Правильный путь человека

6120
Запись в трудовой книжке о приеме на работу в КГБУЗ «Пожарская центральная районная больница» Приморского края у операционной сестры Валентины Омельчук, по сути,одна. 1 июня 1977 года она пришла в ЦРБ и, как оказалось, на всю жизнь. Давно позади осталась льготная пенсия за выслугу лет, потом -по возрасту, а она часами стоит за операционным столом, являясь незаменимой помощницей врача.

Валентина Омельчук, Виктория Битюцкая, Евгения Бурундукова, Медсестры Приморского края, Пожарская центральная районная больница
 
Воля отца
 
Есть люди, которых запоминаешь по глазам. Валентине Васильевне Омельчук в прошлом году исполнилось 65 лет, но ее зеркала души по-детски открыты миру и готовы удивляться всему новому и радоваться красивому, -будь то цветок или ребенок, восход солнца или человеческая душа. Эти глаза, то грустят под волной воспоминаний, то озорно,как-то очень открыто иискренне радуются. В их глубине скрыта и боль утрат, и радость успехов, счастье и горе, накопленная годами жизненная мудрость.

Валентина Омельчук, Виктория Битюцкая, Евгения Бурундукова, Медсестры Приморского края, Пожарская центральная районная больница- Мне кажется, она самая лучшая!- рассказывает главная медицинская сестра КГБУЗ «Пожарская ЦРБ» Евгения Бурундукова. – Валентина Васильевна приходит ко мне, и у неё никогда нет проблем, сама всё может решить. Если между коллегами есть недопонимания, то она их между собой мирит. Очень любит свою работу, чтобы не было передряг в коллективе, чтобы всем было хорошо больницу приходит в бодром настроении, как и чтобы у нее не было дома. Всегда улыбается, всегда жизнерадостна.

Может быть, Кубань наградила девочку Валю солнечной улыбкой и подарила неунывающий характер? 15-летней девушкой её привезли родители из курортного города Горячий ключ в далекое Приморье. Поэтому прошлый год был отмечен тройным юбилеем: 65-летие, полвека жизни на Пожарской земле, 40 лет работы операционной сестрой в районной больнице…

- У нас там были и виноградник, и свой дом, а в саду: айва, вишня, черешня,груши, яблоки - все свое, вспоминает Валентина Васильевна. - Но заработки были очень маленькие. Мама получала рублей 40 и отец тоже, а нас трое детей. Почитали газету «Победа» что лимонник, икра красная, заработки высокие и решили мои родители уехать в Приморье. Приехали в с.Игнатьевка Пожарского района. Стали выгружать свои вещи,так все село сбежалось посмотреть. Мы приехали с холодильником, телевизором, радиолой. У них таких переселенцев еще не было! - На минутку глаза женщины подернула пелена грусти от воспоминаний. - А я за все время не съездила на родину ни разу. Долго переписывалась с одноклассниками, потом:  ушел, ушел, ушел…

Кто знает, как сложилась бы жизнь ее там, в Краснодарском крае, где она мечтала стать учителем, но на земле приморской отец Михаил Васильевич Туркин, взял за руку выпускницу школы и отвез в Уссурийское медицинское училище со словами: «Чем сопли вытирать, лучше иди и помогай больным!». Что подсказало высококлассному столяру-плотнику сделать этот выбор, сегодня не спросишь, но он угадал и определил судьбу дочке, за что она благодарна ему по сей день.
 
Судьбоносная встреча
 
- В 1970 году закончила училище и приехала в районную больницу с. Пожарского, - говорит Валентина Омельчук. - Там стояло большое деревянное одноэтажное здание с печным отоплением. Дистиллированной воды не было, а для капельниц она нужна. Мы кипятили воду два раза. Она отстоится, и ее использовали. На печке шприцы стерилизовали. Санитарки помоют палаты, дорожки домотканые постелют, так хорошо было, чисто! Кем я там только не работала и на посту, и в перевязочной, и в процедурной и в физиокабинете, и лаборантом в рентген-кабинете…

Валентина Омельчук, Виктория Битюцкая, Евгения Бурундукова, Медсестры Приморского края, Пожарская центральная районная больницаРука легкая, уколы ставила так, что даже домой к ней приезжали. В краевую больницу на самолете и на поезде возила больных. Порой оставалась ночевать в больнице, чтобы все успеть. Как-то упала в обморок, когда выгружали ребенка с оторванными ногами и торчащими костями… Потом мысль, что она делает людям добро, будет помогать ей выносить жуткие картины и терпеть порой невыносимые запахи.

- Народу очень много было, придешь на работу - в коридорах люди лежат, - рассказывает Валентина Васильевна. - Три палаты терапии, три - хирургии, две –детства, все под одной крышей. Роддом маленькийтолько отдельно был, а еще дальше – инфекционное отделение. В оперблок заглянешь, там,мне казалось, что-то сверхъестественное!

Не ведала и не гадала, но судьба в этой больнице свела с суженым. Глянулись пациент Николай и сестричка Валя друг другу, стали дружить. Потом уже девушка узнала, что ее будущая свекровь - операционная сестра, но и в мыслях не было, что она тоже станет главной помощницей врача.

- Тамара Георгиевна Омельчук открывала операционный блок в Пожарском. Была чуть ли не на уровне врачей, хотя у нее медицинское образование - курсы Красного Креста во время Великой Отечественной войны. Она умела без унижения показать тебе ошибки так, что ты их больше не позволяешь себе сделать. Она - моя учительница, как и хирурги Алексей Тен, Петр Продан, Алек Сон… - Почти через год сыграли молодые скромную, но веселую свадьбу. Все мои наставники-врачи и друзья, конечно же, у нас были: Т. Павленко, А.Тен, О.Кирш, В. Ещенко, В. Демьяненко, С. Марченко…Многих уже нет в живых, с кем я работала. Одна я старушка-молодушка.
 
Школа хирургии
 
Пять лет Валя отработала сестричкой в больнице села Пожарского, а в 1977 г. молодой семье дали в Лучегорске квартиру, и здесь ее опять ждал неожиданный поворот судьбы.

- Взял меня за руку Алексей Тени привел в операционную, Антонина Киселева тогда уходила в декрет, говорит, будешь работать и учиться! Я увидела шкафы с «железками» и говорю: нет-нет!!! Я никогда не выучу, не научусь. А он мне - научишься! - с улыбкой вспоминает свои первые шаги в стерильный мир операционной Валентина Омельчук. - Пару дней постояла вместе с Тоней, ничего толком я не знала еще, а она ушла в декрет,и осталась я одна. И, как нарочно, было очень много операций, работы – море! Когда бросают в воду – научиться плавать, так и меня бросили.

Год отработала, а потом во Владивосток поехала на учебу. Прошла стажировку без проблем, получила корочки операционной медсестры. Сейчас она знает уже все этапы и самых разных операций. Глядя, что делает хирург, без подсказок подает один за другим инструменты, шовный материал. А в юности, этому искусству она ежедневно и усердно училась. 

- Сейчас поступил больной, надо взять "клинику" - кровь, мочу, сделать УЗИ, а время идет. А тогда, только поступил больной, Алексей Тен язык посмотрел, пальчиком пощупал, и всё. Многогранный и высококлассный был доктор! У меня опыта мало, а он вспыльчивый был, иной раз расплачусь: «Что нюнишь, соображать нужно, научишься!». – Он стал ее Учителем за операционным столом, из-за  которого поначалу слезы не редко лила. Вот и во время нашего разговора они проложили тонкие соленые полозки памяти. - Он меня учил не только инструменты подавать, но и анатомию тела человека показывал во время операций, с ним очень интересно было. Петр Продан - стопроцентный ученик Алексея Дмитриевича! Тоже очень грамотный, но более сдержанный. С ним легко на операции - юмор, порой даже песни, по-доброму очень и к пациентам, и к коллегам относится.

Валентина Омельчук, Виктория Битюцкая, Евгения Бурундукова, Медсестры Приморского края, Пожарская центральная районная больница

Часто вспоминает операционная сестра травматолога Алека Сона, который был не только классным специалистом, но и очень отзывчивым человеком, помогал ей решать бытовые вопросы, когда муж умер.

- С ней можно проводить абсолютно все операции, ничего не страшно! Мы с ней работали с «новокаиновых времен» - рассказывает про свою помощницу, а в некоторых случая и ассистентку, хирург Петр Продан. - Я шприц сожму, он треснет - осколки в руку вонзаются. Она мне обработает и быстро зашьет, завяжет и дальше оперируем. Раза три такое было, а может, больше. Молодым докторам подсказывает во время операций, что и как. Да она и сама, если приспичит, аппендицит прооперирует не хуже хирурга!

Шить ей приходилось и больных, когда рук не хватало, но главная задача операционной сестры - следить за санэпидрежимом,стерилизацией инструментов, кварцеванием помещений. Она и инструментарий готовит, и врачей: хирургов, гинекологов одевает в стерильную одежду, и на каждую операцию накрывает свой стол с определенным набором инструментов. Для кесарева сечения- одни «железки», для ампутации– другие, для аппендицита – третьи…Она должна знать,в каком пикселе и что у нее лежит..Лекарства – тоже ее забота. Более того,нужно изучить привычки врачей: кто-то любит короткую нитку, кто-то – длинную. Одному доктору надо подавать в левую руку, другому- в правую и т.д. Порой врачи сменяются, а она стоит в оперблоке от начала и до конца операции.

Валентина Омельчук, Виктория Битюцкая, Евгения Бурундукова, Медсестры Приморского края, Пожарская центральная районная больница

- Это только кажется за закрытыми дверями, что там все идеально. Там морально очень тяжело и физически…Как-то пошли с гинекологами на одно, а во время операции получились осложнения, и я, как в девять утра зашла в операционную, так и в половине шестого вечера вышла. Гинекологи, анестезиологи меняются, а я стою… Вы понимаете, что случается с организмом человека - все выключается, ничего не хочется! А стоит только закончиться операции и, кажется, сейчас умрешь с голода и вообще от всего, - поясняет медсестра.
 
Кадровый пробел
 
Раньше в районной больнице проводили самые разные и не редко очень сложные операции -на желчном пузыре, печени, сердце, легком, селезенке. Делали резекции желудка, трепанации черепа. Убирали вены, геморроидальные узлы. Шили сухожилия, проводили лор-операции, вставляли шины при переломах... Многофункциональность- хорошо это или плохо - не берусь судить. Но теперь районная больница попала в третью категорию, и пациент, у которого, к примеру, перелом со смещением,должен ехать в Лесозаводск. Это 150 км по трассе от Лучегорска, а с северных деревень и того больше. Больного все сильнее «делят на запчасти» по узкопрофильным специалистам. То, что биологический организм единый, и корень причины далеко не всегда именно в том органе, который «сбоит», почему-то упускается. Впрочем, вернемся в операционную, где сегодня работают две сестры: Валентина Омельчук и Виктория Битюцкая.

- Буквально в декабре 2017 года нас было четверо. Марина Кондратюк уехала во Владивосток. Приезжала к нам на помощь из Дальнереченска медсестра, но сейчас и там создалась сложная ситуация, так как две сотрудницы уволились. Пытаемся молодых обучать. Меня ставили наставницей. Я ее учила всему, один месяц, второй... Девушка все записывала, стояла на операциях.Вроде бы элементарное, бикс зарядить, она может, но… не получилось. Наверное, не каждому дано.Где найдут операционную сестру? Я возрастная, Виктория Леонидовна тоже со стажем,– Валентина Васильевна задумалась, словно бы всматриваясь вдаль, и с грустным вздохом добавила. - Пока не будет бюджетных мест в медицинских институтах и училищах с распределением,аховая ситуация в больницах с кадрами не изменится. Может прийти время, когда будут возить в Дальнереченск на операции…

Память у Валентины Васильевны и сейчас прекрасная, а в молодости и вовсе все схватывала на лету, запоминала без записей и тетрадей названия инструмента, ход операции.

Валентина Омельчук, Виктория Битюцкая, Евгения Бурундукова, Медсестры Приморского края, Пожарская центральная районная больница

- Стою на плановой операции. Забегает гинеколог, говорит: «Срочно готовьте операционную, у нас отслойка, рожает, нужно «кесарить»!». Оставила Александра Ли в оперзале, мы уже грыжу выделили, показала ему-вот нитки, вот иголки. Пошла в другой оперблок, быстро его развернула. И бегала туда, сюда,- радостная улыбка осветила лицо, и она пояснила. - Родили, все нормально.

В конце мая из села Верхний Перевал привезли мужчину, у которого ножевое проникающее ранение в брюшную полость с повреждением желудка и кишечника. Три часа вместе с заведующим хирургическим отделением стояла за операционным столом.

- У Алексея Битюцкого руки как у хирурга - золотые! – отмечает медсестра. - Характер немножко жесткий, но как доктор- он молодец, никогда не теряется, очень грамотный, быстро принимает решения. Хотя мы не застрахованы ни от чего, «фирма» наша никаких гарантий дать не может...
 
Атмосфера комфорта
 
Сегодня Валентина Васильевна уже не испытывает страха перед операцией, а по молодости, порой казалось, что сердце готово было выпрыгнуть из груди, так колотилось. 48 лет работы в больнице, из них 40 – оперсестрой, приучили брать себя в руки в любых ситуациях. Работать четко и слаженно с врачом, становясь его дополнительными руками, а то и глазами, моральной поддержкой. Сколько она помогла спасти жизней на своем веку? Счет идет не на десятки и сотни - на тысячи, а то и десятки тысяч…

- Сказать: люблю свою профессию – ничего не сказать. Это моя вторая жизнь, мой второй дом! – Взволновано объясняет операционная сестра. - Даже когда было очень трудно, в 90-ые годы и по полгода зарплату не платили, люди уходили из больницы – искали, где получше, я оставалась здесь.

В 1994 году муж умер, дочь почти взрослая, а сыну было 10 лет, поднимать мальчишку пришлось самой и в трудное время, когда приходилось брать все возможные подработки. Дача с огородом выручала, но на земле ей тоже надо было работать за себя и за того парня. А военную пенсию за мужа делила с подружкой.

Валентина Омельчук, Виктория Битюцкая, Евгения Бурундукова, Медсестры Приморского края, Пожарская центральная районная больница

Дочь хотела пойти по стопам матери в медицину, но наблюдательная и мудрая Валентина Васильевна отсоветовала - не твое, мол, это. А вот любовь к математике и счету (хобби мамы) передалась по наследству, и Ольга стала отличным бухгалтером. С мужем Андреем она подарила бабушке двух внуков. Старший 10 класс закончил, а младшая- в  четвертый перешла, в обоих наша героиня души не чает. Это ее радость, любовь, свет в окошке.

- Она справедливая, добрая и бескорыстная. Порой даже себе во вред – все для людей готова сделать, - говорит про свою маму с чувством глубокого уважения Ольга Соломенник и добавляет. – Я ею очень горжусь!
После тяжелой болезни Валентина Васильевна свою дачу продала и теперь вместе со сватами ездит в село Нагорное. Каких только цветов на ее участке нет! С ними она разговаривает, холит и лелеет нежные ростки, а они отвечаю за заботу ярким цветением. Так же, как в молодости, любит побродить по лесу в поисках грибов. Просто подышать ароматами, насладиться тишиной и спокойствием, которые дарят кроны деревьев, чтобы вернувшись на работу и одев белый халат, создавать вокруг комфортную, доброжелательную атмосферу на благо своим пациентам и коллегам.


 



  Рейтинг: 4.8, Голосов: 10



Поделиться
6120
Личный кабинет