Лицо «первой» городской больницы
4708
В привычном понимании приемное отделение стационара – структура, отвечающая за прием и регистрацию пациентов, их осмотр, объективное обследование и первичную диагностику, санитарную обработку, транспортировку больных в профильное лечебное отделение. От того, насколько правильно и оперативно организована работа приемного покоя, зависят успех и результаты последующего лечения. Но, пожалуй, данное определение в отношении КБУЗ «Владивостокская больница №1» - слишком узкое, сухое и неполное. Оно не отражает в полной мере его особый боевой дух, громадный груз ответственности коллектива за судьбы поступающих сюда людей, дар сопереживания, высочайший профессионализм и подлинную самоотверженность докторов и медсестер в благородном деле по спасению человеческих жизней. В чем особенности и специфика приемного отделения ВКБ №1, насколько точно и слаженно оно работает, какие испытывает проблемы, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказала его заведующая Елена Кузина.
Помощь всем и каждому
- Елена Юрьевна, чем в вашем понимании является приемное отделение для «первой» больницы Владивостока, какие первоочередные задачи решает?
- Приемное отделение всегда являлось лицом ЛПУ, а особенность ВКБ №1 в том, что это больница экстренной медицинской помощи, за ней обращаются порядка 95% пациентов. Есть три основных канала поступления – по скорой помощи, направлению из поликлиники и так называемому самообращению. Т.е. любой житель Владивостока, который почувствовал себя плохо, может прийти в приемное отделение и гарантированно получить квалифицированную медицинскую помощь. Особенно если это ургентная патология, требующая неотложного вмешательства – к примеру, у человека появилась боль за грудиной, нарушилась речь, что является признаками инфаркта и инсульта. Но это далеко не полный перечень причин обращения – к нам поступают пациенты с любыми заболеваниями органов брюшной полости, лор-патологиями, внутренними кровотечениями, инородными телами внутри организма, «женскими» заболеваниями, требующими экстренной гинекологической помощи.
- А если человек пришел без полиса и паспорта?
- Конечно, их наличие желательно – мы работаем исключительно с фондом ОМС. Но если у человека на момент экстренного обращения этих документов нет, мы в любом случае его примем и окажем необходимую помощь. Это даже не обсуждается. Также к нам обращаются люди без определенного места жительства, которым обязательно оказывается экстренная медицинская помощь. При наличии патологии, которая лечится только в условиях стационара, они госпитализируются без вопросов. Но это действительно серьезная проблема – таким людям негде жить зимой, и они всеми правдами и неправдами попадают к нам. Это моя боль, крик души – я хочу обратить внимание властей всех уровней на актуальность данной проблемы.
- Ее возможно как-то решить?
- На мой взгляд, необходимо создать сеть приютов для этих несчастных, где бы им налили чашку горячего супа и предоставили ночлег. Но им некуда идти, они закономерно просят помощи у нас, отказать в которой мы не можем, не имеем такого права – ни врачебного, ни человеческого. Несмотря на то, что помощь им оказывается в полном объеме, многие организационные вопросы остались до сих пор нерешенными. Наша главная задача – спасти человеку жизнь.
- Какие изменения претерпело приемное отделение за последние годы?
- Огромный плюс в том, что сейчас в нашей структуре функционирует отделение реанимации и интенсивной терапии для больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОРИТ ОНМК). При наличии симптомов инсульта пациентов привозят на «скорой» сразу в ОРИТ, минуя нашу регистратуру. Здесь важна каждая секунда, и любое промедление в прямом смысле смерти подобно. Мы обследуем больного, невролог и терапевт работают в одной связке.
Без очередей и ожидания
- Как организована работа отделения, и какие специалисты являются его постоянными штатными единицами?
- Здесь ежедневно несет свою боевую вахту целая бригада докторов – терапевты, оториноларинголог, врач отделения хирургии раневой инфекции (гнойной хирургии), хирург экстренной помощи. Все специалисты с высокой квалификацией и большим клиническим опытом работы. На протяжении всего этапа оказания помощи в приемном отделении мы придерживаемся мультидисциплинарного подхода – человеку в сложной ситуации может понадобиться помощь нескольких врачей и методов обследования.
Пациентов привозят с разной патологией: случаются и остановки дыхания, и острые аппендициты, и стенозы гортани. Поэтому необходимо, чтобы профильный специалист всегда был под рукой и доступен. Экстренная помощь оказывается буквально в первые секунды после поступления. Время нахождения такого больного в приемном отделении составляет от пяти минут до получаса, когда требуется оперативное обследование. Допустим, привезли человека с пневмонией, мы видим у него острую дыхательную недостаточность и уже в момент поступления его в приемное отделение можем обеспечить кислородную поддержку, а при необходимости – перевести на искусственную вентиляцию легких.При этом в арсенале применяемых средств – как классическое рентген-исследование, так и экстренная фиброгастроскопия.
- Какое число пациентов поступает к вам ежегодно, и насколько оперативно проводится диагностика патологии?
- Порядка 30 тысяч, и это внушительная цифра, а работаем мы 24 часа в сутки и 365 дней в году, в больнице организован круглосуточный диагностический этап. Это огромное подспорье для пациентов, обращающихся в стационар без направления. Нам необходимы для подтверждения или опровержения диагноза клиническая и биохимическая лаборатории, фиброгастроскопия, ЭКГ, УЗИ, компьютерная томография, рентген легких. Все это работает в круглосуточном режиме. Перспективным направлением считаем возможность ангиографических исследований пациентам с острым коронарным синдромом.
Особая порода врачей
- Какие еще пожелания хотели бы озвучить?
- Хотелось бы расширить площади приемного отделения, чтобы пациентов разделить на два потока в осенне-зимний период, когда получают распространение острые вирусные инфекции. Тогда больные с высокой температурой и ОРВИ и пациенты с гипертоническими кризами, инсультами и инфарктами шли бы отдельно, не пересекаясь друг с другом. Достаточно большое число людей с вирусными инфекциями обращается к нам. Осенью и зимой пациентов с заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей, гайморитами, ринитами поступает свыше сорока в сутки.
При этом не иссякает поток пациентов с кардиологической патологией, их, как правило, не менее 60-ти за день.Если добавить другие проблемы со здоровьем, за 24 часа мы вынуждены принять от 120 до 150 человек. А тяжелых больных с риском внезапной смерти необходимо посмотреть первыми в любом случае.
- Как ваши сотрудники справляются с такой нечеловеческой нагрузкой?
- Конечно, это очень тяжелое бремя ответственности, нагрузка превышает все допустимые пределы. И эмоциональное выгорание в нашей профессии – явление нередкое. Ночь есть ночь, биоритмы человека настроены на отдых и сон в данное время суток. Но здесь не просто труд врача, а работа предельно напряженная, требующая мобилизации всех моральных, душевных и физических сил. Каждые десять минут специалист смотрит нового пациента без перерывов, и крайне важно не упустить патологию, четко и профессионально ее увидеть и распознать. Но моя команда – настоящие молодцы, терапевтическая служба работает давно и привыкла к подобному сумасшедшему ритму.
Врачебная бригада понимает друг друга без слов, достаточно полужеста и полувзгляда. Кстати, приходят и молодые грамотные доктора, которые достаточно быстро вовлекаются в этот экстренный рабочий процесс. При этом далеко не каждый способен вынести такую нагрузку, здесь нужен особый склад характера и ума, запас прочности и профессионального рвения. Это особая порода врачей. И для того, чтобы грамотно поставить диагноз, соответственно, вовремя и правильно начать лечение и получить от него ожидаемый эффект, необходимо иметь обширный и постоянно пополняемый багаж знаний по всем основным медицинским профилям.
Непростые условия труда
- Традиционный для любого учреждения здравоохранения кадровый голод испытываете?
- К сожалению, да, мы не избежали этой участи. Нам не хватает терапевтов, не до конца прикрыто и параклиническое направление. Если в экстренную хирургию пришли молодые специалисты, то из отделения хирургии раневой инфекции кадры ушли. Как я уже говорила, это экстренная служба – крайне тяжелая структура, где даже самый хороший и грамотный врач не всегда сможет эффективно работать. В плановом порядке с пациентами взаимодействовать гораздо легче, но сегодня на такие операции идут в основном в лор-отделение для устранения искривления носовой перегородки, удаления образований в пазухах носа.
- Елена Юрьевна, а вы сами врач какого лечебного профиля и как давно работаете в приемном отделении?
- Я врач-терапевт высшей квалификационной категории с более чем 30-летним стажем работы. Поэтому все мне здесь знакомо, и все проблемы и чаяния приемного отделения знаю не понаслышке.
- С какими патологиями в приемное отделение люди поступают чаще всего?
- Если их условно разделить на три группы – терапевтические, хирургические и лор-заболевания, то первой будет, пожалуй, больше остальных. Сюда входят кардиологические, пульмонологические, гастроэнтерологические, гематологические недуги. Много оториноларингологической патологии, и это еще связано с тем, что профильных специалистов не хватает в первичном медико-санитарном звене. Поэтом к нам, особенно в осенне-зимний период, люди с этими проблемами идут нескончаемым потоком. Что касается пульмонологического профиля, то жители города прекрасно осведомлены о высочайшем уровне этих специалистов в ВКБ №1.
Медсестры – на вес золота
- А как обстоит дело в приемном отделении с медицинскими сестрами?
- Медсестер также не хватает, но на тех, кто есть, я буквально молюсь. Они большие умнички – грамотные, ответственные, опытные и являются истинными помощниками докторов. Пока врачи смотрят больного, наши медсестры работают не просто как бездумные и бездушные исполнители их поручений, а именно в качестве профессиональных помощников специалистов и на своем уровне оценивают тяжесть состояния больного с пониманием того, действительно ли это экстренный пациент, требующий неотложной помощи, или симптомы его заболевания не столь серьезны. Такие сестры – на вес золота, и они у нас есть. Администрация ВКБ №1 пошла навстречу моим пожеланиям, и теперь в день у нас работают две медсестры, а не одна, как раньше. Плюс старшая медсестра, являющаяся специалистом экстра-класса. Дежурить с такими сотрудниками – одно удовольствие!
- Каков график дежурств «первой» городской больницы по линии скорой помощи?
- У нас дежурные дни расписаны только по хирургии и гинекологии. Таким образом лор-служба, терапия, гнойная хирургия, неврологическая реанимация работают в круглосуточном режиме 365 дней в году. При этом по экстренной хирургии мы дежурим также во все дни, абдоминальной – все дни, кроме среды. По гинекологии наша больница дежурит все вторники и субботы, и в эти дни обращений бывает свыше 30-ти ежесуточно. Проблема еще и в том, что человек поступает с подозрением на одну патологию, а диагностируют у него совершенно другую, поэтому гинекологи порой оперируют даже в не дежурные дни.
Во имя будущих поколений
- По статусу больница является городской, а пациенты из края имеют шанс к вам попасть?
- Конечно, к примеру, пациентов с экстренной лор-патологией доставляют из приморской глубинки даже вертолетами санитарной авиации. И если человек обратился с серьезными жалобами, мы примем его в любом случае, вне зависимости от места прописки и фактического проживания. Бывает, что гражданин прописан в одном из районов края, а работает во Владивостоке – конечно, мы его возьмем. Есть также довольно внушительная категория пациентов, находящихся на территории Приморья, будучи в служебных командировках, в гостях у родственников. Все они обращаются за медицинской помощью в «первую» городскую больницу.
- Медикаментов и перевязочных средств хватает?
- Для экстренной и неотложной медицинской помощи – безусловно да. По данному вопросу у руководителя КБУЗ «Владивостокская больница №1» Евгения Шестопалова очень четкая, аргументированная и однозначная позиция, не предполагающая никаких иных толкований и экономии. Для нашей службы дефицита в препаратах и медицинских изделиях не существует в принципе.И наш разговор я хочу закончить на позитивной и оптимистичной ноте. Главное, что «первая» больница Владивостока не просто живет в своем обычном рабочем ритме, выполняя возложенные на нее задачи в рамках госзадания, а активно развивается, растет, реализует новые передовые идеи и проекты во имя здоровья сегодняшних жителей Приморского края и на благо его будущих поколений.