«Посчастливилось работать в краевой больнице…»
4650
В летопись ГБУЗ «Приморская краевая клиническая больница №1» вписано немало имен талантливых организаторов здравоохранения, выдающихся хирургов, специалистов высокого уровня. Вместе с тем важную лепту в развитие основоположника гражданского здравоохранения региона вносили не только главные врачи и доктора, но и медицинские сестры. У ветеранов труда, отличников здравоохранения Раисы Куликовой и Валентины Лаврентьевой – своя история, свой путь в медицине. Но каждая из них посвятила родной больнице всю трудовую жизнь и благодарна судьбе за счастливый выбор.
«Относись к пациенту, как к родственнику»
Когда наступает май, и деревья начинают радовать свежей клейкой листвой, больничный городок на Алеутской, 57 во Владивостоке становится особенно хорош. Каждый раз, идя на работу, старшая медицинская сестра отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма и ЭКС ПККБ №1 Раиса Куликова любуется ухоженностью дорожек, пробуждающейся жизнью растений, возрожденной красотой дореволюционных зданий, сохранивших и старинную живописную плитку, и чугунную вязь перил. Словно прошлое и настоящее больницы перекликается, перекидывая невидимые мостики от уже далеких 60-х в XXI век.
- Мне вспоминаются старые корпуса, когда в 1967 году я поступила сюда после окончания Уссурийского медицинского училища, - рассказывает Раиса Павловна. – Тогда было лишь два кирпичных здания, а в нынешнем пульмонологическом центре располагалась поликлиника. Профилей лечения, несмотря на краевой статус медучреждения, по нынешним меркам было немного – терапия, кардиология, гинекология, травматология, хирургия. Хорошо помню, как в хирургическом корпусе, где сегодня находится наше отделение, были выведены цитаты знаменитых врачей и ученых – потолки-то высоченные! И я, чтобы не задремать на ночном дежурстве, выходила в коридор и читала их…
Историю родной больницы, с которой ее жизнь связана уже более полувека, Раиса Павловна знает отлично, с самого основания медучреждения в 1893 году, когда в наполовину достроенном на Орлиной сопке бараке были приняты первые 56 пациентов. Даже писала работу-исследование для очередного подтверждения профессиональной категории, посвященную богатой летописи ГБУЗ ПККБ № 1.
Возможно, интересом к прошлому отзывается ее давняя школьная мечта – стать историком или археологом. Но получилось так, что после 8-го класса составила компанию своей двоюродной сестре при поступлении в Уссурийское медицинское училище, получила профессию детской медсестры. Высокие баллы позволили первой на курсе выбрать место будущей работы, и она, ни минуты не сомневаясь, назвала закрытый в то время Владивосток. Прибыла в крайздрав, получила направление в туберкулезный диспансер на Первой Речке. Но его вскоре расформировали, и 18-летняя Раиса Куликова оказалась в краевой больнице, в хирургическом отделении.
- Что я тогда умела делать? Практически ничего! - улыбается Раиса Павловна. – Раньше не было таких «умных» муляжей, которыми располагают нынешние студенты, поэтому все навыки пришлось постигать на практике. За каждым новичком закреплялась опытная медсестра, и мы, подмастерье, глядя на нее, учились делать внутривенные инъекции, дуоденальное зондирование, забор желудочного сока, даже клизму ставить. На мой взгляд, медицинские сестры того поколения были настоящими профессионалами: умели и за операционным столом ассистировать, и выходить больного после хирургического вмешательства.
Работа молодой медсестре сразу понравилась. И получалось у нее все быстро, легко. С удовольствием ходила в больницу, наравне со всеми участвовала в жизни коллектива, в 80-х годах брала социалистические обязательства на строительстве современного восьмиэтажного хирургического корпуса, с желанием оставалась на дежурства. Но, конечно, и переживать приходилось.
- Особенно плакали, когда маленьких деток не удавалось спасти, - вспоминает Раиса Павловна. – В те годы Владивосток не построил ни «тысячекоечной», ни больницы рыбаков, ни детской на Первой Речке. В хирургию везли к нам – взрослых и детей. Отделение было огромным, вдоль одной стены более 20 кроватей и напротив – вторая полоса на 20 коек. Реанимацию еще не организовали, поэтому после операций здесь же и выхаживали пациентов. Никогда не забуду, как на одном из собраний к нам, молодым медсестрам, пришел главный врач больницы Борис Михайлович Костин и сказал: «Девчонки, вы должны к каждому больному относиться так, будто он ваш родственник». Эти слова стали для меня правилом.
Поступив на работу, когда хирургическое отделение имело лишь женское и мужское подразделения, Раиса Павловна стала свидетелем многих преобразований в больнице. От «общей» хирургии со временем отпочковались специализированные службы: проктология, урология и др. Больница расширялась, оснащалась современным оборудованием, развивались новые направления. На глазах Раисы Куликовой на базе общей хирургии зарождался и высокотехнологичный сосудистый центр, начинавшийся с 12 коек в 80-х годах. Сегодня он включает в себя сердечно-сосудистую хирургию; кардиохирургию, где проводят аортокоронарное шунтирование и протезирование клапанов сердца, и отделение хирургического лечения сложных нарушений ритма и ЭКС, в котором она и трудится.
- С 1994 года на базе нашего отделения, где сегодня насчитывается уже 30 коек, проводится имплантирование кардиостимуляторов, мы делаем радиочастотную абляцию и криоабляцию, - поясняет Раиса Куликова. – Поэтому весь персонал постоянно учится, проходит курсы повышения квалификации, чтобы профессионально соответствовать современным технологиям и запросам.
Всего же под руководством старшей медсестры отделения, Заслуженного работника здравоохранения Раисы Куликовой работают семь медсестер и пять санитарок. Главное, что она стремится донести до каждой – добросовестность в исполнении своих обязанностей и то самое качество, о котором говорил в свое время главный врач Костин – умение к каждому больному относиться как к близкому. А в общении с подчиненными придерживается правила: уважай личное пространство человека и относись к нему, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Кстати, о главных врачах. За полвека медсестринской службы Раиса Павловна работала под руководством семи главврачей. «Каждый из них сделал свой вклад в развитие больницы», - считает она. И вспоминает, как, составляя текст об истории медучреждения, написала слова о том, что, уже имея большой трудовой стаж, еще мечтает поработать в отремонтированной больнице. Так и случилось! В 2010-годах, когда ПККБ №1 возглавлял Андрей Кузьмин, был проведен капитальный ремонт старых и новых зданий больницы.
- Посмотрите, какая красота! – улыбается Раиса Павлова. – Идешь по территории больницы, и душа радуется. Думаю, в другом месте и не смогла бы работать. Я ведь даже не устаю на дежурстве! А если бы стала в свое время археологом, как бы пережила 90-е годы, когда предприятия закрывались десятками? Да, конечно, и в медицине было непростое время. Но, признаюсь, я его даже не заметила… Мне повезло найти любимое дело и работать в больнице, которую считаю лучшей!
«Больница стала вторым домом»
До встречи с Владивостоком в 1953 году Валентина Лаврентьева никогда не видела моря, и когда поезд через 10 суток пути остановился на конечной станции Транссиба, испытала не только восторг, но и страх. Ведь она оказалась на краю света!
…Профессию медсестры за девушку выбрал отец. Редактор газеты в г. Кологриве Костромской области, он не раз лечил легкие в подмосковном санатории «Сосновый бор»: в то время типографии имели дело со свинцом. И до того ему нравилось, как чинно выглядят медицинские сестры! Накрахмаленные колпаки, белые халатики, градусники, грелки... И решил, что его дочь Валентина непременно станет такой же.
- Воля отца! Ослушаться было невозможно, - улыбается Валентина Флегонтьевна. – Да и где учиться в провинциальном городке? Как мы шутили, здесь были только «пед» да «мед». Я легко поступила в медицинский техникум.
А после его окончания через три года, вместе с 20-ю однокурсниками была направлена в Приморский край - необходимо было поднимать медицину. В стране ощущался дефицит кадров, и молодежь отправляли осваивать Дальний Восток. Лежа на верхних полках в общем вагоне, добрались выпускники из Кологрива до Тихого океана. Почти всю группу распределили в медучреждения в крае, а Валентине выпало остаться во Владивостоке. Выйдя на привокзальной площади с чемоданчиком в руке, села на трамвай и приехала на свое будущее место работы - в краевую больницу. С того дня прошло ровно 65 лет.
- Я любовалась Владивостоком, была очарована его улицами, морем, - рассказывает Валентина Лаврентьева. – А больница, главным врачом которой в то время был Константин Николаевич Павленко, сразу стала вторым домом.
В первый год Валентина Флегонтьевна была определена в терапевтическое отделение. Начинала с азов, училась у опытных медсестер, стремилась, как и они, освоить смежные специальности – работать и процедурной, и дежурной сестрой. Жадно тянулась ко всему новому, и старшая медсестра, видя ее интерес к хирургии, взяла девушку в операционную. Так Валентина Лаврентьева стала операционной медсестрой.
- Для меня это был настоящий храм! – делится специалист. - Здесь все блестело чистотой. В мои обязанности входила подготовка инструментария для каждой операции. В то время многое приходилось делать вручную. Например, если у перчатки проколот палец, латали заплаткой из резины. Вручную делались ватные тампоны для промокания раны, обязательно стерилизовались в барабане салфетки, простыни, халаты. Когда все было готово, я надевала маску, перчатки, халат и вместе с хирургом вставала к столу.
Как и другие медсестры тех лет, Валентина Флегонтьевна работала на любых операциях: полостных, грудных, торакальных, но наиболее сложными считались нейрохирургические. Не имея современной томографии, картина прояснялась лишь при вскрытии черепной коробки. Процесс бывал длительным: в 1958 году медсестре Лаврентьевой пришлось присутствовать даже при восьмичасовой операции. Она восхищалась мастерством хирургов и была горда, тем, что участвует в операциях с такими звездами профессии, как Леонид Кожура, Семен Борисенко, Ольга Орлик.
- Я уже много лет не работаю в хирургии, но и сегодня захожу порой в операционные, - признается Валентина Лаврентьева. – Когда в 1986 году открылся новый корпус больницы, было чувство, что пришла большая хирургия. А сегодня она - мировая. У нас равные возможности с американскими, немецкими, французскими коллегами. Если в мое время использовались шкаф для стерилизации с сухим воздухом, микроскоп крепился на лбу, то сейчас – лазерные установки, компьютерная техника, специальные аппараты для очищения крови больного. Раньше для наркоза вчетвером кислородные баллоны приходилось на носилках нести, а нынче достаточно винтик повернуть. Кругом мониторы, фиксирующие все необходимые параметры. Это же достижение! Иногда я думаю: наверное, не смогла бы в новых условиях работать. И сама себе отвечаю: «Да смогла бы!»
И все же Валентина Флегонтьевна уверена: даже в век космических технологий, испытывала бы сочувствие к пациентам. И задавала бы главный вопрос: сможет ли бригада помочь человеку. Она вспоминает, как на заре своей карьеры ассистировала профессору Петрушинскому на детской операции.
- Малыша было очень жаль. У меня слезы текли, а я их даже вытереть не могла: все стерильно, - рассказывает она. – Но позже мне объяснили: операция была спасением для ребенка. Поэтому, считаю, для медсестры важна и психологическая подготовка. Есть и такой момент: в хирургии имеешь дело с открытой раной и кровотечением, и далеко не каждый способен вынести вид и запах крови. Но, признаюсь, помогла тренировка. У меня такой характер - если взялась, должна сделать по максимуму.
Вспоминает Валентина Флегонтьевна и неспокойные ночные дежурства. В истории Владивостока бывали эпизоды, когда пациентов привозили до самого утра. Например, в 60-х годах «славился» бандитизмом район Первой Речки и Голубиной пади. Ночью часто привозили молодых ребят с резаными ранениями. Надо спасать! Случалось, что один лежит на операционном столе, а следующий уже своей очереди дожидается. И когда начинало рассветать, вся бригада испытывала общее чувство: «Выжили!»
… 30 лет провела медсестра Лаврентьева у операционного стола. Совершенствовалась, ездила на курсы в Москву в Институт нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко. Сама училась и молодых коллег «подтягивала». Затем из-за семейных обстоятельств пришлось перейти палатной медсестрой в отделение нейрохирургии. А последние 10 лет Валентина Флегонтьевна работает в кабинете трансфузионной терапии, принимает со станции переливания кровь и распределяет по электронным заявкам. В ее «хозяйстве» - натуральная плазма и эритроцитарная масса, хранящиеся в холодильниках. Они могут понадобиться в любой момент для поступивших на операцию в стационар или в роддом. Важно соблюдать сроки хранения, вовремя сдавать в утилизацию. Точная и порядочная документация – тоже необходимое условие в этом деле. Поэтому к каждому суточному дежурству отличник здравоохранения Валентина Лаврентьева относится с той же ответственностью, как и все 65 лет служения медицине.
- Я до сих пор хожу на работу, как на праздник! – признается медик. – Да, профессию выбрал за меня отец и очень переживал потом, что отправил дочь на край света. Но жизнь показала, что он не ошибся!