Призвание – спасать людей
5072
Время прибытия бригады СМП к пациенту является основным показателем оперативности работы скорой медицинской помощи. Согласно «дорожной карте»оно должно составлять до 20 минут. В Пожарском районе Приморского края всего же за шесть месяцев 2018 года было выполнено 3760 вызовов. И это несмотря на то, что кадров в территориальной службе «03» не хватает, как и во всем регионе.
Один за всех и все за одного
Сегодня население самого протяженного района Приморского края обслуживают 32 фельдшера СМП. Четыре штатных единицы ждут средний медицинский персонал. Следовательно, нагрузка ложится на плечи тех, кто в строю.
Во время дежурства диспетчера скорой помощи Ирины Ильинской раздается очередной телефонный звонок: «Девушка, срочно, у дочки высокая температура и таблетками не сбивается!». Полночь. Бригада скорой помощи КГБУЗ «Пожарская центральная районная больница» спешит на помощь. Как выяснится на месте, повышенная температура у подростка держалась уже пару дней, но в поликлинику родители не обращались.
- Таких случаев, к сожалению, много, - рассказала корр. портала VladMedicina.ru врио старшего фельдшера скорой помощи Пожарской ЦРБ Ирина Куцак. - Люди просидят целый день с температурой или давлением, к участковому терапевту не обращаются, а вечером или ночью звонят нам. Это неправильно. И когда действительно с человеком случается что-то серьёзное, нужен экстренный выезд бригады, она бывает занята именно на таком вызове. А бывает, что приедешь к пациенту, а там еще часа два назад надо было вызывать скорую помощь. Говорят: «А мы думали, так пройдет, подождем». Если есть угроза жизни – звоните в СМП, нет – идите в поликлинику, это должно стать аксиомой для всех людей!
Коллектив скорой медицинской помощи стабильный. Нужен «приток молодой крови», а его нет. Положено выезжать на вызов двум фельдшерам, но в летний период отпусков и из-за нехватки штата в бригаде работает один.
- В Лучегорске должно быть две бригады и дежурить пять фельдшеров, а по факту их трое, - делится Ирина Анатольевна, которая в апреле этого года отметила тридцатилетие работы в скорой помощи. - И не хватает не только медиков, но и водителей… К тому же поездки в связи с медицинской эвакуацией пациентов, как из рога изобилия. Старший фельдшер Ольга Честных сейчас находится в очередном отпуске. Исполняя ее обязанности, я стала понимать, как трудно ей и благодарна нашему коллективу. Если прошу - никто не отказывает! И до, и после смены, когда необходимо, едут в командировки. Коллектив у нас очень дружный. Работаем уже больше 25 лет вместе и стали как одна большая семья.
Маршрутизация добавила работы службе «03»
Помимо оказания экстренной помощи на дому скорая КГБУЗ «Пожарская центральная больница», которая получила третий уровень, теперь возит пациентов в больницы второго и первого уровней.
- С начала 2018 года (по данным на 17 июля) уже 126 выездов было в связи с медицинской эвакуацией больного - на Владивосток, Уссурийск, Лесозаводск, Дальнереченск, - говорит диспетчер Ирина Петровна. - Это очень много. Расстояния огромные, до Владивостока без малого 500 км. За 70 км в Дальнереченск так практически в каждую смену ездим.
Командировка только в ближайшую больницу второго уровня (г.Дальнереченск) занимает около пяти-шести часов, ведь бригада должна дождаться результатов анализов и решения – госпитализация или пациент отправляется на лечение назад. Вот и в день нашей встречи машина в шесть утра ушла во Владивосток с женщиной, сбитой водителем легковой машины на пешеходном переходе через гострассу.
- Сначала одна бригада выехала, прибыв на место ДТП мы сразу запросили вторую, - вспоминает Ирина Куцак, которая в тот день дежурила. - Пожилая женщина лежала посередине дороги. Мне люди кричат, что дальше еще одна пострадавшая, и она в более тяжелом состоянии. Тут же подъехала вторая машина скорой помощи. Я сказала фельдшеру, что делать и побежала вторую пострадавшую смотреть. У нее травмы были действительно серьезнее. Сразу отвезли в операционную и потом обеих перевели в реанимацию. Очень быстро все сработали.
- Нам маршрутизация добавила проблем и забот. Очень частыми стали командировки, - включается в разговор на больную тему фельдшер Галина Боровикова. – Кто остается работать по месту, тот трясется на этих УАЗиках и ГАЗелях. Сами «паримся» в них, обливаемся потом, и наши больные страдают.
В этом году в Пожарский район поступили две машины скорой помощи фирмы ООО «УАЗ». Одна осталась в Лучегорске и практически сразу попала в ремонт, вторая отправилась в отдаленный поселок Светлогорье. Казалось бы, радоваться надо новой технике, но качество российского автопрома по-прежнему оставляет желать лучшего.
- Парк машин скорой помощи в Пожарском районе изношен, старых уже за 80%. Те, которые мы считаем новыми, уже отработали более пяти лет - это реанимобили марок «ФОРД» и «ФИАТ», на них мы возим пациентов в больницы второго и первого уровней, - делится Ирина Куцак. – Две старых ГАЗели, которые наши водители постоянно чинят, четыре старых УАЗа и один новый, и все!
Фельдшер привела недавний пример:
- Буквально на днях, на даче, мужчине стало плохо. Я приехала на вызов. Определила, что у него инсульт. Чтобы везти пациента в больницу Дальнереченска надо провести определенные процедуры: кубитальный катетер, регистрацию ЭКГ, анализ сахара в крови… Все это делалось в этой «душегубке»УАЗика! А вот на счет лекарственных препаратов для обезболивания и от давления, то мы ими обеспечены всегда. Главный врач Нина Владимировна Коробко постоянно говорит: все что надо – пишите. Скорую помощь всегда в первую очередь снабжают.
Поездки в неизвестное
А вот снабдить узкими специалистами, которых остро не хватает районной больнице, укомплектовать штат средним медицинским персоналом - пока не получается. В службу скорой помощи приходят, пробуются новые кадры, но остаются единицы. Санитаров не было никогда, поэтому спускают женщины с первого по пятый этаж и детей, и взрослых мужчин. Не поэтому ли у многих сотрудников СМП с возрастом появляются проблемы со спиной? Работать здесь и врачом, и фельдшером, и водителем действительно нелегко. Не все, например, могут выдержать ночные смены или выдержать постоянные стрессовые ситуации, которые сопровождают работу на скорой помощи. Ведь каждый вызов - поездка в неизвестное. Этим отличается служба «03» от других подразделений больницы.
- Всех предупреждаем, чтобы убирали животных, но даже если собака маленькая, то шуму от нее много. Как-то поехали на вызов в с. Федосьевку, - вспоминает Ирина Анатольевна. – Захожу. На меня сзади бросается пес и штанину всю разорвал. В другой раз огромный волкодав сорвался с цепи. Как я залетела в двери гаража в щель, которая меньше меня раза в два, – не знаю! Встала между стеной и холодильником и закрылась железным чемоданом. На нем следы от клыков так и остались...
Чтобы люди с кулаками бросались на бригаду, такого медики не припомнят, но с грубостью сталкиваются часто, особенно от молодежи. Люди в белых халатах, которым ежедневно требуется принимать быстрое, самостоятельное решение и брать на себя ответственность, порой плачут от обидных, несправедливых слов.
- В звонках меньше стало хамства, потому что телефон прослушивается и ведется запись разговоров, - рассказывает диспетчер Ирина Ильинская и добавляет. - Особенно дети раньше часто баловались, теперь побаиваются.
Использовать от домашних питомцев и неадекватных граждан средства защиты, о которых последнее время много говорят, фельдшер скорой помощи Галина Боровикова считает нереальным на практике:
- Я иду на вызов - в одной руке чемодан, в другой руке тоже чемодан. Еще папка с документами. Как успеть взять баллончик, когда все руки заняты? Просто этих хамов наказывать надо. Может быть рублем, может быть уголовную ответственность ввести.
Работа бывает разной…
Как-то надо было спустить пожилого мужчину среди ночи в машину скорой помощи, на звонок фельдшера в районной полиции сразу отозвались, и люди в погонах оперативно помогли бригаде СМП. А в другой раз сотрудники ГИБДД вызвали к мужчине, который лежал на развилке дорог якобы без сознания, а на деле просто спал после доброй дозы спиртного. Пока возились с пьяным, поступил экстренный вызов – боли в сердце... «Перебравшие» граждане доставляют много неудобств. Их вынуждены привозить в больницу, так как летом могут солнечный удар заработать, а зимой – замерзнуть. Отсутствие системы вытрезвителей - беда всей страны.
- Пьяных привозим в любое время года, а что касается вызовов «неотложки», то их больше всего в холодное время года, когда растет количество ОРВИ и ОРЗ, - отмечает Ирина Куцак. - Летом это желудочно-кишечные инфекции, отравления грибами. Расстройства ЖКТ из-за немытых ягод и овощей. В межсезонье - обострение хронических заболеваний. В общем, все,как и в поликлинике, с которой мы плотно работаем. Оказываем пациенту оперативную помощь, и если нет экстренных показаний, то направляем его к участковому терапевту.
Очень много стало больных с острым коронарным синдромом, включая инфаркты. 124 ОКС только за первое полугодие, - такого еще два десятка лет назад не было! «Молодеют» год от года инсульты. Остро чувствуют сотрудники скорой помощи в своей работе нехватку узких специалистов в родной больнице.
Много лет работают бригады скорой медицинской помощи в партнерстве с ФАПами. В структуру сельской амбулаторно-поликлинической службы Пожарского района входят семь фельдшерско-акушерских пункта и четыре амбулатории, а также одна участковая больница в селе Красный яр. Когда поступает вызов, дежурный смотрит, кого лучше отправить. Порой выезд машины«03» и не требуется. Если же сельскому фельдшеру необходима помощь, то он вызывает бригаду СМП на себя. В этом случае автомобили идут друг другу навстречу для более оперативной передачи больного. На то она и «скорая», чтобы в самые короткие сроки доставить пациента к тем врачам, которые смогут оказать ему полноценную медицинскую помощь.