Галина Костина: Хочешь быть здоровым - будь!
4667
Галина Костина с 5 класса знала, что станет врачом. В ее семье уважительно относились к представителям этой профессии. А фельдшера села Варфоломеевка Яковлевского района Приморского края Любовь Ковалевскую, которая лечила маму Галины Ивановны, она боготворила. Да не и только она. Поэтому перед Галиной Костиной выбор профессии не стоял. И вот уже почти четверть (с 1995 года) врач-терапевт руководит поликлиникой для взрослых КГБУЗ «Арсеньевская городская больница». Несмотря на большую загруженность организационной и административной работой, Галина Ивановна всегда находит время для приема пациентов. По-другому не может, в этом находит удовлетворение. А ещё она не мыслит себя без занятий спортом и пропаганды здорового образа жизни. Как все успевает, где берет время и силы, Галина Костина рассказала корр. портала VladMedicina.ru.
- Галина Ивановна, хочется начать наш разговор с изменения внешнего облика поликлиники, ведь, как известно, встречают по одежке.
- Да. С начала текущего года внешний облик нашего лечебного учреждения изменился. Преобразилась зона регистрации и ожидания: в холле проведен ремонт, расширен тамбур и установлен новый дверной блок. Это позволило зону, где обычно большое скопление народа, сделать теплой. Обновлена регистратура, появилась новая система навигации: это вывески, таблички, указатели. Они помогают пациентам быстрее найти нужный кабинет.
Все эти преобразования были сделаны в рамках реализации общероссийского проекта по созданию современных технологичных поликлиник. В результате планируется сократить очереди к врачам, время записи на прием, и в целом повысить качество оказываемых медицинских услуг.
- Call-центр в городской поликлинике недавно организован тоже в рамках этого проекта?
- Да, одного из его направлений «Доступная регистратура». Специалист ведет прием телефонных звонков, записывает на прием к доктору, дает консультации о работе поликлиники.
- Галина Ивановна, чем еще живет взрослая поликлиника города Арсеньева сегодня?
- Не так давно мы ввели новый вид медицинского обследования - электроэнцефалографию головного мозга. Наш доктор Игорь Щербинкин прошел специальное обучение. Пока он проводит это обследование только на платной основе (это медосмотры водителей категорий C и D). До этого ЭЭГ в Арсеньеве делали только в детской поликлинике по показаниям и в частных медцентрах. Или пациентам нужно было ехать во Владивосток.
С этого года внедрен новый метод исследования кала на скрытую кровь — это иммуноферментный анализ. Основная его задача — ранняя диагностика рака желудочно-кишечного тракта. Закуплено оборудование, проучен сотрудник. Раньше такой анализ делала только железнодорожная больница во Владивостоке, и только на платной основе. В нашей поликлинике это исследование проводится бесплатно, в рамках диспансеризации с 49 до 73 лет один раз в два года. Также мы включили в плановый медосмотр забор анализа из шейки матки (мазок на атипичные клетки).
- На публичной встрече горожан с медицинскими работниками не так давно был озвучен факт, что городская поликлиника лишь на 60% укомплектована кадрами. Это так?
- К сожалению, да. Кадровая политика остается без изменений на протяжении долгих лет. За последние годы в поликлинику не пришло ни одного молодого специалиста. Пять лет назад в наш штат влился молодой врач-невролог Виктор Пак, и совсем недавно приехали из других городов два опытных терапевта Ирина Лоломова и Людмила Воронюк. Больше врачей в нашу поликлинику не приходило.
Наше лечебное учреждение испытывает дефицит и в терапевтах, и в узких специалистах. У нас очень мало врачей не пенсионного возраста. Мы очень надеемся, что в августе кто-то придет к нам из новых молодых докторов после окончания медицинского университета.
Это проблема общая для всего приморского здравоохранения. У нас в крае дефицит врачебных кадров в 1 500 человек. Если учесть, что лечебный факультет медицинского университета выпускает сейчас около 75 человек, то минимум лет десять необходимо для того, чтобы восполнить этот дефицит.
- Видите ли вы какое-нибудь решение этой проблемы?
- Решить эту проблему можно только увеличением количества бюджетных мест в медицинских университетах.
- Галина Ивановна, порядок предоставления услуг в поликлинике изменился?
- Да. Совсем недавно в нашем лечебном учреждении установлен инфомат. Он облегчает работу регистратуры и ускоряет процесс записи на прием к доктору, особенно для той категории граждан, которая не умеет пользоваться Интернетом.
Записаться на прием к врачу также можно, воспользовавшись сервисом на портале госуслуг, и по телефону предварительной записи: 8 (42361) 4-30-00 в рабочие дни с 8.00 до 15.00.
К слову, инфоматы в ближайшее время появятся в детской и стоматологической поликлиниках.
- То есть, информационные технологии меняют облик городского здравоохранения?
- Конечно. Сейчас в нашей поликлинике на столах почти всех врачей появились компьютеры, так как мы заводим электронные амбулаторные карты.
Больничные листы тоже стали электронными. Это веяние времени. Оно требует новых знаний от медицинского персонала, поэтому мы всех своих врачей проучили на курсах компьютерной грамотности.
- А что из дня вчерашнего вам бы хотелось вернуть? Было же что-то, о чем вы вспоминаете с ностальгией?
- Ностальгия у меня по простоте оформления пациента на прием к врачу. Раньше было так: пришел человек в поликлинику - в книге сделали запись: первичный прием, повторный или медосмотр. Статистическая отчетность — это был дневник учета приемов в день, а стат. талон оформлялся не каждый раз на каждого больного, а только если пациент обращался с острым заболеванием или впервые в этом году с хроническим заболеванием.
А сейчас врачу, прежде чем принять больного, нужно посмотреть оформлено ли информированное согласие пациента, то есть добровольно он пришел на прием или нет, нужно выписать стат. талон, для того чтобы потом отчитаться, оформить множество других документов.
- А сам пациент изменился?
- Безусловно. Пациенты стали старше. В нашем городе это очень заметно. Раньше в Арсеньеве, кроме городской, были еще две большие поликлиники заводов «Прогресс» и «Аскольд» с полным набором необходимых специалистов и услуг. То есть, когда теперешние пенсионеры были молодыми, доступность медицинского обслуживания была практически идеальной.
Я сама помню те времена, когда с 1985 по 1995 годы работала в поликлинике завода «Аскольд» сначала цеховым терапевтом, потом заведующей терапевтическим отделением. У меня был один день в неделю, когда я выходила в цеха с пакетом лекарств, осматривала диспансерных пациентов и раздавала им лекарства. В те времена диспансерные пациенты два раза в год получали диетическое питание и практически бесплатно санаторно-курортное лечение.
А сейчас те люди, которые тогда были в молодом трудоспособном возрасте, стали намного старше, здоровья у них явно не прибавилось. А вот понимания с их стороны убавилось. Потому что они привыкли к тому, что доктор приходил к ним прямо к станку. У них появилось потребительское отношение к медикам, они считают, что мы обязаны заниматься их здоровьем.
- А поменять психологию человека очень сложно....
- Конечно. Я уже несколько лет пытаюсь достучаться до каждого и объяснить, что здоровье человека, это прежде всего его забота. И от того, какой образ жизни он ведет, что ест, что пьет и так далее, зависит то, как он себя чувствует.
И ещё, на мой взгляд, важны мысли человека. Один из мудрецов сказал: «Самый злейший враг для человека – его мысли». Человек позитивно мыслящий всегда здоровее того, у кого сплошной негатив внутри.
Мы живем в век доказательной медицины. Установленный факт, что от образа жизни человека на 50% зависит состояние его здоровья. Часть от экологии, часть от наследственности, и только 7-10% - от медицины.
Вот что бы я еще вернула из прошлых лет - это уважительное отношение к врачу, к медицине, вообще.
- Согласна, раньше врач и учитель были самыми уважаемыми людьми в селе, в городе.
- Негатив, который идет в сторону сегодняшней медицины, он тоже из области кадрового дефицита. Престижность профессии сейчас потеряла былую актуальность. А ведь для человека — самое главное здоровье. А кто может тебе помочь его сохранить? Врач! Не дать здоровье, а помочь его сохранить. Это важно понимать.
- Каким вы видите будущее арсеньевской поликлиники?
- Государство обратилось лицом к проблемам медицины. Поэтому две основные проблемы здравоохранения - оснащение материальной базы и кадровый вопрос - в ближайшем будущем, я уверена, будут решены.
Также я уверена в том, что будущее медицины в ее профилактической направленности.
- Галина Ивановна, вы сегодня много говорили про здоровый образ жизни. Вы ведь и сами активистка этого направления?
- Да. Я веду активный образ жизни, и стараюсь привлечь к нему как можно больше людей. Так, например, в рамках программы «Здоровое Приморье» по моей инициативе в нашем городе дважды уже прошла акция «10 000 шагов - путь к здоровью». С каждым годом она приобретает все большую популярность, поэтому у меня есть все основания полагать, что она станет традиционной.
Также я и мои коллеги регулярно проводим акции «Прогулка с доктором» и «Заплыв с доктором». На прогулку собираются все желающие, и мы ходим по городскому парку. Горожане в это время могут пообщаться с врачами, задать любой вопрос о здоровье и получить рекомендации. А «Заплыв с доктором» мы проводим в бассейне спортивной школы «Полет».
Арсеньевцы — народ активный, и живо откликаются на призывы медиков. Но все же хотелось, чтобы в этих акциях участвовало больше людей.
- Сегодня у нас в разговоре красной нитью проходит тема здорового образа жизни.
- А как же иначе? Хочешь быть здоровым и активным - будь! Твое здоровье - в твоих руках! И это не лозунги. Это мое глубокое убеждение.