транспортируют пациентов из Дальнегорской ЦГБ во Владивосток.
Как отмечает руководитель подразделения, по нормативам в отделении СМП Дальнегорской центральной горбольницы значится 48,75 штатных единиц фельдшеров. Фактическая же численность фельдшеров составляет 29 человек, из которых пять задействованы на приеме вызовов. Работа в скорой помощи в принципе связана с большими физическими и психоэмоциональными нагрузками. А когда катастрофически не хватает людей – нагрузки возрастают вдвое, а то и втрое. Но несмотря ни на что, отделение скорой помощи в полной мере справляется со своими обязанностями. При том, что функционал фельдшеров по сравнению с прошлыми годами изменился кардинально.
- Прибыв по вызову, фельдшер должен осмотреть пациента, определиться с диагнозом, снять ЭКГ, определить уровень сахара крови и насыщенность организма кислородом, - рассказывает Ольга Силонова. – То есть уровень оказания скорой и неотложной помощи сейчас совершенно иной, чем это было раньше. Бригады оснащены новыми ЭКГ-аппаратами, есть возможность прямо на вызове передать электрокардиограмму во Владивосток для консультации. Это, конечно, при условии хорошей связи, а она есть не везде. Но наши фельдшеры серьезную сердечно-сосудистую патологию умеют распознавать сами. И если у пациента подозрение на инфаркт или инсульт, медик заранее связывается с приемным покоем, чтобы были готовы принять больного. Вообще, фельдшер – профессия многофункциональная. Нужно знать и педиатрию, и терапию, и акушерство, и травматологию, и токсикологию. Сотрудники в нашем отделении грамотные, помощь оказывают квалифицированно. 17 фельдшеров из 29-ти имеют высшую квалификационную категорию, шесть – первую категорию, остальные – пока вторую, потому что недостаточно стажа. Все фельдшеры имеют сертификаты, регулярно учатся, подтверждают и повышают свою квалификацию.
По статистике на первом месте – обслуживание вызовов сердечно-сосудистого «профиля». Это в том числе инсульты, которые в последнее время заметно «помолодели»: тяжелый и опасный недуг встречается у пациентов и 35-ти, и 40, и 45 лет. Часто причиной вызова «неотложки» становится гипертонический криз, причем в большинстве случаев пациенты знают о своей хронической болезни, имеют соответствующие назначения врача по приему лекарств, но не соблюдают их. В зимнее время увеличивается количество вызовов, связанных с заболеваниями органов дыхания и острыми респираторно-вирусными инфекциями.
Выезжая к пациенту, сотрудники «скорой» должны быть готовы к любой ситуации. Иногда требуются большие физические усилия, когда речь идет о сердечно-легочной реанимации – искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Иногда, как и любому человеку, им тяжело психологически – при страшных дорожно-транспортных происшествиях и в других обстоятельствах, особенно если жертвам происшествия уже не помочь.
Незащищенность – еще одна оборотная сторона в работе СМП. Отправляясь на вызов, фельдшер не знает наверняка, какой пациент ждет его в квартире. Руководитель отделения рассказывает, что особенно сложно с пьяными компаниями, которые ведут себя агрессивно. Были и случаи нападения на фельдшеров, вплоть до того, что одной из сотрудниц сломали руку.
Все каждодневные проблемы персонал отделения научился преодолевать. И хотя люди, по сути, работают на износ, с пациентами они всегда выдержанны, корректны, терпеливы. Жалоб от населения на грубость или невнимательность сотрудников скорой помощи нет. Более того, на встречах главного врача ДЦГБ с общественностью, жители нередко выражают благодарность бригадам СМП за чуткость, внимательность, профессионализм.
- Стаж некоторых сотрудников превышает 20 лет, - рассказывает о коллективе Ольга Дмитриевна. - Среди них Надежда Панченко, Любовь Белевич, Наталья Остроушко, Светлана Малыгина, Ольга Соломина, Виктория Хавилова - все они являются и наставниками, и заслуженно пользуются уважением населения. И молодежь работает без замечаний и жалоб. Это Ирина Хоменко, Татьяна Островерхова, Юлия Ульянова, Иван Шутов, Андрей Хоменко, Ольга Шутова, Анастасия Кожанова и другие, всех невозможно перечислить. Очень ценные работники – водители автомобилей скорой помощи. Среди них есть те, кто отдал профессии много лет: Константин Дуботолов, Дмитрий Рожнов, Владимир Исоченко, Евгений Ершов, и молодые, но очень ответственные водители: Денис Цирик, Михаил Тимченко и другие.Есть в нашем коллективе и медицинские династии, и семейные пары.
Медицина – дело семейное
А в семье Силоновых медицина стала делом семейным уже и в следующем поколении. Когда один из сыновей, Алексей, к выпускному классу собрался поступать в медицинский институт, Ольга Дмитриевна попробовала его отговорить: работа трудная, малооплачиваемая, еще и ругают всегда врачей. Аргументы не подействовали. Поступив в медицинский институт и окончив его, Алексей Силонов пришел на работу в Дальнегорскую ЦГБ. И так же, как когда-то его отец, работает по двум специальностям – хирург и врач-эндоскопист.
Ольга Дмитриевна шутит: в семье все ударились в медицину. Ее брат - стоматолог в Большом Камне, оба племянника тоже врачи. И для себя она другой профессии не мыслит. К городу за много лет тоже прикипела. Вроде и была возможность переехать, но здесь ведь все знакомое и родное – люди, которых встречаешь на улицах, своя семья, дети, внуки. И дальнегорская больница, порог которой впервые переступила 41 год назад таким же летним днем…