Дети - это абсолютная любовь
4915
Арсеньев всегда славился врачами. Здесь практикуют, стажируются, уезжают и возвращаются замечательные доктора, имена которых знакомы многим жителям Приморского края. Несколько известных медицинских династий по сей день работают в лечебных учреждениях города. Педиатрическая служба Арсеньева всегда была представлена врачами, как принято говорить, от Бога. Достаточно вспомнить Александра Рудого, Марию Клименко, Раису Новокрещенову, Марию Голуб, Сергея Лежнина. Имя детского врача Натальи Горшеевой не затерялось в этом списке. Вот уже 45 лет она отдает свои знания, опыт и тепло сердца маленьким пациентам. В городе Наталью Сергеевну знают как доктора думающего и принципиального.
… И стала доктором
Так случилось, что выбор профессии 16-летней Наташе не пришлось делать самостоятельно. В будущем она видела себя океанологом или физиком и хотела учиться во Владивостоке. Но в ее большой семье очень уважали врачей. А представителей этой профессии среди родственников не было, поэтому на семейном совете было решено «отдать Наташу во врачи». Девушка не возражала, она вообще росла очень послушным и покладистым ребенком.
В Красноярском (Наталья Сергеевна оттуда родом) медицинском институте конкурс был большой - восемь человек на место. Родственники предполагали, что поступить будет трудно, и в случае отсева были согласны на другую профессию. Но Наташа поступила, так как была положительным ребенком во всех отношениях.
- Я до сих пор с теплом и огромным уважением к преподавателям вспоминаю годы учебы в институте, - поделилась в беседе с корр. портала VladMedicina.ru детский доктор. - Вся профессура у нас была из Ленинграда (после эвакуации многие остались в Красноярске) - это были истинные интеллигенты с особым отношением к человеку, к его здоровью, к медицине, к законам физиологии. Нас учили очень хорошо. Кроме основного правила всех врачей «Не навреди», нам еще «вбивали» принцип «Лечи не болезнь, а больного». Это было близко мне по духу.
И еще, что мне очень нравилось во время учебы - нам давали полную самостоятельность. Была ли это сестринская практика или курс реанимации - мы делали практически все: внутривенные инъекции, обработку и шитье ран, интубации и прочее. На четвертом курсе мы уже ассистировали хирургам. Нас заставляли работать руками, в голове еще не отложилось особенно много знаний, были страхи, но если возникала какая-то ситуация - спинной мозг «заводился», и нужные знания из тебя «выпрыгивали» и помогали больному и тебе самому. Нас не жалели, нас учили по-настоящему - самого тяжелого больного ведет студент. Конечно, врачи находились рядом и контролировали, но студент чувствовал ответственность за жизнь пациента.
Это самая самостоятельность, которая была основополагающим принципом в обучении студентов в Красноярском медицинском институте, стала основной сложностью в учебе Натальи Горшеевой. Самостоятельность и жесткость. Никаких поблажек, никакой жалости.
В первую же сессию Наталья получила две тройки (первые в своей жизни), и чуть не вылетела из института. С первого же курса был огромный отсев студентов. Среди них было немало хороших умных ребят, но подход к учебному процессу был очень серьезным. Готовили врачей, а не праздношатающихся бездельников. Сейчас Наталья Сергеевна понимает, что это было правильно, это было для их блага, а тогда, конечно, были обиды и слезы.
Когда подошла пора выбора специализации, педиатрию Наталье судьба поднесла на блюдечке. Девушка хотела идти на лечебный факультет, то есть стать терапевтом, но не хватило одного бала. Этот факт врач считает провидением божьим. Начинать было сложно: самостоятельность и огромный объем знаний - это все чем располагала молодой педиатр Горшеева.
Тогда и теперь
В Арсеньев по распределению Наталья Горшеева приехала в 1973 году. Тогда было много приезжих молодых специалистов из Астрахани, Ленинграда, Саратова, других городов. Дело в том, что в медицинском институте Владивостока не было педиатрического отделения в ту пору. Вообще, это были годы прибытия в Арсеньев молодежи с запада - молодых специалистов на заводы «Прогресс» и «Аскольд».
- Арсеньев в те времена был чудом, - вспоминает Наталья Сергеевна. - Два мощных завода, два красивейших парка, много молодежи. Жизнь была очень интересной. Город интенсивно застраивался, было много планов, перспектив. В те времена было огромное уважение к медицинским работникам. Я помню, что наши главные врачи на всех демонстрациях шли в колонне с первыми лицами города. Хотя я собиралась вернуться в родной Красноярск, думала , что не смогу жить в маленьком городе, но не только осталась, но еще и родители приехали ко мне сюда жить.
У меня вообще такое чувство, что поначалу меня кто-то вел по жизни, потому что все мои протесты кем-то сверху блокировались. Потом я повзрослела, наивность моя меня покинула, и я, не знавшая середины, видевшая только черное и белое, начала жить и действовать самостоятельно. Это был тот опыт, который заставляет ценить то, что имеешь.
В 1973 году все было по-другому. В детской больнице было 180 коек (теперь их число 81). Были обязательными бесплатные дежурства. Нагрузка была та еще. И это были жесткие времена в плане дисциплины. До грудного отделения детской больницы Наталья Сергеевна немного поработала участковым педиатром, затем около трех лет в роддоме врачом-неонатологом. Но потом вернулась в детскую больницу, где долгое время была заведующей грудным отделением.
За то время, что Наталья Горшеева работает детским врачом, медицина шагнула семимильными шагами вперед. Новые технологии (аппаратная и лабораторная диагностика), современные препараты и многое другое вывели медицинскую помощь маленьким пациентам на новый, более качественный уровень. Детской смертности, которая была распространена в начале врачебной практики Натальи Сергеевны, и о которой она с ужасом вспоминает, сейчас практически нет.
- Конечно, характер заболеваний поменялся, вышли наружу генетические заболевания, которые тогда, 40 лет назад, были спрятаны. И виной этому не только пресловутая экология, но и бездумная лекарственная терапия - считает доктор Горшеева. - Сейчас век доказательной медицины, и это замечательно. Тогда среди детских болезней лидировали пневмония, стафилоккоковая инфекция, хирургическая запущенная патология. Менее образованы были медики, особенно на селе в плане диагностики. Хотя и в те времена были отличные фельдшера и медсестры, у которых знания были как у врачей.
Сейчас сложно выделить какую-то основную группу наиболее часто встречающихся детских болезней. Отрадно то, что детки теперь умирают от болезней крайне редко. Все серьезные случаи взяли на себя краевые медицинские учреждения. Медицинская помощь детям стала гораздо лучше.
Сделать все, невзирая ни на что
Наталья Сергеевна строга, порой жестка в работе. Самое главное для нее - пациент, а не инструктивно-методические письма и прочее. Главное - это здоровье. И если нужны какие-то экстренные действия для спасения жизни - необходимо все бросить, и заниматься только этим. Нужно сделать все, не взирая на лица, время и обстоятельства. Это еще один принцип доктора Горшеевой.
Наталья Сергеевна ни разу не пожалела, что стала врачом. Она любит детей. Они «спонсируют» ее своей энергетикой, потому что дети, по словам Натальи Сергеевны, это абсолютная любовь. Благодаря их открытости у нашей героини в процессе работы появилось свое видение ребенка. Это помогает в лечении маленьких пациентов. Как ей удается понять и почувствовать малыша, который не может выразить ни свои желания, ни свою боль? Ответ доктора Горшеевой прост: оказывается, за годы работы «под коркой» складывается образ идеального (относительно здорового) ребенка. И какие-то отклонения сразу видны.
- Я очень рада, что медицина сейчас идет по пути «Меньше вмешивайся». Человек должен сам понимать, что важно, прежде всего то, как он живет, что он делает для себя сам, чтобы быть здоровым. А я уже как врач скажу, что надо еще добавить. Я за такой настрой, за такой принцип. Так же и с детьми, нужно давать им возможность приобретать свой опыт, поэтому я люблю мамочек, которые много спрашивают: зачем, почему, как, а что будет?
Надеяться на таблетку - это глупо. Да, она поможет, но она не уберет твои проблемы, потому что ты - хозяин своих проблем, а не врач, и не таблетка. Конечно, есть патовые ситуации, есть экстренные случаи, есть серьезные болезни, когда без таблетки нельзя. Но прежде, всего надо изменить отношение к жизни, преодолеть собственную косность.
Немалую часть своей работы Наталья Сергеевна Горшеева уделяет молодым докторам, наставничеству, но и здесь у нее свой подход. Она не любит ломать человека, и насаждать ему свое мнение. Она не хочет, чтобы он смотрел на пациента ее глазами. Молодой специалист, по мнению нашей героини, должен сомневаться, приобретать свой опыт, расти. Он должен сам научиться тому, чему учили ее. В нашу героиню когда-то заложили эти принципы, и она их активно использует в работе с молодежью.