СМП. Вчера, сегодня, завтра…

6248
В этом году станции скорой медицинской помощи краевого центра Приморья исполняется 95 лет. За годы своего существования служба неоднократно переживала тяжелые, подчас невыносимые времена. Тем не менее, несмотря на трудности, работа подразделения планомерно улучшалась. Главный врач КГБУЗ «ССМП г. Владивостока» Дмитрий Чурилов рассказал корр. портала VladMedicina.ru об этапах становления, темпах развития городской «скорой» и поделился планами на ближайшее будущее.

Дмитрий Чурилов, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
История создания службы
 
- Дмитрий Валентинович, давайте напомним читателям,как создавалась легендарная служба СМП нашего города?
 
- Станция быстрой помощи (именно так мы назывались на заре нашей деятельности) во Владивостоке была организована 1 ноября 1923 года, и располагалась она по улице Полтавской,3 (ныне Лазо,3). Но уже во второй половине 1924 г.службу перевели в одноэтажное здание по улице Светланской, 105, с пристроенным гаражом и удобным выездом, что всегда было немаловажно в работе. Штат станции состоял из трех врачей, трех шоферов и трех дежурных у телефона. Сначала смены были с 15 до 9 часов утра, что объяснялось недостатком средств, а спустя три месяца, с 24 января 1924 года, медучреждение перешло на круглосуточный режим работы.
 
Врачи станции выезжали к пострадавшим, проживающим в центральной части города, и только в тяжелых ситуациях. Так, в правилах вызова говорилось: «в случаях, не угрожающих жизни (ушибы, вывихи, переломы рук, ранения головы с небольшими кровотечениями, легкие отравления, инородные тела в теле, отрывы пальцев и ногтей, укусы животных), пострадавшие должны доставляться на станцию или в губбольницу постовым милиционером или дворником».
 
Вначале быстрая помощь содержалась целиком за счет лечебного фонда, при этом часто страховые средства тратились на незастрахованное население, впоследствии были добавлены деньги из местного бюджета. Застрахованные и безработные члены профсоюза, их семьи обслуживались бесплатно, прочее население – за плату. Вносимая сумма составляла два рубля при фактической стоимости вызова от 3-4 до 9-10 рублей. Погасить платеж можно было в срок до месяца после вызова. Но плата за выезд ставила врачей в неудобное положение, особенно в экстренных случаях, поэтому чаще всего быстрая помощь оказывалась бесплатно.
 
В июне 1938 года в районе мыса Чуркина была открыта подстанция, которая единой санитарной машиной обслуживала экстренные вызовы и всю помощь на дому.
 
В 1939 г. была организована подстанция в помещении курорта «19 км» с одной дежурной бригадой.
 
В 1935 году к ССМП присоединили «быструю акушерскую помощь», также был организован «сектор транспорта больных и рожениц». В связи с увеличением объема работы в 1939 году станция СМП была переведена в более просторное помещение с небольшим гаражом в районе Первой речки (ул. Мельниковская,62).

Дмитрий Чурилов, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
С 1968 года Станция скорой медицинской помощи Владивостока располагается в здании по адресу: Океанский проспект, 155. Здесь находятся оперативный отдел, гараж, центральная подстанция, административные службы.
 
Сегодня в состав ССМП входят семь подстанций: «Центральная», «Эгершельд», «Чуркин»,«Тихая» с постом на острове Русском; «Луговая»,«Бородинская» и «Океанская» с постом Северный в поселке Трудовом. В ведении КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока» почти 592 тысячи застрахованного населения города и, по нашим оценкам, еще около 250-300 тысяч жителей и гостей города, не застрахованных в системе ОМС края либо иногородних.
 
Работают в учреждении более 600 человек, в первую очередь это, конечно, медики, в том числе сотрудники выездных бригад, оперативного отдела, диспетчеры и административный персонал подстанций, организационно-методического отдела, водители автомобилей скорой помощи, без которых, как и без медицинских работников, немыслима работа СМП, механики, слесари по ремонту автотранспорта, хозяйственная служба.
        
Скорая помощь – круглосуточная служба, функционирующая ежедневно, в будни и праздники, независимо от времени года, и погодных условий. Для обеспечения работы одной круглосуточной бригады СМП требуется не менее 23 человек – это и сотрудники бригады (не менее 15 - для общепрофильной бригады и 20 - для специализированной), это и служба оперативного отдела - сердца скорой помощи, управляющего бригадами, машинами, круглосуточно находящаяся на связи с жителями (в сутки она принимает до 1000 звонков с совершенно разными вопросами, и не всегда это обращения за медицинской помощью), круглосуточная служба гаража учреждения – диспетчеры, дежурные механики, работающие в круглосуточном режиме, для водителей «скорых» установлен более щадящий график – согласно действующему законодательству, их смена не может длиться более 12 часов с соответствующими перерывами между выходами. А есть еще и вспомогательные подразделения, без которых работа учреждения просто невозможна. 
 
Решение приоритетных задач
 
- На момент, когда вы возглавили службу скорой помощи, какие вопросы требовалось решить в срочном порядке?
 
- Я работаю на станции СМП с октября 2014 года, в октябре 2015-го со мной заключен очередной трехлетний контракт. В конце 2014 г.станция находилась в достаточно сложном положении, это было время довольно серьезных финансовых проблем, массовых увольнений медицинских работников, фактически отсутствовала экономическая служба, служба кадров.Накопилось огромное количество проблем, связанных с работой транспортного отдела, связанных с расходом топлива, ремонтом, содержанием автотранспорта, обеспечением шинами, запасными частями, и так далее. Необходимо было срочно принимать меры, выправлять экономическую составляющую работы, ведь благодаря прежде всего работе заведующих подстанциями и других медицинских подразделений, старших фельдшеров, заместителей главного врача, самих сотрудников Станции СМП Владивостока удалось сохранить наш могучий коллектив, способный решать любые задачи.

Дмитрий Чурилов, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
В достаточно короткий срок нам удалось сформировать работоспособную команду: заново был реорганизован отдел кадров, переформатированы работа бухгалтерии и экономической службы, транспортного отдела. В течение полугода были погашены все задолженности внешним контрагентам, при этом размер заработной платы сотрудников был сохранена на том уровне, который достался мне в начале работы.
 
Общим собранием в учреждении был принят Коллективный договор, Кодекс этики, были сформулированы и утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда, разработана и введена в действие балльная система расчета стимулирующих выплат, осуществлен переход на эффективный контракт.
 
Не обошлось и без оптимизации расходов. Основная статья расходов на Станции СМП после заработной платы – это средства на содержание автомобилей.
 
В отношении транспортного отдела с целью оптимизации работы «скорой» был проведен ряд действенных мероприятий. В частности, введена в эксплуатацию система ГЛОНАСС, позволяющая не только проводить мониторинг транспортных средств, но и вести качественный, абсолютно объективный контроль эксплуатационных расходов, включая расход топлива и фактический реальный пробег автомобилей. Ввод системы мы начали в 2015 году, но в полной мере в промышленную эксплуатацию она вошла весной 2016 г. Финансовый результат не заставил себя ждать - только за первые полгода использования этой технологии, мы сумели прийти к экономии тонны топлива в сутки, что в свою очередь составило более 180 т автомобильного топлива за первые шесть месяцев эксплуатации системы по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. при том же автопарке и сопоставимых объемах оказания медицинской помощи. Это не значит, что через полгода расход топлива вернулся на прежний уровень – мы просто перестали вести сравнительный анализ с предыдущим годом, ограничившись контролем текущих параметров.
 
Все мероприятия по приведению работы транспортного подразделения ССМП на оптимальные рельсы не проходили гладко. Не без помощи компаний – операторов АЗС, с которыми у станции были заключены государственные контракты на поставку автомобильного топлива, были выявлены многочисленные факты хищения, в которых, к сожалению, участвовали не только водители «скорых», но и медики выездных бригад, материалы, касающиеся выявленных фактов,передавались в правоохранительные органы. Конечно, в большинстве случаев мы старались уладить вопрос самостоятельно, обычно после выявления факта хищения работник возмещал потери и принимал решение о невозможности дальнейшей работы в учреждении. Однако несколько уголовных дел всё же были возбуждены, но прекращены по соглашению сторон после возмещения стоимости похищенного и увольнения воришки.
 
Много пришлось поработать с трудовой дисциплиной среди водительского состава, несколько человек было уволено «по статье» в связи с прогулами, систематическими нарушениями трудовой дисциплины, судимостями по уголовным статьям, не позволяющим работать в медицинском учреждении, а также за грубые нарушения этических норм и антитеррористического законодательства. Естественно, не все уволенные были согласны с таким положением дел, но суды разных уровней подтвердили абсолютную законность наших действий.
 
С введением функционирующей сегодня системы организации работы в учреждении полностью исключены ситуации, когда работник станции за свои собственные средства вынужден приобретать чтобы то ни было для обеспечения производственного процесса. Если в прошлые времена, например, водители машин скорой помощи в силу разных причин, иногда покупали за свои деньги какие-то расходные материалы для автомобилей, то теперь это исключено.Такое просто запрещено, в том числе и потому, что учреждение несет ответственность за техническое состояние автотранспорта и, соответственно, за безопасность бригады и пациента в машине СМП. 
 
Все закупки для обеспечения работы учреждения, в том числе на поставку лекарственных средств, медицинских расходных материалов, оборудования, запасных частей к автомобилям, их ремонту, поставку ГСМ, технических жидкостей, производятся исключительно путем проведения открытых аукционов. Мы неукоснительно соблюдаем закон и выполняем установленные нормативы. Другого подхода для нас просто не существует.
 
Сейчас в распоряжении медицинской организации достаточное количество автомобилей СМП - 49 рабочих машин - все они полностью исправны. Проблемы обеспечения ГСМ, запасными частями, техническими жидкостями, ремонта автотранспорта не существует в принципе. Автопарк своевременно обновляется, старые машины списываются, новые приобретаются. Благодаря краевой и правительственной программам в 2017–2018 г.мы обновили автопарк, в этом году утвержден план на приобретение ещё 23 автомобилей СМП, 18 из которых будут предназначены для линейных бригад, пять – для реанимационных, в том числе для педиатрической реанимации.
 
Транспортный отдел учреждения полностью укомплектован кадрами, порядка 200 человек на станции обеспечивают бесперебойное функционирование транспортной составляющей службы скорой помощи. Приведением в порядок работы этого подразделения, естественно, дело не ограничилось. Место современным методикам использования рабочего времени нашлось и в работе медицинского персонала станции. 

Дмитрий Чурилов, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
        
С 2004 года на ССМП Владивостока используется специализированное программное обеспечение ИСТОК-СМ, позволяющее в полной мере организовать работу любой оперативной службы, в том числе и службы скорой медицинской помощи. На сегодня информационная система «ИСТОК» – это фундамент станции, на основе которого работает оперативный отдел, благодаря чему мы видим всю деятельность бригады, начиная от её текущего местоположения до выполнения всех временных параметров– момента получения вызова, прибытия на место, работы на вызове, времени его окончания. Использование планшетных компьютеров прочно вошло в работу Станции СМП – это и карта вызова, и результаты функциональной диагностики, а при необходимости, например, – видео- и фотоматериалы с вызова. На основе ИСТОКа налажено взаимодействие с системой «112», неотложными службами поликлиник города, стационарами, оказывающим кардиологическую помощь, развернут единый краевой ресурс мониторинга работы всей службы СМП Приморского края. Данные информационной системы используются при оценке работы сотрудников учреждения при расчете заработной платы, определения объемов ежеквартального премирования, статистической информации деятельности учреждения, массы других функций.
 
Вполне естественно, что многим не понравились вводимые изменения. Далеко не всех стали устраивать ужесточившиеся методы контроля, в связи с чем неоднократно возникали различные попытки дестабилизации работы учреждения, призывы к забастовкам, водители выходили на митинг с различными требованиями. На работу КГБУЗ «ССМП г. Владивостока» было написано невероятное количество жалоб президенту, губернатору, органам прокуратуры, Росдравнадзора, краевому департаменту здравоохранения и т.д. Мы находились в состоянии перманентной проверки практически на протяжении 3,5 лет. И скажу, что хоть и с большим трудом, но нам удалось доказать свою правоту. Конечно, любая работа не обходится без ошибок, и каждая инспекция что-то выявляла, но эти «находки» никак не соответствовали тому валу обвинений, которые излагались в обращениях. Например, не так давно завершилась очередная проверка, в этот раз Контрольно-счетной палаты, в результате которой было установлено несколько рабочих нарушений, но в целом ничего критичного не было обнаружено. Все недочеты уже исправлены, и в будущем, естественно, проведя работу над ошибками, учреждение не будет их допускать.
 
По итогам работы КСП учреждение было вновь проверено городской и краевой прокуратурой, правовым департаментом администрации Приморского края, департаментами финансового контроля и здравоохранения АПК, на ноябрь 2018 года назначена очередная проверка ТФОМС.
 
Таким образом, путем долгой кропотливой работы наших неравнодушных граждан нам удалось выстроить максимально прозрачную систему работы по всем направлениям нашей деятельности.
 
Акцент на привлечение работников
 
-Что касается финансовой стороны деятельности учреждения, как с этим обстоят дела?
 
- Основной принцип, культивируемый в нашей организации – деньги нужно заработать. Для этого есть абсолютно всё, созданы все условия, как говорит наш профсоюз: нет только птичьего молока, но над этим мы активно работаем. А если без шуток, тема заработной платы, конечно, в числе самых насущных.

Дмитрий Чурилов, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
Согласно базовому документу, на основе которого работает учреждение, – Порядка оказания скорой медицинской помощи – бригада СМП состоит из медработников и водителя автомобиля. Все они делают одно дело, друг без друга работать не могут, у каждого своя трудовая функция в пределах единой задачи. Соответственно, и подходы к формированию заработной платы этих категорий работников едины – у всех зарплата состоит, как и везде в здравоохранении, из двух частей – оклад (гарантированная часть) и стимулирующие выплаты, которые в учреждении рассчитываются на основе балльной системы, учитывающей персональные результаты каждого работника по результатам месяца, квартала, года.Данные для расчета берутся из информационной системы «ИСТОК», что позволяет исключить субъективный фактор при начислении стимулирующих выплат.

Стоимость балла индексируется ежегодно, таким образом, выполняются требования, заложенные в «дорожной карте» по повышению уровня заработной платы. По состоянию на 01.06.2018 г. средняя зарплата врачей на станции при плане по «дорожной карте» 70,24 тысячи рублей составляет - 77,86, у среднего медицинского персонала при плане 42,83 тысячи рублей фактически получается 50,64. Санитары зарабатывают 38,87 тысячи рублей, водители- более 40 тысяч рублей в месяц. Конечно, внутри этих параметров цифры есть разные, но, извините, не потопаешь, не полопаешь – нужно и норматив количества вызовов выполнить, и медицинскую документацию качественно оформить, и временные параметры вызова обеспечить, а водитель еще и должен научиться избегать нарушений ПДД, и санитарное состояние машины обеспечить в соответствии с требованиями.
         
Проверкой КСП было определено, что, несмотря на регулярное повышение заработной платы водителей путем индексации стоимости балла и регулярного увеличения общего уровня их дохода, учреждение обязано дополнительно проиндексировать окладную часть зарплаты этой категории работников. Мы не стали особенно спорить с аудиторами, оклады водителей были проиндексированы в соответствии с рекомендациями, выплачены в установленные КПС сроки, и в настоящее время оклад водителя автомобиля СММ превышает не только оклад среднего медработника, но в ряде случаев и оклад врача, специалиста с высшим медицинским образованием.
 
- Каким образом привлекаете новые кадры?
 
- На сегодняшний день у нас достаточное количество сформированных рабочих мест – мы готовы принять порядка 100 новых сотрудников. Единственное затруднение состоит в том, что на рынке труда нет специалистов, которые нужны службе «скорой». Согласно законодательству, в бригаде СМП могут работать доктора только четырех профилей: врач СМП, анестезиолог-реаниматолог, психиатр и педиатр. Дефицит этих специальностей весьма силён, от этого никуда не деться.
 
В 2018 году мы впервые за счет средств СМП направляем на учебу двоих будущих анестезиологов-реаниматологов. Если ребята смогут успешно поступить в ординатуру и её окончить, то через два года у нас будет два новых врача по этой специальности.  Удовольствие это не из дешевых, учреждение потратит порядка 200 000 рублей за год учебы. Но кадры «скорой» очень нужны, поэтому мы осознанно пошли на этот шаг. Кроме того, мы сейчас готовим документы на еще одного доктора, решившего спустя почти десятилетие вернуться в профессию, его переподготовка по специальности «врач скорой помощи» также оплачивается из бюджета учреждения.
         
Как и прежде, большое внимание мы уделяем работе со средним медицинским персоналом, ведь общепрофильная фельдшерская бригада скорой помощи – это основная рабочая единица службы, во Владивостоке почти 60% бригад фельдшерские, а в крае этот показатель стремится к 100%. Без «второго номера» не может работать ни одна бригада СМП, а в специализированных - это просто невозможно. Мы готовы оплачивать профессиональную переподготовку, необходимую для работы на станции как врачей, так и среднего медицинского персонала, взамен необходимо отработать не менее трех лет в бригаде.
         
Иногородним специалистам, приезжающим к нам на работу из других населенных пунктов края, мы компенсируем заметную часть их расходов на транспорт, что вкупе с довольно высокой заработной платой делает «скорую» Владивостока достаточно привлекательным местом работы.       

Дмитрий Чурилов, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
Несмотря на все сложности, мы не стоим на месте, не опускаем руки. В текущем году получили лицензию на оказание амбулаторно-поликлинической неотложной помощи. Это так называемый проект «Поликлиника на колесах», который в определенной мере способствует решению кадрового вопроса – он позволяет привлечь в нашу сферу врачей более широкого круга специальностей. В данном подразделении сможет работать любой доктор, прошедший переподготовку по профилю «неотложная помощь». В рамках пилотного проекта в настоящее время мы отрабатываем все нюансы «неотложки». Замечу, что подобное, помимо Владивостока, есть только в Москве. Однако в столице все подразделения неотложной помощи в поликлиниках переданы СМП, у нас же служба «неотложки» сформирована в структуре самой станции. Так что для нас это суперновое направление, которое мы планомерно осваиваем и приглашаем на работу всех заинтересованных специалистов, в том числе выпускников ТГМУ-2018.  На ярмарке вакансий работой в «неотложке» на станции СМП заинтересовались порядка 10 молодых врачей, окончивших в этом году вуз, и мы очень надеемся, что в скором времени они пополнят наши ряды.
 
К сентябрю на Станции СМП г. Владивостока распахнет свои двери специализированный Учебный центр для настоящих и будущих сотрудников бригад «скорой помощи». Уже подготовлено помещение, в котором установлен полноразмерный макет салона машины СМП, проведены конкурсные процедуры по закупке манекенов, до середины августа ждем поставки оборудования. Учебный центр предназначен для отработки ежедневных навыков работы, на манекенах можно будет в режиме реального времени шлифовать мастерство как неотложной, так и экстренной помощи.
 
В целях совершенствования качества образования сотрудников, мы активно взаимодействуем с Альма-матер – Тихоокеанским государственным медицинским университетом - по вопросу проведения обучающих семинаров непосредственно для врачей скорой помощи. В крае проводится немало семинаров, лекций, мастер-классов для медиков региона, однако в большинстве своем они заточены на оказание медпомощи в рамках стационарного и поликлинического звена. Поэтому сейчас мы вместе с руководством ТГМУ работаем над разработкой программ тематических курсов для работников СМП. В ближайшей перспективе в целях обмена опытом –взаимодействие с Харбинским университетом в части организации работы скорой помощи из административного центра северной провинции Китая.
 
Внедрение новых технологий
 
- Какие еще нововведения внедрены в работу службы?
 
- Информатизация механизмов управления совершенствуется на всех уровнях. Это непрерывный процесс. Вот уже более 12 лет на Станции СМП г. Владивостока действует уникальная по своим возможностям информационная система«ИСТОК-СП», разработанная нашей приморской компанией «НЕКСТ-Техника». Решением департамента здравоохранения Приморского края программа принята для оснащения всей службы СМП края, также ИСТОК работает в системе «112». Мы сегодня объем вызовов, обслуживаемый еще несколько лет назад 40 бригадами, с использованием новой системы обрабатываем 28-30 бригадами. Оптимальное же количество бригад СМП в городе Владивостоке должно составлять 34-35.

Дмитрий Чурилов, Станция скорой медицинской помощи г. Владивостока
 
Система гибкая, универсальная, позволяет в полной мере контролировать работу «скорых» на вызове, отслеживая все временные параметры. Мы четко знаем, где находится бригада, когда и насколько быстро с момента получения вызова она прибыла на место назначения, сколько времени медики пробыли на вызове (соблюдено ли правило «золотого часа» при экстренной заявке)и т.д. С помощью ИСТОКа бригада посредством планшетного компьютера получает не только информацию о вызове, но и сообщает об этапах его выполнения. Одно из преимуществ программы состоит в том, что все временные параметры определяются автоматически, с использованием системы ГЛОНАСС, подделать эти данные просто невозможно. Например, недавно на социальной страничке в Интернете у одного из пользователей было размещено видео, где он утверждал, что «скорая» ехала на вызов к раненому мужчине более 40 минут. На самом деле системой четко зафиксировано, что бригада СМП прибыла к месту назначения за 19 минут, уложившись в 20-минутный норматив реагирования на «экстру». Замечу, что в данном случае мужчина от медицинской помощи отказался, так как «скорую» не вызывал и спокойно удалился по своим делам после того, как прибывший по «экстренному» поводу врач скорой помощи помог гражданину отцепить от металлических конструкций запутавшуюся одежду.
 
Конечно, бывают ситуации, когда мы не укладываемся в норматив. На вызовы по неотложному поводу прибытие бригады действительно может задержаться, особенно в период сезонных вспышек заболеваемости (летом – желудочно-кишечные инфекции, зимой – грипп, ОРВИ). Но имеет большое значение и человеческий фактор. Далеко не все хотят понимать, что, например, повышение температуры или обострение остеохондроза зачастую не есть повод для вызова бригады скорой помощи. Часто бывает и так, что люди дожидаются окончания приема неотложных вызовов в поликлинике и после 18.00 начинают звонить «03». Нередко это связано с тем, что у пациентов просто нет желания идти в поликлинику, а «скорая» уж точно не откажет, а если не приедет настолько быстро, как хочется вызывающему, можно еще и жалобу написать. Но давайте будем бережнее относиться друг к другу. Конечно, мы приедем на любой вызов, но я лишь за то, чтобы не отбирать драгоценное время у тех пациентов, кому срочная помощь медиков и вправду необходима.
        
Отдельно хотелось бы отметить, что мы регулярно обновляем медицинское оборудование машин СМП, стараемся максимально быстро реагировать на изменения законодательства в части оснащения автомобилей, на замечания, которые выносят нам в ходе проверок. Департамент здравоохранения также не забывает о службе – в 2017 году для проведения теле-ЭКГ все бригады «скорых» Владивостока и Приморского края оснащены  современными кардиографами, все аппараты подключены к единому кардиопульту, где бригада при необходимости всегда может получить консультацию старшего врача оперативного отдела для определения тактики работы с пациентом, что позволяет повысить эффективность оказания помощи при острых сердечно-сосудистых заболеваниях. На нас замкнуты 17 краевых учреждений, сотрудники бригад СМП которых при необходимости в любой момент могут проконсультироваться с нашими специалистами.
 
Так что мы расширяем границы возможностей, поступательно улучшая качество оказания скорой медицинской помощи.
 
 


  Рейтинг: 5, Голосов: 18



Поделиться
6248
Личный кабинет